Программа специального курса "Логический калейдоскоп" 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании методического заместитель директора директор школы
объединения школы по УВР______ /Полева В.П./ ____/Маслова Ю.В. /
27. 08 . 2013 г. 30. 08. 2013 г. 30. 08. 2013 г.
Протокол № 1
Программа курса
«Логический калейдоскоп»
5 класс
Составитель:
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ «Качульская СОШ»
Каратузского района
Красноярского края
Кармышева Т.И
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс «Логический калейдоскоп» предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении математики в начальной школе.
Программа посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач, с которыми школьники почти не встречаются на уроках. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в течение 1 учебного года). При разработке спецкурса «Логический калейдоскоп» учитывалась программа по данному предмету, но основными всё же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Актуальность данного спецкурса заключается в том, что он может сформировать у учащихся умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом. Задания для курса подобраны в соответствии с определенными критериями и содержанием, практическим значением, интересные для ученика. На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися заданий на каждом уроке и при выполнении индивидуальных домашних заданий. Формой итогового контроля является мини – олимпиада.
Данный спецкурс создаёт условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрирует увлекательность изучения предмета, способствует формированию представлений о методах и способах решения логических задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 ч, 1 ч в неделю)
Занимательное в математике
Магические» фигуры. Ребусы, головоломки, кроссворды. Математические фокусы и софизмы. Занимательный счет. Математические игры.
Задачи на разрезание
Простейшие геометрические фигуры. Задачи на разрезание.
Лабораторная работа «Игра-головоломка «Танграм».
Логические задачи
Понятие « истинно и ложно», « отрицание». Высказывания, противоречащие друг другу. Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Задачи на делимость чисел. Задачи, решаемые с помощью графов. Игровые задачи. Комбинаторные задачи.
Занимательные задачи на дроби
Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.
Олимпиадные задачи
Решение олимпиадных заданий. Решение заданий математической игры «Кенгуру».
Итоговое занятие – Мини - олимпиада
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Количество часов
Практическая часть занятия
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата проведения
План
Факт
1
Ребусы, головоломки, кроссворды.
2
0,5
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя различные методы: метод рассуждений; метод таблиц; метод графов; метод блок-схем; метод кругов Эйлера;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
2
Математические фокусы и софизмы.
2
0,5
3
Задачи на разрезание.
1
0,5
4
Понятие « истинно и ложно», « отрицание».
1
0,5
5
Высказывания, противоречащие друг другу. Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно.
1
0,5
6
Решение логических задач с помощью отрицания высказываний.
1
0,5
7
Задачи, решаемые с конца.
2
0,5
8
Задачи на переливание.
1
0,5
9
Задачи на взвешивание.
1
0,5
10
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
1
0,5
11
Задачи, решаемые с помощью графов.
2
0,5
12
Игровые задачи.
2
0,5
13
Комбинаторные задачи.
3
0,5
14
Старинные задачи на дроби.
3
1
15
Задачи на совместную работу.
3
0,5
16
Решение олимпиадных заданий.
4
1
17
Решение заданий математической игры «Кенгуру».
3
1
18
Итоговое занятие. Мини-олимпиада.
1
1
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
«Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.
Б.А.Кордоменский, «Математическая смекалка», учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г
Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ