Разработка урока по математике в 5 классе на тему "Правильные и неправильные дроби"
Солдатова
Ирина Валерьевна
I квалификационная категория
Самарская область Исаклинский район с. Исаклы
ГБОУ СОШ с. Исаклы
Математика
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович и – 10-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2013. – 264 с.: ил.
Разработка урока «открытия» нового знания по математике в 5 классе на тему
«Правильные и неправильные дроби»
Продолжительность урока 40 минут
Тема: Правильные и неправильные дроби.
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Дидактические цели урока:
- сформировать представление о правильных и неправильных дробях.
- учить сравнивать любую дробь с единицей.
Планируемые результаты:
Предметные: использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание понятий правильной и неправильной дробей.
Личностные:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
– выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– самостоятельно создавать источники информации разного типа;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Необходимое оборудование: документ камера, мультимедиа проектор, ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint ( 12 слайдов)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович и – 10-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2013. – 264 с.: ил.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, ИКТ.
Раздаточный материал: по 2 равных круга на парту, цветные карандаши, по 2 клумбы на группу, картинки цветов
Этапы
урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
1. Мотивация к учебной деятельности
Самоопределение к учебной деятельности
Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку
Визуальный контроль готовности кабинета и учащихся к уроку.
Создание положительного настроя на продуктивную работу.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
-Ребята, какую тему мы изучаем, с какими числами знакомимся?
Что вы уже знаете и умеете делать, используя обыкновенные дроби?
- Как называется число над дробной чертой?
– под дробной чертой?
- что показывает знаменатель дроби?
– числитель дроби?
- как найти 2/3 от 12? Сформулируйте соответствующее правило;
- как найти число, если 2/3 его равны 12? сформулируйте соответствующее правило;
Давайте составим краткую запись к этим задачам.
Перед вами дробь 15/25; Можете ли вы заменить ее равной данной? ¾?
- Какое свойство применяли?
-Сегодня мы познакомимся с новым свойством обыкновенных дробей.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Обыкновенные дроби
Применять основное свойство дроби, сравнивать, находить часть от целого и целого по его части
Числитель
Знаменатель
На сколько частей разделили целое
Сколько частей выбрали
2 человека к доске
Сокращают дробь на 5, умножают на любое число
Основное свойство дроби
Записывают число
Слайд 1
4. Выявление места и причины затруднения
Перед вами задание №1. Прочитайте ее.
1 .Длина дорожки от ворот школы до крыльца равна 80 метрам. Рабочим нужно уложить ее плиткой. Рабочие выполнили 3/4 всей работы. Сколько метров дорожки им осталось уложить плиткой?
2. Сделаем иллюстрацию к этой задаче. Какой длины прямоугольник удобнее нарисовать для иллюстрации?
Закрасьте одним цветом ту часть дорожки, которую уже уложили плиткой. С помощью документ камеры демонстрирую работу одного из учащихся.
С помощью документ камеры демонстрирую наиболее удачные рисунки учащихся.
3. А если рабочие уложили не 3/4, а 1/4 дорожки?
2/4 ?
4/4 ?
5/4 ? Это возможно?
Вернемся к началу нашей задачи.
Что означает обыкновенная дробь 1/4?
2/4 ?
3/4 ?
4/4 ?
5/4 ?
Разделили на 4, а взяли 5, это правильно?
Итак, дробь 5/4 получила название НЕПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ.
У каждой пары задача
Решение задачи
1) 80:4=20 (м)- 1/4
2) 20*3=60 (м)- залож
3) 80-60=20 (м)- остал
Рисуют прямоугольник, делят его на 4 части и закрашивают 3 части
Уложили 20, ост. 60
Уложили 40, ост. 40
Уложили 80, ост. 0
Получился лишний кусок. (или 100м)
Разделили на 4 части- взяли 1 часть
: на 4, взяли 2
: на 4, взяли 3
: на 4, взяли 4
: на 4, взяли 5
Нет, НЕПРАВИЛЬНО
Слайд 2
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Учащимся предлагается задание №2:
; ; ; ; ; ; ; ; .
-Распределите дроби на группы и запишите их.
-Сколько групп получилось?
-По какому принципу выполнено распределение?
Обучающиеся интуитивно, опираясь на вывод сделанный на четвертом этапе урока, верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения.
Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные.
Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему? (проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!)
На самом деле, ребята, в математике дроби подразделяют на правильные (часть целого, а часть всегда меньше целого) из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп.
Затем обучающиеся формулируют тему урока и его цель.
мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный.
«Правильные и неправильные дроби»
Цель: узнавать правильные и неправильные дроби
Слайд 3
Слайд 4
Группа А
Группа Б
Группа С
Слайд 5
6. Реализация проекта.
1. Сравните в каждой группе числитель и знаменатель.
Вы уже знаете, что дробь можно получить, если разделить целое на равные части и взять несколько таких частей. Какими из этих дробей можно обозначить часть целого(единицы)?
2. Можно ли про дроби из группы А сказать что каждая из них часть единицы?
3. Поработайте в парах, попробуйте определить какую группу можно назвать правильными дробями, а какую – неправильными?
Слайд 6
7. Первичное закрепление во внешней речи
1.А теперь, работая в парах, попробуйте сформулировать определения правильной
и неправильной дробей.
2.Откройте учебник на странице 106, прочитайте приведенные там определения.
Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с тем, что вывели вы?
Расскажите определения друг другу.
Мысленно воспроизведите эти определения.
3. Ребята перед вами 2 целых круга разделенные на 4 равные части. Поработайте в группах и выделите на них дробь 7\4. Дробь 7\4 какая?
значит у неправильной дроби… Продолжите...
Если дети не могут продолжить то вопрос.
Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель?
Сравните неправильную дробь 7\4 с 1 . Она больше или меньше 1?
Почему? Докажите.
Какой вывод вы можете сделать?
Какая дробь называется неправильной?
А теперь отделите дробь ¼ и сравните ее с 1 . Она больше или меньше 1?
Почему? Докажите
Значит …….
Давайте все наши выводы оформим в схему или кластер.
Какие числа мы изучаем?
Из чего состоит дробь?
На какие виды подразделяются дроби?
Если ……,то ……
Раздаю готовые схемы
Формулируют определения
Работают с учебником
Неправильная
Числитель больше знаменателя
(т к. это 1 целое и ещё часть)
Вывод:
Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя и дробь больше 1
(т.к. это только часть)
Вывод: у правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1.
Слайд 7
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Дроби со знаменателем 7 и дроби со знаменателем 9.
По какому признаку разделили?
А можно ли разделить по другому признаку?
Кто из вас верно выполнил задание?
Выполняют самостоятельную работу
( правильные и неправильные дроби.)
Слайд 8,9
Разделите дроби на две группы.
2/7, 5\9, 3\7, 4\7, 9\9, 7/9,7\7, 9\7, 11/7,12\9
Проверьте себя.
Правильные дроби
2\7, 5\9, 3\7, 4\7, 7\9
неправильные дроби
9\9, 7\7, 9\7, 11\7, 12\9
или 2\7, 3\7, 4\7,7\7, 9\7,11\7
5\9,9\9, 7\9, 12\9.
9. Включение в систему знаний и повторение
Сейчас мы посмотрим, как вы новые знания можете применять при выполнении других математических заданий. Клумбы с цветами
С помощью документ камеры демонстрирую результаты каждой группы.
Работают в группах.
Слайд 10
Пред вами 2 клумбы. Ваша задача: 10/9 частей клумб засадить розами, 3/9 – ромашками и 5/9 – лилиями. А затем рассчитать необходимое количество денег для покупки цветов, исходя из того, что
1 роза стоит 120 руб.
1 лилия – 90 руб.
1 ромашка – 55 руб.
Стоимость покупки:
10*120 + 3*55 + 5*90 = 1200 + 165 + 450 = 1815 руб.
10. Рефлексия деятельности на уроке
Рефлексивный итог урока.
Перед вами цепочка из слогов и букв. Выполнив задания теста, вы должны поставить соответствующий знак вместо ? :
+, если согласны с утверждением или
–, если не согласны.
Выполняют задание
Слайд 11
1. Правильная дробь не может быть больше 1.( +)
2. 7\7 - это правильная дробь.(-)
3. Неправильная дробь больше или равна 1. ( +)
4. 5\8 – это неправильная дробь( -)
5.Неправильная дробь всегда больше правильной.( +)
МО + ЛОК – К + ДЕР – Р + Ц
11. Информация о домашнем задании
На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся. Составить карточку для своего напарника, состоящую из двух заданий:
1. На отыскание правильных и неправильных дробей;
2.На сравнение дробей .
Самому прорешать составленные задания в тетради.
Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.
Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания.
Слайд 12
Клумбы для каждой группы
Схема
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ