Урок по математике "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз"
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26
с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок по математике
«Увеличение и уменьшение
числа в несколько раз»
Учитель начальных классов: Быстрова С.В.
Нижнекамск 2012г.
Предмет: Математика.
Тема: Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Класс: 2
Программа: «ХХ1 век».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
Раскрыть смысл слов «больше в 2 (3, 4…) раза, «меньше» в 2 (3, 4…) раза.
Познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.
Закрепить знание таблицы умножения и деления.
Развивать математическую речь, мыслительные операции.
Формировать познавательный интерес.
Способствовать здоровьесбережению детей.
Соблюдать гигиенические требования к уроку.
В ходе урока реализуются дидактические принципы:
деятельности;
непрерывности;
целостного восприятия о мире;
минимакса;
психологической комфортности;
вариативности;
творчества.
На данном уроке можно выделить этапы урока:
Самоопределение к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Постановка проблемы.
Открытие новых знаний.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
Итог урока.
Ход урока.
Доброе утро нам,
Доброе утро Вам,
Доброе утро всем!
Вот опять звенит звонок,
приглашает на урок.
Много надо нам узнать,
чтобы знающими стать!
Самоопределение к учебной деятельности.
(СЛАЙД № 1)
Математика - удивительная и загадочная страна, которая хранит в своих недрах великое множество неизведанного и неразгаданного. На этом уроке мы отправляемся путешествовать по Морю Математических Знаний на корабле “Отважный”
(СЛАЙД № 2)
Море – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок. Наша экспедиция побывает в бухте «Копилка знаний», остановится на «Острове сокровищ», где отыщет новые знания в области математики, бросит якорь на пристани «Проверь себя», посетит порт «Вопрос – ответ».
Я сказала, что мы отправляемся в экспедицию. А кто знает, что обозначает слово “экспедиция” (карточка со словом появляется на доске)?
- Экспедиция – (лат.) это отправка вдаль, сама поездка с целью получения новых сведений. (Даль В. И. Толковый словарь русского языка.)
Путешествие далёкое, интересное, а для того, чтобы путешествие было удачным, следует соблюдать следующие правила:
быть очень внимательным, находчивым и сообразительным;
правильно выполнять задания;
не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
помогать и уважать друг друга;
регулярно выполнять физминутки.
(СЛАЙД № 3-4)
Ну что ж, все готовы, и мы отправляемся в великое плавание за новыми открытиями. Нам необходимо посетить бухту “Копилка знаний”. Здесь мы должны захватить те знания, без которых мы не сможем проводить экспедицию.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
(СЛАЙД № 5)
Математический диктант
Увеличь 7 на 4.
Уменьши 36 на 20.
Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получилось 22.
Уменьши 80 на 2.
На сколько 7 меньше 40?
Во сколько раз 21 больше 7?
К какому числу прибавили 4, чтобы получилось 30?
Найди произведение 4 и 6.
Делимое 49, делитель 7. Найди частное.
(СЛАЙД № 6)
11, 16, 30, 78, 33, 3, 26, 24, 7.
* Назовите ответы в порядке возрастания
* Назовите число, в котором 2 дес. и 6 ед.
* Назовите число, в котором количество десятков и единиц одинаковое.
(СЛАЙД № 7)
Вы хотите посмотреть на жителей морских глубин? Тогда сделаем остановку. Но покажутся они нам после выполнения следующего задания.
(СЛАЙД № 8-9)
А мы возьмем с собой в путешествие вот такого котенка. Из каких геометрических фигур он состоит? Какая фигура лишняя?
(СЛАЙД № 10-11)
Галстучек котенка имеет форму квадрата со стороной 5 см. Сколько сторон у квадрата? А почему нам дали длину только одной стороны? Надо найти Р =? и S =?
(СЛАЙД № 12)
А вот кто спрятался от нас на дне моря. У осьминога 8 ног – щупалец. А тело осьминога называют мантией. Сколько щупалец будет у 3 осьминогов? 5?
III. Постановка проблемы и открытие новых знаний.
(СЛАЙД № 13)
Все знание из бухты «Копилка знаний» мы возьмём с собой и продолжим нашу экспедицию.
Физминутка «Рыбки плавали, ныряли в чистой свеженькой воде. То сожмутся – разожмутся, то зароются в песке». Посмотрели вдаль на остров, а теперь на кончик носа. Вдаль – на кончик носа. Вправо. Влево, вверх, вниз и вокруг.
(СЛАЙД № 14)
Мы подплыли к “Острову Сокровищ”. Здесь мы должны отыскать новые знания в области математики.
(СЛАЙД № 15)
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Научимся решать задачи на увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Чтобы этому научиться, давайте вспомним, как мы уже умеем увеличивать или уменьшать числа.
(СЛАЙД № 16)
На острове растут красивые пальмы, а у нас в Татарстане красивые елочки, особенно они красивы зимой. Здесь растут 4 зеленые елочки, а голубых на 2 больше. Объясните, как можно сосчитать, сколько растет голубых елочек? (4 и еще 2)
(СЛАЙД № 17)
В другом парке растет тоже 4 зеленые елочки, а вот голубых в 2 раза больше. Как теперь можно сосчитать елочки голубого цвета? (по 4 взяли 2 раза, нужно взять по 4 два раза)
(СЛАЙД № 18)
Сделаем вывод: Больше на … (+ сложить)
Больше в … раз (х умножить)
(СЛАЙД № 19)
У нас на борту 6 ноутбуков, а компьютеров на 2 меньше. Как узнать, сколько компьютеров на борту нашего корабля? (6 без 2х)
(СЛАЙД № 20)
У нас на борту 6 ноутбуков, а компьютеров в 2 раза меньше. Сколько компьютеров на корабле? (т.к. компьютеров в 2 раза меньше – значит, на каждый компьютер приходится 2 ноутбука. 6 : 2 = 3)
(СЛАЙД № 21)
Для кота приготовили на обед 8 рыбок, а на ужин в 2 раза меньше. Сколько рыбок приготовили на ужин? (на каждую рыбку для ужина приходится по 2 для обеда)
(СЛАЙД № 22-23)
Сделаем вывод: Меньше на … (- вычесть)
Меньше в … раз (: разделить)
(СЛАЙД № 24)
Физминутка «Море волнуется – раз, море…». Игра на внимание «Небо, земля, вода»
IV. Первичное закрепление.
(СЛАЙД № 25, 26)
- Пора бросить якорь в гавани “Проверь себя”.
(СЛАЙД № 27)
Найдите выражение к данным высказываниям.
а х 2, в - 2, с + 2, d : 2
а - 2, в : 2, к + 2, с : 2
(СЛАЙД № 28)
Сокровище мы заберем собой и будем ими пользоваться на уроках математике.
V. Самостоятельная работа.
(СЛАЙД № 29-30)
Нас ждет порт «Вопрос – ответ»
(СЛАЙД № 31)
Реши задачу (по вариантам)
Для салата повар взял 4 помидора, а огурцов в 2 раза больше. Сколько огурцов взял кок для салата?
Для приготовления компота повар взял 12 стаканов смородины, а малины в 3 раза меньше. Сколько стаканов малины приготовил кок для компота?
- Чем похожи задачи? (Вопросами.)
- Чем они различаются? (Условиями.)
- Решение запишите самостоятельно:
(Проверка у доски.)
(СЛАЙД № 32)
VI. Итог урока.
Мы вернулись в свою школу не с пустыми руками, а с новым багажом знаний.
- Что нового узнали на уроке?
(СЛАЙД № 33-36)
VII. Домашнее задание.
Значение слов “бухта”, “порт”, “остров” вы можете узнать из толкового словаря В. И. Даля. А много интересного и полезного об обитателях моря и не только о них вы можете узнать из “Энциклопедии для маленьких. Мир животных”
Список используемой литературы:
Методическое пособие «Математика в начальной школе»
В. Н. Рудницкая
Учебник «Математика 2 класс»
В.Н. Рудницкая
«Открытые уроки» Т.В. Титкова
Толковый словарь В. Даля

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ