Культура Египта












Культура Египта




План


  1. Искусство Среднего царства

  2. Кладбище священных быков

  3. Пирамиды и большой Сфинкс

  4. Рисунки на обломках

  5. Скульптура в храмах и погребениях

  6. Статуи фараона Аменхотепа ІІІ

  7. Суд Бога Осириса

  8. Фивы

  9. Храм в Дейр Эль-Бахри




1. Искусство Среднего царства


В последние века III тысячелетия до н. э. централизованное государство, ослабленное войнами и грандиозным строительством , распалось. В эпоху Среднего царства (XXI-XVIII в. до н. э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра.

В этой период возросла самостоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с прокладкой из щебня и песка между стенами, они быстро разрушались.

Вырубленные в скалах гробницы номархов, сохранившиеся около современного селенья Бени-Гасан, постепенно превратились в сокровищницы произведений искусства. Росписи преобладают здесь над рельефами; это объясняется тем, что для исполнения последних не годился мягкий скальный известняк.

К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (гробница номарха Хнумхотепа, конец XX в. до н. э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под ее тяжестью стебле цветущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрывается в ажурной листве акации, среди них красавец удод, оранжевый, с черно-белыми крыльями.

В гробницах обнаружено множество деревянных статуэток, составляющие иногда целые группы, - слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Похожие на детские игрушки, они наивны и привлекательны.

С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это потребовало большего внимания к воссозданию характерных портретных черт, в том числе и возвратных изменений. На изображениях Сенусерта III и Аменемхета III (XIX в. до н. э.) резкие крупные черты лица, складки на щеках придают им суровое, почти скорбное выражение.

При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированной слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота блюдечко из серебра. Головной убор царевны в виде золотого обруча с изображением священной кобры (уреем) ее пояс из золотых раковин – лишь малая часть ювелирных изделий, созданных в ту эпоху. К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречаются изображение жука-скарабея (символа солнца и воскресения из мертвых) и разных божеств. Пектораль Сенусерса III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, - самая гармоничная среди многих подобных произведений искусства Древнего Египта, дошедших до наших дней.


2. Кладбище священных быков


В Древнем Египте мумифицировали и хоронили в гробницах не только людей, но и священных животных. Среди них были одни помельче – мангусты (которых египтяне называли "фараоновыми крысами"), кошки, павианы, ибисы; другие гораздо крупнее – крокодилы и быки. Особенно почитался бог плодородия в облике быка Аписа. Его изображали на рельефах и саркофагах, между рогов у него помещали солнечный диск.

Стать Аписом мог бык, обладавший множеством известных жрецам примет: мости (всегда черной), особой формой рогов и др. Смерть священного быка и избрание нового всенародного отмечали торжественными церемониями. Быков мумифицировали, клали в саркофаги, которые помещали в Серапеум – пещерный комплекс в Сакаре, который с течением времени поглотили пески.

Кладбище священных быков в Сакаре открыл в 1857 г. французский археолог-самоучка Огюст Фердинан Мариет (1821-1881). Посетителя Сакаре кладбище Аписов словно возвращает в далекое прошлое: тонут во мраке длинные крокодилы, по сторонам которых метра на два ниже их уровня расположены квадратные ниши; в центре каждой – колоссальный "нечеловеческий" по размерам массивный саркофаг из черного, серого или розового гранита. Крышки с иероглифами и изображениями достигают веса в несколько десятков тонн. Путем тщательного изучения остатков надписей, датированных по годам правления фараонов. Мариет сумел восстановить историю Серапеума, включающего в себя шестьдесят пять гробниц, относящихся к XV-IV столетиям до н. э.


3. Пирамиды и большой Сфинкс


Пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера и (XXVIII вв. до н. э.) первый гигантский архитектурный памятник Древнего Эгипта. Она находится в Сакаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребельного ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрел способ кладки из тесаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха – создателя Вселенной, покровителя искусств и ремесел.

В конструкции пирамиды Джосера, которою обычно называют "матерью египетских пирамид", отражены три основных принципа возведения подобных сооружений – гигантские размеры, пирамидальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позднее получили развитие в пирамидах фараонов IV династии.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (грек. Хефрен), Менкаура (грек. Микерин). Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хеопса). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них – пирамида Хеопса – построена в XXVII в. до н. э. Ее создатель – племянник фараона, Хемиум. Пирамида (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания двести тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн. Они удерживают на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают пол миллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным сакрафагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы – собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Все сведенья, факты, цифры, домыслы отступают на второй план при Непосредственной встрече с пирамидами. Один из спутников Наполеона в его египетском походе 1798-1799 гг. французский ученый Франсуа Жомар записал: "… когда вы подойдете к подошве великой пирамиды, вас охватит великое и сильное волнение, чувство потрясения и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его…".

Пирамиды в Гизе, как и в Сакаре, составляли центр огромного погребального ансамбля – с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных, которые и после смерти правителя должны были находится рядом с ним. В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Большой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров – вырубленное в основной своей части из скалы изображение льва с человеческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV (XV в. до н. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос IV исполнил его просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне. Судя по описаниям и гравюрам европейских художников, в начале XIX столетия снова были видны только голова и плечи сфинкса. Его лицо, обезображенное солдатами наполеоновской армии, лишилось носа (величина которого достигала роста среднего человека). После того как вновь произвели раскопки, открылось могучее львиное тело и вытянутые вперед когтистые лапы сфинкса. Его широкое скуластое лицо (некогда окрашенное в красный цвет), возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном, непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого сфинкса Отцом Ужаса, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.




4. Рисунки на обломках


Малоизвестную область искусства древних египтян составляют дошедшие до нашего времени со второй половины Нового царства многочисленные рисунки на обломках известняка, обнаруженные при раскопках Дейр эль-Медины в Фивах. На месте этой старой арабской деревни когда-то жили и работали над созданием царских гробниц фиванские мастера; их жилища образовывали целый поселок.

Раскопки, произведенные на этом месте, открыли богатый археологический материал: от орудий труда до текстов египетской литературы и росписей. Однако самое интересное – рисунки на обломках известняка: они выходят за пределы каких-либо канонов, это непосредственные беглые зарисовки увиденного и как бы наброски будущих работ.

Рисунки настолько смелы, просты и естественны, что трудно представить себе, что их создатели жили несколько тысячелетий назад. Это зарисовки голов, рук, профилей, поз и движений животных (например, дрессированных обезьян); музыкантов и акробатов; обнаженной девушки сидящей на карточках и раздувавшей огонь в печи или плывшей в зарослях и ловящей руками рыбу. Наброски иногда наивны, даже беспомощны, вероятно, это учебные работы, но большинство исполнено профессионально и уверенно.

Среди рисунков есть группа комических изображений, схожие с ними мотивы встречаются на рельефах и папирусах, в росписях на керамике. Здесь вместо людей действуют звери, причем в композициях, повторяющих в той или иной мере официальные каноны: кот преподносит гуся торжественно восседающей на троне крысе; лев и газель играют в шахматы; мышиный царь, подобно фараону, стоит на колеснице, запряженной парой собак, и устремляется на штурм кошачьей крепости; осел, лев, крокодил и обезьяна играют на музыкальных инструментах. Возможно, эти рисунки приближались к карикатурам, или воспроизводили эпизоды ритуальных представлений, которые жрецы разыгрывали в масках священных животных.


5. Скульптура в храмах и погребениях


В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. "норма", "правило") – строгим законом, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их души, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывались в деталях.

Образы, созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности, поэтому из них изгонялось все случайное, суетное, второстепенное. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего царства уникален.

В портретных изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к значительному, совершенному. Существовало несколько видов канонического изображения фараона: идущего – с вытянутой вперед ногой; спокойно сидящего на троне – его руки лежат на коленях; усопшего – в облике бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти – жезл и плеть. Атрибутами фараона были также клафт – полосатый платок с концами, спускавшимися на плечи; немес – головная повязка; короны – белая, в форме кегли(символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей – изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике властителя портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальность и величием. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемого богом – соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе).

Деревянная статуя вельможи Капера (середина III тысячелетия до н. э. ) – дородного степенного пожилого египтянина с посохом в руке – так поразила нашедших ее при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетие до н.э.), на коленях он держит развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он словно ловит каждое слава своего властителя. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет – в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком черном парике, на шее у нее разноцветное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, ее округлое, несколько тяжеловатое лицо, выразительные глаза подкупают непосредственной жизненностью.

Сидящей на троне зодчий Хемиум (XXVIII до н. э.), построивший великую пирамиду Хеопса, - тучный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный прием плоскостного расположения фигуры: ее ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фае, а плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки образа. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершили в деталях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э.). Стройная мускулистая фигура с широким разворотом плеч, гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе.

Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом возник, а позже широко распространился так называемый углубленный рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.

Рельефы развертывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами – в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые – женщин. Изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. "Владелец" гробницы как бы наблюдал за всем происходящим.

Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнении с их окружением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура вельможи расположена, согласно традиции, близ входа в гробницу; у его ноги стоит изящная Херватетхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира сего выглядят торжественно и величественно даже в сценах, полных опасности и азарта, как, например, в сцене охоты на гиппопотама (гробница Ти, XXVIII в. до н. э.). Окружающий человека мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения. В символических атрибутах фараона и богов угадывающих их реальные прообразы: в урее (эмблеме власти) – вставшая на хвост египетская кобра, в скарабее (солнечном талисмане) – африканский навозный жук. Эти образы навеяны самой природой.


6. Статуи фараона Аменхотепа III


Две гигантские статуи сидячего на троне Аменхотепа III (около 1455 – 1419 гг. до н. э.) – единственное, что осталось от знаменитого храма и дворца этого выдающегося правителя. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крутых каменных блоков, одинаково возвышаются среди каменистой пустынной равнины на фоне далеких холмов. Колоссы Мемнона – так стали называть их в I в. до н. э., когда одна из статуй, поврежденная землетрясением, на восходе солнца начала издавать печальные звуки. По представлениям древних греков, таким способом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки героя Ахилла, приветствовал свою мать – греческую богиню утренней зари Эос. Феномен "поющей" статуи ученные объясняют утренними температурными колебаниями воздуха, проникшего в изломы скульптуры. После реставрации, проведенной по приказу римского императора Септимия Севера в начале III в., изваяние умолкло навсегда.


7. Суд Бога Осириса


Почитание бога Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире, покровителя и богатых, и бедных отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства. На голове Осириса высокая корона фараона, его ноги сплетены, как у мумии, в скрещенных на груди руках он держит жезл и плеть – символы власти. Как бога растительности, Осириса изображали в короне из стеблей папируса сидящим среди деревьев или оплетенным виноградной лозой. Тело и лицо его, как правило, были окрашены в зеленый цвет. Долгий путь умершего к престолу Осириса подробно описан в религиозных текстах "Книги мертвых" (XVI – XI в. до н. э.) – сборнике текстов, молитв, заклинаний, магических формул, гимнов. Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на его пути в загробное царство бога Осириса и к райским полям вечного блаженства Иару. Вместе с мумией "Книгу мертвых" клали в саркофаг. Осирис вершил суд в Велико Чертоге Двух Истин. Умершего сопровождают Анубис, бог бальзамирования (его изображали в лице черного шакала или собаки, чаще с человеческим телом и головой шакала), боги Гор и Тот, богиня Исида и павиан (священное животное, посвященное Тоту). Усопший произносит "Исповедь отрицания" ("не убивал", "не чинил людям зла", "не воровал…"). Перед сидящим на троне Осирисом совершается ритуал психостасии (от греч. "психе" - душа, "статис" - "неподвижный", "стоящий"): сердце умершего взвешивают. ( По представлениям египтян, сердце – вместилище разума). На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой – страусовое перо богини истины Маат. Если равновесие весов нарушится, значит, сердце покойного отягчено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чудовище Амт с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Непременный участник психостасии – бог мудрости Тот. Во время суда он обычно стоит справа от весов, записывая результаты взвешивания. Миф об Осирисе и Исиде получил широкое распространение в греко-римском мире; о богине писали многие античные авторы. К изображению Исиды, которая кормит грудью лежащего на ее руках маленького Гора, восходит иконография Богоматери с Младенцем.



8. Фивы


История Фив восходит к небольшому поселении, известному с глубокой древности и ставшему столицей государства в эпоху Среднего царства. Во время Нового царства хлынувшие а Египет богатства превратили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными храмами и дворцами. Фивы стали также центром почитания бога всего Египта Амона-Ра.

Греки называли древнеегипетскую столицу "стовратные Фивы". Несомненно, это было легендарным преувеличением и означало, по-видимому, поистине огромные размеры города, отличавшие его от собственно греческих Фив, именуемых "семивратными". По тем временам Фивы были действительно большим и густонаселенным городом. В Древнем Египте ни один город не мог сравнится с ними по грандиозности и величию архитектурных сооружений. Фивы называли просто Город, как впоследствии Афины, Александрию, Рим , Константинополь.

Фивы расположены на двух берегах Нила, русло которого здесь широко и полноводно. На восточном берегу, там, где вставало солнце, раскинулся многолюдный город живых с прославленными храмовыми ансамблями Ипет Рес и Ипет Сут, дворцами, садами и водоемами. Здесь кипела торговля, вдоль реки располагались лавки и мастерские, по набережной мчались колесницы, шли толпы людей, шествовали торжественные процессии. На западном берегу, ближе к реке, в долине высились поминальные храмы фараонов разных династий, а в скалах Ливийского хребта укрывались гробницы царей и знати.

Деление каждого города Древнего Египта африканской рекой на две части было традиционным: культ мертвых связывался с западом, откуда наступала безжалостная пустыня и где бог солнца Ра спускался в подземный мир. Трудно представить себе, как выглядел на западном берегу Фив город мертвых. Ныне здесь господствует безлюдье, зной и тишина. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего сохранились руины храма царицы Хатшепсут В Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум).

В Фивах можно убедится, что при всех утратах и разрушениях древнеегипетские памятники не исчезли бесследно подобно памятникам других цивилизаций. Фивы на тысячу лет старше знаменитого в Древнем мире города, Нового Вавилона, о великолепии которого реально судить уже невозможно. Развалины фиванской архитектуры, с ее исполинскими статуями, прекрасными рельефами и росписями, и сейчас захватывают своей необыкновенной красотой. И до сих пор с правого берега Нила каждый вечер в течение тысячелетий можно увидеть феерическое Зрелище пламенеющего красками заката, отражаемого бурыми водами реки: бог солнца Ра уходит в царство мертвых.

египет фараон номарх фреска храм

9. Храм в Дейр Эль-Бахри


Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или "дома" богов. Один из них – заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвященный богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богине любви, музыки и танца, глубоко почитался египтянами.

Женщина – фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царствования не сколько не воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С ее именем связана также далекая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служила ее многочисленные изваяния. Хрупкая, миниатюрная женщина с характерными очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлиненными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с накладной бородкой. Такова была традиция изображения фараонов. Хатшепсут, желая утвердить свою власть над подданными, не привыкшими видеть женщину на троне, следовало давно сложившимся правилам. После кончины царицы Тутмос III уничтожил статуи Хатшепсут, ее имя в надписях было сбыто.

Храм в Дейр эль-Бахри – выдающийся памятник древнеегипетского зодчества – построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделенный огромной государственной властью. Храм стоит у подножия круто обривающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней неповторимое целое. Храм расположен на трех террасах, соединенных пандусами (наклонными площадками) и обрамленных столбами и колонами. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по алее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колоны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далекую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоемы; росли деревья.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории художественная культура:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ