Рабочая программа к уроку МХК (5 класс)
Пояснительная записка
Образовательная область: искусство
Предмет: Мировая художественная культура
Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»
Класс: 5
Программа: Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.
Год: 2011 – 2012
Количество часов: в год – 35, в неделю -1
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.
Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология.» направлена на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.
Краткая характеристика содержания:
-
Название содержательного блока
Процент учебного времени
Введение
3%
Античная мифология
74%
Мифология древних славян
23%
Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданного в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.
Задачи курса:
*способствовать воспитанию художественного вкуса
*создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства
*подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства
*развивать общеучебные и предметные умения учащихся.
Форма обучения: классно-урочная.
Методы организации учебного процесса:
а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично - поисковый;
б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).
Методы и приемы обучения: словесный ( беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).
Типы уроков: по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию изучения курса учащийся:
должен знать:
*основные понятия курса – античность, миф, академия, гармония, цивилизация, интерпретация, лицей и др.
*мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров
*причины изменения интерпретации образов и сюжетов на протяжении истории развития мировой художественной культуры
*актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для наших дней
должен уметь:
*выделять главную мысль изучаемого литературного текста
*давать характеристику героя
*формулировать собственную оценку изучаемого произведения
должен владеть навыками:
*отбора и анализа информации, в том числе компьютерных технологий
*монологического связного воспроизведения информации
*выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях
*презентации собственных суждений, сообщений
*сценической, выставочной, игровой деятельности
*толерантного восприятия различных точек зрения
владеть образовательными ключевыми компетенциями:
*исследовательские компетенции – умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях, работать с документами
*социально-личностные компетенции – умение критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями, осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций, понимать произведения искусства и литературы, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение
*коммуникативные компетенции – умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, литературно выражать свои мысли, создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных
Учебно-методическое обеспечение программы
Класс
Учебная программа
Учебники
(название, автор)
Методические материалы
Материалы для контроля
5
Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.
Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. 5 класс. М., «Дрофа», 2009
Н.Н. Куцман. Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Г.И.Данило вой. Волгоград, «Корифей», 2007
Тесты, опрос, понятия, индивидуальные работы
Календарно-тематическое планирование
Мировая художественная культура, 5 класс
№ урока
Название раздела, тема
Кол-во часов
Дата или учебная неделя
Тип урока
Учебные действия (на уровне ключевых компетенций)
план
факт
Введение
1
1
Сотворение мира
1
1
Вводный
Умение работать с литературой
Раздел 1. Античная мифология
25
2
Бог-громовержец – Зевс.
1
2
Урок формирования знаний
Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры
3
Художественное воплощение образа Зевса в искусстве.
1
3
Комбинированный
Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры
4
Окружение Зевса.
1
4
Урок формирования умений и знаний
Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников
5
Мифы о Зевсе и их литературная интерпретация.
1
5
Комбинированный
Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников, работать с литературой
6
Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий».
1
6
Изучение нового материала
Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах
7
Отражение мифа о Прометее в произведениях искусства.
1
7
Комбинированный
Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах, формирование эстетической культуры
8
Посейдон – владыка морей.
1
8
Урок-лекция
Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности
9
Величественный образ Посейдона в произведениях искусства.
1
9
Комбинированный
Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности
10
Бог огня Гефест.
1
10
Комбинированный с элементами практич. работы
Сопоставление мнений и фактов, самостоятельный анализ различных источников, учить отстаивать свою точку зрения
11
Афина – богиня мудрости и справедливой войны.
1
11
Урок-экскурсия,
совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
12
Образ Афины в произведениях искусства.
1
12
Комбинированный
совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
13
Лики Аполлона.
1
13
Практикум
Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации
14
Аполлон Мусагет – покровитель муз.
1
14
Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, представлять результаты своей деятельности
15
Орфей и Эвридика.
1
15
Изучение нового материала
Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников
16
Диана (Артемида) – покровительница охоты.
1
16
Изучение нового материала
Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче
17
Арес - неукротимый бог войны
1
17
Урок-лекция
Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой
18
Культ бога Диониса
1
18
Урок самостоятельной работы
Самостоятельная работа с источниками, развивать эстетическую культуру
19
У истоков театрального искусства.
1
19
практикум
Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации
20
Афродита – богиня любви и красоты.
1
20
Урок-экскурсия
Усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе
21
Образ Афродиты в произведениях искусства.
1
21
Усваивать информацию по тексам учебных пособий, дополнительной литературе
22
Нарцисс и Эхо в произведениях искусства.
1
22
Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче
23
В сетях Эрота.
1
23
Расширение лингвострановедческих знаний, развитие коммуникативных умений
24
Амур и Психея в произведениях различных жанров.
1
24
Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике
25
Изображение Флоры в произведениях искусства.
1
25
Структурировать учебный материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи
26
Контрольно-обобщающий урок по теме «Античная мифология»
1
26
Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями
Раздел 2. Мифология древних славян.
9
27
Мифы древних славян – исторические истоки славянкой культуры.
1
27
Изучение нового материала
28
Перун – бог грома и молнии.
1
28
Урок-лекция
Чтение и анализ текстов, расширение познавательной деятельности
29
Велес – символ богатства и благополучия.
1
29
Комбинированный
Анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное
30
Главные персонажи зимних языческих праздников.
1
30
Устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, умение работать с литературой
31
Образ Дажьбога в произведениях искусства.
1
31
Комбинированный
Применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации
32
Культ богини Макоши.
1
32
Комбинированный
Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой
33
Лада – покровительница семьи и брака.
1
33
Комбинированный
Логически мыслить, классифицировать, выявлять связи и делать выводы, объяснять особенности
34
Капало, Ярило, Кострома
1
34
Комбинированный
Обобщать материал как систему знаний, проверить способность творчески мыслить и применять знания на практике
35
Контрольно-обобщающий урок по теме «Мифология древних славян»
1
35
Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории художественная культура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ