Внеклассное мероприятие по МХК «Православные и народные праздники» 8 класс
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 18 города Ставрополя
Внеклассное мероприятие по мировой художественной культуре (8 класс)
«Православные и народные праздники»
Цель:
Познакомить учащихся с православными и народными праздниками Древней Руси;
Показать влияние культуры и быта на другие стороны жизни общества;
Способствовать развитию воображения учащихся, формированию представлений о традициях народа.
План:
Годовой круг праздников.
2. Сообщения учащихся:
Рождество Христово и Крещение;
2.2. Кукольные представления;
2.3. Масленица;
2.4. Вербное воскресенье и Пасха;
2.5. Троица.
3. Праздники, связанные с сельскохозяйственными работами.
Учитель.
В древние времена и крестьяне, и горожане-ремесленники обязательно занимались земледелием. Все люди были верующими: свято верили в Бога, поэтому они обязательно отмечали православные религиозные праздники. Вся их жизнь протекала от одного праздника до другого. Летние праздники были связаны с пробуждением природы и назывались поэтому «зелеными святками», а зимние - готовили к будущему севу и сбору урожая.
1 ученик.
Время от Рождества Христова (25 декабря/7 января) до Крещения (6 января/19 января) называли зимними святками. На святках слились языческие обряды и христианские воспоминания о Христе.
В длинные зимние вечера молодежь собиралась у кого-нибудь дома на вечерки, то есть посиделки. Девушки гадали, пели песни, пряли. Помните в сказке?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
В такие зимние вечерние праздники собиралась детвора и ходила с бумажной «звездой» вокруг домов, пела рождественские песни, прославляющие хозяина и его дом. За эти песни хозяева щедро угощали песенников, дарили им подарки. От двора ко двору ходили в эти вечера славильщики - исполнявшие песнопения, посвященные Рождеству Христову, величании хозяину, хозяйке и их детям. Такие песнопения еще назывались колядками. Они начинались со слов: «Христос рождается, славите». Хозяева обязательно давали славильщикам (колядовщикам) угощение, деньги. После обряда участники собирались в одном доме на краю деревни или улицы и закусывали, высыпали все из мешков и делили поровну. В состав святочных обрядов входило гадание. Гаданий было множество.
На стол ставили красное деревянное блюдо, покрытое платком, в которое участницы опускали кольца, наперстки и другие мелкие вещи. Ответ на гадание давала песня, под которую девушка вынимала свою вещь. Песен с разным содержанием было великое множество. Да и самих способов гаданий тоже. Считали в заборе колья три раза по девять и последний кол должен был обозначать жениха девушки: если кол в сучках - жених сердит, если кол без коры окажется — жених бедняком будет, если в коре и стройный, то богач.
В святках непременно участвовали ряженые. Костюмы и маски готовили заранее. Парни рядились в офицеров, цыган, женщин. А девицы - в птиц - изображали курицу или журавля. Костюмы медведя, волка и козы также были популярны. Двое парней рядились в лошадь. Передний держал на двузубых вилах голову лошади, сделанную из соломы. Голова, как и вся «лошадь», обтягивалась попоной, так что видны были только ноги парней. «Медведя» — парня в вывороченной шубе - водили на цепи. Вожак медведя был непременно с льняной бородой. Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице.
Ряженые, в отличие от славильщиков, заходили в избу. Посиделки в какой-то момент прерывались их приходом. Ряженые давали представления. Вбегали персонажи с рогами, хвостом, помелом. Они могли войти в дом и непрошеными. Пугали хозяев и гостей, озорничали, шумели. У каждого была возможность блеснуть остроумием и выдумкой, игры сопровождались смехом и песнями. Самой популярной была игра в жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери. К нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей: пока не поймает себе замену.
2 ученик.
Горожане в старину очень любили и кукольные представления. Кукольник одевал юбку с обручем на подоле, поднимал ее так, что она закрывала ему голову, а потом из-за этой «занавески» показывал кукол. Иногда ходили с вертепом. Это был ящик с двумя ярусами. Вертящиеся деревянные фигуры разыгрывали сцены из жизни Христа, волхвов.
На празднике можно было встретить скоморохов - людей, которые веселили народ. Они собирали вокруг себя огромные толпы горожан, играли на бубнах, гудках и других музыкальных инструментах, показывали ученых медведей, выступали с акробатическими номерами, танцевали и просто шутили.
3 ученик.
По части веселья могла посоперничать со святками Масленица. Этот наиболее знаменитый зимний праздник отмечали в феврале-марте. Самая ранняя Масленица праздновалась в начале февраля, самая поздняя — в начале марта. Такое название праздник получил потому, что на этой неделе мясо уже исключалось из пищи, а коровье масло еще можно было есть. На Масленицу самым популярным кушаньем были блины с икрой. Вот какими песнями встречали праздник:
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
Во время этого праздника жгли костры, сжигали чучело Масленицы, прощались с зимой. Ребятам говорили, что на этом костре сгорело все масло и молоко, поэтому его долго-долго нельзя будет есть. Во время Масленицы непременно катались на лошадях. Лошадей обвешивали цветными лоскутками и бубенчиками, колокольчиками и расписными дугами. Из саней с упряжками образовывали целые поезда - вереницы. Большое значение в катаниях имели и сани. Если саней не было, то запрягали дровни. Одевались для катаний по-праздничному. Даже шубы
брали напрокат у богатых. Для многих праздничное катание на красиво убранных лошадях соединялось с поездкой в гости. Такое катание было очень популярным, так как на него брали детей всех возрастов и даже закутанных в одеяла грудных детей. С заходом солнца катание прекращалось. Санное катание для молодежи было состязанием в скорости, демонстрацией удальства. Озорники вваливались в сани «на ходу».
Второй традицией на Масленицу стало катание с ледяных гор. Почти в каждой деревне делали большую ледяную гору (иногда и искусственную), а сверх того, устраивали еще отдельные небольшие катки для детей у домов. Что же говорить о городах. Они были сплошь покрыты горами для катания. Гору строили так: ставили столбы и скат из досок, заливали его снегом с водой, так чтобы получался большой слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось и на ровной местности, где снег также поливали водой и делали раскат. По бокам горки втыкали елки, а также фигурки из снега, облитые водой. Катались с гор на салазках — санках, кожаных шкурах и рогожках. На санях умещалось 2-3 человека, а на шкурах и рогожках — до 10. Были и катульки - выдолбленные с одной стороны деревянные доски, напоминающие корыто. Парни катались и стоя, а особо удалые - на коньках. Катание сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Валили друг друга в снег, натирали им голову или забрасывали снежок под рубаху, за пазуху.
Существовали и другие забавы. Это прыжки через костер и «взятие снежного городка». Первая забава связана была с сжиганием чучела Масленицы. Делали огромную бабу из соломы, вывозили ее на санях за деревню и сжигали. Обычно это делалось в конце масленичной недели. При этом присутствующие прыгали через костер. Костер «строили» целую неделю: собирали дрова, солому, хворост, кадки и другое старье. Во время прыжков пели:
Гори, гори, Масленица,
Симонова племянница,
Пройдет семь недель,
Придет светлый день,
Будут пасху носить,
Будут яйца красить.
Взятие снежного городка - это сложная затея, целый спектакль, спортивное состязание и игра. Для этой забавы специально возводилась крепость из снега и льда. Ее надо было штурмом взять. Осаждающие были конными и пешими. Другая часть молодежи укрывалась за крепостью. Это были дети и взрослые с прутьями в руках. Ими они отгоняли всадника и тех, кто лез на стену, прорывались в ворота. Осажденные защищались под улюлюканье и хохот зрителей. А их было немало: всем хотелось посмотреть, как будут «ломать город». Если удавалось взять крепость, то зажигали в знак победы соломенные столбы и высокие факелы. Победителю давали шуточные призы - два сырых яйца.
4 ученик.
На Масленицу существовали и другие развлечения. Это игра в пышку - прабабушка современного хоккея с мячом. Две команды играющих становились по обе стороны улицы. Каждый участник имел кочергу - железную палку с загнутым концом. Игрок одной из команд поддевал лежащий на земле шар, и все остальные гнали его в определенном направлении, а другая команда не давала это сделать первой. Выигрывала первая команда, если догоняла шарик до определенного места. А если шарик возвращался обратно, то победителем считалась вторая команда.
Более серьезным состязанием были кулачные бои. Они имели строгие правила. Нельзя было бить «лежачего». Также нельзя было бить того, кто присел. Запрещены были удары с тыла, сзади, обязательно надо было сражаться лицом к лицу и голыми руками: в кулаке нельзя было ничего держать.
Заканчивалась Масленица Прощеным воскресеньем. В этот день обычаем стало просить друг у друга прощение.
5 ученик.
С началом весны, пробуждением природы связано Вербное воскресенье.
Одним из самых важных православных праздников была Пасха. Этот праздник назывался еще Святой Пасхой, Великим Днем. Все без исключения шли на крестный ход. Символами праздника являлись крашеные яйца и куличи. Почти везде на Руси было принято «катать яйца». Играющий ставил яйцо свое на кон, то есть выкладывал на землю, где крашеные яички выстраивали в одну линию с промежутками в 4—5 вершков (1 вершок = 4 см). Шагах примерно в ста от середины кона отмечали место, откуда игроки катили мяч, сделанный из льняных хлопьев или ваты и обшитый тряпицею. Вышибленное яйцо считалось выигранным. Позже стали вместо яиц применять для этой игры круглые кости животных, которые называли «бабки». Так появилась игра в «бабки».
Специально к Пасхе строили качели. Они были разные. Очень любили в старину прыжки на качающейся доске, положенной поперек колоды. Две девушки становились на концах доски и раскачивались. Либо одна с разбегу прыгала, а другая при этом взлетала вверх. На празднике можно было увидеть и качели на столбах с перекладиной сверху. На перекладине крепились веревки с сиденьями. Были и качели в виде «чертова колеса», которое крутилось по кругу.
6 ученик.
А вот хороводные развлечения, танцы, песни под открытым небом, в рощах и лугах разворачивались на 50 день Пасхи, в праздник Троицы. Этот праздник иногда так и называли лугами. Отмечали Троицу в мае—июне. Обычай этого праздника предписывал плести венки из зеленых веток березы, их носили сначала на голове, а затем бросали в реку. В Троицу дома также украшали ветками березы, зеленью, полы покрывали травой и цветами. Березовыми ветками украшали иконы в переднем углу. Молодежь собиралась на поляне, водила хороводы. В хороводах непременно пели песни о венке. В середине хороводного круга плясали, а все его участники хлопали в ладоши:
Благослови, Троица,
Богородица!
Нам венки завить,
Венок сплести.
На Троицу любили лакомиться яичными лепешками или яичницей. Блюда из яиц непременно готовили у костра. Парни угощали девушек медом, орехами.
Обычай предполагал и роль березки. На деревце наряжали девушку и под него залезала плясунья. «Деревце» начинало двигаться в хороводе. «Березка» ходила по домам, по окончании праздника девушка- березка бросала деревце в воду. В традициях летних «зеленых святок» было и обливание водой, и ряжение девушек в «русалок». Эти обычаи передавались из поколения в поколение и сохраняли связь с природой и земледелием.
Учитель.
Очень интересно, что само слово «улица» в старину означало «веселое игрище, гулянье». Обычно такое гулянье начиналось во второй половине дня, после дневного сна. Веселье горожан начиналось с танцев. Они размахивали платочками и пританцовывали на одном месте. Танцы водили по кругу, называли такой танец хороводом.
Интересно происхождение слова «танец». Дело в том, что в старину танцевали под специальными навесами - танками.
Слышали вы когда-нибудь слово «рукоплескать»? Оно означает «хлопать в ладоши». В старину во время танца горожане плескали, то есть отбивали такт ладонями.
После танцев начинались игры. Среди любимых игр горожан в старину была игра - прыжки через костер. Считалось, что чем выше прыгнешь, тем лучше хлеб уродится. Была и игра в городки - из чурок складывали фигурки крепости-городка или квадратного, или круглого. Играли две команды, по нескольку человек в каждой.
Летом играли в мячи - кожаные, набитые шерстью, конским волосом. Самая распространенная игра - в лапту. Две команды играли в мяч специальной расширенной с одного конца дощечкой — лаптой. Одна команда была в «городе», вторая - в «поле». Кидала мяч команда из «города». Если в «поле» его ловили сразу, то выигрывали, если нет, то пока мяч поднимали, игрок из «города», кидавший мяч, должен был добежать до черты «поля» и вернуться на свое место. А команда «поля» его должна была «салить» поднятым мячом. Если попадали, то выигрывали. Также играли в свайку. Свайка делалась из железа с большой головкой в виде гвоздя с заостренным концом. Она могла весить до двух килограммов. Второй предмет - железное кольцо. Свайку брали за острие и метали так, чтобы она воткнулась в центр кольца.
Учитель.
Кроме того, были праздники, связанные с сельскохозяйственными работами, с хозяйством. В Егорьев день - 23 апреля/6 мая - после молебна и освящения перед храмом скот гнали в поле ветками, которые хранили с «Вербного воскресенья» - последнего воскресенья перед Пасхой. В Егорьев день почитали лошадей. Вот 29 октября/11 ноября отмечали овчар - овечий праздник. Главными героями этих праздников были пастухи.
Кроме того, в каждом селе или конце города существовал престольный, храмовый праздник. Эти праздники посвящались памяти святого или события, во имя которого была построена местная церковь. Он мог совпадать с одним из больших праздников церковного календаря. К этому дню обычно обновляли сам храм. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины — поделки из дерева. В этот день все шли в церковь принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Иногда священник шел по домам служить молебны перед образом святого, которого почитали в этот день. Это делали еще и потому, что в церкви все не помещались. После службы большинство народа шло на базар. Здесь же можно было обменяться новостями. Потом наступало вновь время службы — обедни, а затем уже шли в гости.
Праздники продолжались до вечера. С наступлением темноты гулянья прекращались: было уже опасно. Улицы в городах запирали специальными решетками. Освещения не было, поэтому сторожа ходили с фонарями и колотушками — специальными палками с привязанными к ним деревянными шариками на веревках. Стук свидетельствовал о том, что покой жителей надежно охраняется.
ЗАДАНИЯ (работа по группам).
1. По календарю напишите те праздники, которые вам известны и которые отмечали в старину.
2. Какие развлечения имели горожане в далеком прошлом? Чем они напоминают вам современные развлечения? Каких артистов вам напоминают скоморохи? Где вы их видели?
3. Вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
з-мл-делие
к-чели
ск-м-рохи
к-лядки
х-р-воды
сл-вление
гор-дки
г-дание
Масл-ница
к-л-тушки
Р-ждество
п-с-делки
к-тания
4. Каждый день масляной недели имел названия: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «лакомка», четверг — «широкий», пятница — «тещины вечерки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеный день». Вся неделя — «честная, веселая Масленица, широкая боярыня». Объясните все эти названия.
5. Почему летние праздники называли «зелеными»? Какие поговорки и пословицы есть про русские праздники? В чем смысл поговорки «Не все коту Масленица»?
6. В какие древние игры вы играли? Вам понравилась эта игра?
7. Кто кому в старину мог петь такую песню?
Мы пришли,
Козу привели, -
Людей веселить,
Орешки дробить,
Деток пестовать,
Хозяев чествовать.
8. Прочитайте отрывок из поэмы Н. Некрасова и подумайте, кто были родителями балагана?
Про балаган прослышавши,
Пошли и наши странники
Послушать, поглазеть.
Комедию с Петрушкою,
С Козою с барабанщицей,
И не с простой шарманкою,
А с настоящей музыкой
Смотрели тут они.
Календарные русские песни
9. Прочитайте календарные русские песни. На какие праздники могли исполнять такие песни?
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок,
Или вилы в бок.
Среди Москвы
Ворота пестры,
Ворота пестры,
Вереи красны.
Светел месяц -
То Тихон сударь,
Красно солнце -
Настасья его,
Часты звезды –
То и детки их...
Вас с праздником,
С Новым годом!
Ой, овсень, ой, коляда!
- Дома ли хозяин?
- Его дома нету,
Он уехал в поле
Пшеницу сеять.
- Сейся пшеница,
Колос колосистый,
Колос колосистый,
Зерно зернисто!
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
На поляне, на лугу
Гнулася березонька.
Завивали девушки,
Лентой украшали,
Березку прославляли:
- Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть!
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые!
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные:
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы.
Литература:
Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991
Забелин И.И. Домашний быт русского народа в XVI-XVII веках. Т 1-3. М., 1985-1901
Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. М., 1995
4. Зыбелин М. Русский народ: его обычаи, обряды,

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории художественная культура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ