Конспект урока для 7 класса по теме «Проблемные диалоги на уроках музыки»

Учитель музыки высшей категории МБОУ « СОШ №30

с углублённым изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Амеровой Р.М.


«Проблемные диалоги на уроках музыки»

Разработка урока музыки в 7 классе


Тема урока: « Многомерность образов в форме рондо»

Цели урока:

- осознать сущность взаимодействия формы и содержания;

- уметь определять особенности формы рондо.

Применяемая технология: проблемно- поисковая.

Метод: проблемный подводящий диалог, «моделирование» произведения

Тип урока: урок-исследование

Проблема: определить форму романса А.П. Бородина « Спящая княжна», тему урока.

Ожидаемые результаты:

предметные

- освоение формы рондо;

- понимать главные особенности содержания и формы, их связи;

- уметь находить взаимосвязь элементов музыкального языка и содержания.

метапредметные:

- уметь находить необходимую информацию в учебнике;

-уметь применять знания о музыке для решения проблемного вопроса;

- проявление самостоятельности в рассуждениях о музыке;

-проявление творческой активности на уроке.

личностные:

-проявление заинтересованности к классической музыке;

-развития творческого воображения, способности ассоциативного мышления;

-развитие навыка коллективной работы, сотрудничества.

.


Этапы урока:

1.Работа с учебником «Музыка 7класс» Авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев.

Литературное чтение (В. Брюсов « Рондо»), анализ текста, содержания.

2. Работа с текстом романса « Спящая княжна», анализ текста, образов, устное моделирование музыкальных тем.

3.Слушание романса, сравнительный анализ с построенной моделью.

4.Подведение к решению проблемы, названию темы урока.

5.Вокально- хоровая работа – разучивание романса и участие в вокальном исполнении.

6. Рефлексия.

Ход урока


Учитель озвучивает проблемный вопрос

1.Работа с учебником. Чтение стихотворения В. Брюсова « Рондо»

- Обратите внимание на особенности воплощения содержания. Что необычного вы заметили?

- фраза «Я плачу…» повторяется несколько раз.

- Для чего автор применяет приём повтора?

- Наверное, для того чтобы заострить внимание на чём-то.

- На чём именно?

- На настроении героя, его душевного состояния.

- В каком настроении он пребывает?

- В настроении печали, уныния, грусти, одиночества, ощущения ненужности.

- Всегда ли одинаков смысл этой фразы?

- Каждый раз она связана с новым состоянием.

-Какие выводы можно сделать?

- Повторяющаяся фраза «Я плачу» звучит как символ произведения, устойчивый элемент,

как постоянное напоминание о главной идее произведения.

2.Познакомимся с тексом романса А. П. Бородина « Спящая княжна». Определите жанровую принадлежность стихотворения.

- Сказка.

-Действительно, автор стихотворения опирался на известные сказочные мотивы о прекрасной царевне, усыплённой злыми силами.

(читаем текст, определяем образы).

- Спящая княжна, рой ведьм и леших, могучий богатырь.

- Проследим последовательность действий в сюжете.

- Картина со спящей княжной, затем следует эпизод с ведьмами и лешими.

- Разбудили ли они княжну? К какому образу возвращаемся?

- К спящей княжне. Далее появляется богатырь для того, чтобы разбудить княжну. Но и ему не удалось это сделать. Вновь возвращаемся к образу княжны.

- Сколько разделов у нас получилось?

- Пять.

- Есть ли повторяющиеся разделы?

- Разделы о спящей княжне

- По какому принципу расположились части произведения? Одинаковы ли образы по характеру?

- Конечно, нет. Спокойный, тихий эпизод со спящей княжной сочетается с шумным образом ведьм, с могучим, сильным образом богатыря.

- Если бы вы были композиторами, как бы вы распределили музыкальные темы?

- Для княжны выбрали бы спокойную, нежную, мягкую, и раз это сказка, похожую на народную песню мелодию. При появлении ведьм и леших резко меняется темп, т.к.само слово тексте «промчался» подразумевает изменение темпа, характера музыки, она становится более напряжённой, резкой по звучанию. Образу богатыря соответствует громкое, мощное богатырское звучание

Определите жанровую природу темы княжны.

-Колыбельная.

3. Слушание романса.

- Сравните услышанную музыку с вашей моделью. Совпал ли наш план с композиторским?

- В принципе совпал.

-Нарисуем схему произведения, обозначив каждый образ отдельной заглавной буквой латинского алфавита: ABACA. С какой буквы начали, той и закончили. Если это изобразить графически, то получится форма круга. Форма романса «Спящая княжна» похожа на круг. Такая форма в музыке называется рондо, что в переводе с французского означает «круг».

По какому принципу расположены разделы?

- Контрастному сочетанию.

На чём основана эта форма?

- На повторах и контрастах.

- Мы сами определили форму произведения по содержанию. Выводим определение формы рондо.

Форма рондо – это музыкальная форма, основанная на чередовании неизменяющейся основной темы с контрастными эпизодами. Основная повторяющаяся тема называется рефрен.

4. Делаем выводы. Какова связь между формой и содержанием?

Они едины, взаимосвязаны

- Итак, назовите примерно тему урока.

- Форма рондо, выразительность формы рондо.

(Учитель озвучивает полностью тему урока).

5. Прежде чем разучивать романс, проведём распевание

Учитель предлагает несколько разминочных, дыхательных и вокальных упражнений.

Разучивание. Текст произведения представлен в учебнике. Под фортепиано романс разучивается по эпизодам, затем исполняем под аудиозапись.

6. Рефлексия. Обучающиеся сами оценивают свою деятельность на уроке.






Использованная литература:

Учебник « Музыка»7 класс Авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев « Дрофа» 2010 год

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ