Конспект урока музыки "Музыка в сказке" 4 класс
ФИО: Рыженкова Наталья Вячеславовна
МБОУ ООШ №90 г. Нижний Новгород
Учитель музыки.
Методическая разработка урока музыки с применением здоровьесберегающих технологий
Тема «Музыка в сказке» для учащихся 4 класса
Вступительная часть:
Разработка урока сделана на основе программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка» 4 класс
Тема «Музыка в сказке»
Цели:
-формирование конкретного представления об особенностях музыкальных сказок;
- развитие познавательного интереса, творческих способностей, умения раскрывать образ с помощью цвета;
Задачи:
Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыке.
Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, мышления, памяти, воображения, фантазии.
Воспитательные: интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы:
Словесно-индуктивный (беседа).
Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения).
Наглядно-слуховой.
Создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся размышлять о музыке, слушать и анализировать музыкальные произведения, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Оборудование к уроку: музыкальный центр, ноутбук, фортепиано.
Материалы к уроку:
Фрагмент сказки «Огонь, вода медные трубы», белорусская народная сказка «Музыкант-чародей», карточки настроений, карточки-«итог урока
Структура урока:
Организационный момент.
II. Основная часть:
- ознакомление с темой урока, постановка целей и задач;
- проверка домашнего задания;
- здоровьесберегающие технологии
- проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу;
- изложение нового материала;
III. Итог урока. (рефлексия)
I Организационный момент.
Начало урока:
Психологический настрой:
Учитель:
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Музыкальное приветствие учителя с учениками и учеников с учителем.
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (Топают ногами}
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх! (Трижды слегка похлопывают по щекам)
Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! (Поет только учитель, а дети отвечают)
Здравствуйте, учитель! Здравствуйте! (Поют только дети, а учитель отвечает)
Учитель:
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
Ход урока.
Оформление доски:
Учитель:
Подравнялись, все готовы к уроку. Улыбнулись друг, другу, пожелали хорошего настроение на урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. (дети выполняют)
Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный, мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Учитель: А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, посмотрев фрагмент видеозаписи.
Демонстрируется фрагмент из сказки «Огонь, вода и медные труды».
Учитель:
Ну что, ребята, догадались?
Дети: Да.
Учитель:
Куда же?
Дети:
В сказку.
Учитель:
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
II Основная часть
Учитель:
Тема нашего сегодняшнего урока – «Музыка в сказке». Как вы думаете, почему понятия «музыка» и «сказка» могут объединиться? Что их сближает? (ответы детей)
Учитель:
Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может. Наша задача – убедиться, что это действительно так. Предлагаю отправиться в сказочное музыкальное путешествие. Первая станция «Готов ли я?».
Дома вы выполняли домашнее задание: вы должны были нарисовать сказку, где музыка является главным действующим лицом. Посмотрите на нашу сегодняшнюю выставку. Какие замечательные работы получились.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
Отправляемся дальше. А сначала мы с вами поиграем.
Здоровьесберегающие технологии
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: “Хомяк” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);
“Кружок” (рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой);
“Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);
“Самовар” (сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2–3 секунды и выпустить через губы, произнося: “Пых!”);
Дыхательная гимнастика (укрепляет дыхательные мышцы, способствует ощущению опоры на дыхании, тренирует артикуляционный аппарат; можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе урока).
Упражнения:
№ 1. Короткий вдох по руке учителя и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
№ 2. Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом дети должны стремиться сохранить нижние ребра в положении вдоха, т.е. раздвинутыми.
Учитель:
Чтобы нам в дороге было веселей, мы с вами споем веселую песню. «Если с другом вышел в путь»
(пение песни классом)
Учитель.
Следующая станция «Сказочная» на этой станции у нас привал, мы отдохнем и послушаем сказку.
Учитель вместе с детьми вспоминает правила слушания: ва тишине, молча, внимательно.
Слушание белорусской народной сказки «Музыкант – чародей»
Учитель:
Понравилась ли вам сказка? Кто главное действующее лицо?
Дети:
Музыкант.
Учитель:
И все?
Дети:
Музыка.
Учитель:
А мы отправляемся дальше. Следующая наша станция «Творческая» .
А теперь я предлагаю вам поработать в группах, ведь один ум – хорошо, а два-три – лучше.
Задание 1 группе (1 ряд):
Помогите сказке, дайте ей название.
Почему вы дали именно это название? Докажите, что оно подходит.
Задание 2 группе (2 ряд):
Послушав произведение, дайте ему название.
Объясните, почему дали такое название.
Задание 3 группе:
Дайте характеристику музыкальному произведению. Если затрудняетесь, воспользуйтесь музыкальным словарем.
По картам настроений выберите те, которые соответствуют эмоциональным состоянием музыканта. Докажите. (карты прилагаются)
Дети работают в группах, затем заслушиваются ответы.
Учитель:
А теперь задание для всех.
Мы с вами решили, что к состоянию музыканта подходит карта, обозначающая радость.
Задание: закончили работу, встали все, закрыли глаза. Представьте ясное, теплое солнце, улыбнитесь солнечным лучам, почувствуйте, как легкий ветерок нас качает. (Звучит музыкальный фрагмент). Откройте через себя музыку в пластике, в движении.
Учитель:
Ребята, а нам пора отправляться на следующую станцию. Но сначала мы с вами отдохнем.
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Учитель:
А нам пора отправляться дальше. Как вы думаете, как называется следующая станция? "Песенная". Нас ждет «Песня о волшебниках» композитора Г. Гладкова из сказки «Новогодние приключения Миши и Вити, послушайте ее.
(Исполнение песни учителем)
Учитель:
Упражнение (столб достоинства)
Подтянитесь, поиграйте мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову, почувствуйте себя победителем.
Результат:
Сознание закрепит горделивую позу в мозгу, а мозг даст команду всем системам работать на его благополучие
А сейчас мы с вами будем разучивать песню.
III Итог урока.
Учитель (подводит итог)
Подходит наше путешествие к концу. И что же мы сегодня узнали нового на уроке? Что вы сможете рассказать о нашем уроке родным? (Ответы)
III.ИТОГ УРОКА.
Рефлексия (карточки )
-Кому было интересно на уроке, подтвердите знаком на карточке.
(отмечай только один отзыв знаком V)
Я всё понял и узнал для себя много нового и интересного
Я почти всё понял, но у меня были трудности
У меня были трудности на протяжении всего урока
Учитель:
Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете!
Учитель:
Домашнее задание:
Нарисовать сказку, где встречается музыка.
Спасибо за урок. До свидания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ