Конспект урока музыки «В мире музыкальных инструментов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10
Озёрского городского округа Челябинской области
Конспект урока музыки
«В мире музыкальных инструментов»
подготовила
музыкальный руководитель
Яшнева Стелла Викторовна
г. Озёрск
2012
Музыка звучит повсюду, она окружает нас. Нас окружает мир, наполненный звуками и голосами живой природы. В силу мощного развивающего потенциала, музыка развивает у детей такие качества как:
Интерес к музыке;
Музыкальный вкус;
Музыкальная эрудиция;
Эмоциональная отзывчивость на музыку;
Творчество
Самостоятельность.
Музыкальные инструменты всегда украшали жизнь человека.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой сказано, что музыкальный руководитель во второй младшей группе знакомит детей с некоторыми музыкальными инструментами: дудочка, металлофон, колокольчик, бубен, погремушка, барабан, а также их звучанием. Учит подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Одной из важных целей программы является подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Для того чтобы детям легче было заниматься в группах детского сада в более старшем возрасте (в средней, старшей, подготовительной группах) важно развивать у них память, мышление, умение размышлять. Все эти задачи я пытаюсь решать на своих занятиях, праздниках и развлечениях с детьми младшего дошкольного возраста. И работа по ознакомлению детей с рядом музыкальных инструментов помогает мне в этом.
В своей практике, работая с детьми младшего дошкольного возраста более 20 лет, я убедилась, что дети 1-2 младших групп могут запомнить название, внешний вид еще ряда инструментов: скрипка, фортепиано, гармошка, гитара, балалайка, арфа.
Звуки различных инструментов по-разному влияют на организм человека. Так, например звучание духовых инструментов делает человека бодрым, активным. Фортепианная музыка соответствует интеллектуальной сфере. Струнные инструменты воздействуют на сердце, развивают чувство сопереживания. Таким образом, прослеживается оздоравливающее, терапевтическое воздействие оркестровой музыки на человека. Вокальная музыка влияет на весь организм, особенно на горло. Улучшается дикция.
Игра на музыкальных инструментах способствует активному развитию музыкальных способностей детей. Её можно использовать на протяжении всего музыкального занятия:
Во-время слушания музыки, пения, при исполнении музыкально-ритмических движений, музыкально-двигательных упражнений, во-время игры в оркестре и в ансамбле. Музыкальный руководитель с воспитателем может совместно развивать творческие способности детей с использованием детских музыкальных инструментов. Звучащие загадки развивают воображение детей. Сюжетно-ролевая игра, прослушивание с детьми аудиозаписей может сопровождаться игрой на детских музыкальных инструментах. Сказочные истории («Кто сказал Мяу?»), русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок»), стихи, рассказы о природе также можно озвучивать на разных музыкальных инструментах.
Знакомство с музыкальными инструментами начинаю с показа ярких, веселых картинок, на которых звери или веселые человечки играют на музыкальных инструментах.
Я показываю движения в воздухе, имитирую игру музыкантов на этих инструментах. Например, палец о палец стучим – барабан. Дети знакомятся со звучанием этих инструментов в записи.
Список музыкальных произведений для прослушивания:
Скрипка: Э.Григ – «Норвежский танец»;
Ф. Мендельсон – фрагмент «Концерта для скрипки с оркестром»;
Н. Паганини – «Capricci per violin solo» op.1, №17;
Дж.Тартини соната «Дьявольские трели» G minor, op.1, часть №4.
Балалайка: русская народная песня в обр. А. Илюхина, М. Красева «Полноте, ребята».
Труба: попевка из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной,
Ж.Бизе – «Кармен-сюита» №2, Danse Boheme.
Арфа: П.Чайковский – балет «Лебединое озеро», Pas de Deux.
Барабан: Ж.Бизе – «Кармен-сюита» №1, Aragonaise.
Фортепиано: Ф.Шопен Ноктюрн №2 E flat magor, op.9.
Также можно звучание ряда инструментов прослушать на синтезаторе. Так происходит знакомство детей с названными музыкальными инструментами. Происходит развитие музыкальной памяти, чувства ритма. Постоянно задействую мелкую моторику рук. Дети учатся ориентироваться в пространстве, изображая в воздухе игру на этих музыкальных инструментах. Использую следующие музыкально-дидактические игры:
«Назови музыкальный инструмент по картинке»
«Угадай, назови музыкальный инструмент по звучанию на слух»
«Угадай, назови музыкальный инструмент по имитации движения руками» (без звука).
Затем дети второй младшей группы сами могут друг другу задавать загадки (см. задания №1, 3).
Более сложный вариант, когда я начинаю детей «путать». То есть, например, показываю картинку барабан и говорю, что это скрипка. Дети должны меня исправить и показать, как на скрипке играет музыкант (проблемный метод).
Работа по знакомству с музыкальными инструментами проходит в течение всего года постоянно. В результате дети запоминают зрительно, как выглядят эти инструменты на картинке. Называют их, узнают на слух звучание этих инструментов. Могут показать в воздухе «имитация» как на этих инструментах играет музыкант.
Загадки о музыкальных инструментах.
В руки палочки берём,
Не жалеем его, бьём.
Трам-там-там, трам-там-там.
Так играет…
(барабан)
Если хочешь поиграть,
Нужно в руки её взять
И подуть в неё слегка –
Будет музыка слышна.
Подумайте минуточку…
Что же это?
(дудочка)
На барабанчик он похож,
А чуть-чуть его встряхнёшь –
Зазвенит он, заиграет.
Кто его, ребята, знает?
(бубен)
Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит весёлый звон!
Что звучит?
(металлофон)
У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(гармошка)
Треугольник, три струны –
Звуки разные важны.
(балалайка)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко,
Затихло всё: играет…
(скрипка)
Я стою на трёх ногах,
Обут в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль
Как зовут меня?
(рояль)
Все эти упражнения развивают у детей зрительную, слуховую память, внимание, мышление. Дети называют эти инструменты – развивается дикция (совершенствуется). Затрагивается моторика рук – когда дети в воздухе имитируют игру на этих музыкальных инструментах. Происходит ритмическое, эмоциональное воздействие на ребенка. В начале учебного года и в мае месяце я провожу диагностику музыкальных способностей детей по методике К.В.Тарасовой.
На праздниках, развлечениях дети с удовольствием играют на шумовых детских музыкальных инструментах. В апреле 2012г. Наши дети принимали участие в городском конкурсе «Веснушки» - исполняли пьесу «Весёлые ложки».
Работа по ознакомлению детей с музыкальными инструментами, также как и игра на
детских шумовых инструментах проводится регулярно и постоянно в течение всего года.
Накоплен большой запас ярких картинок, детских музыкальных инструментов. Много лет я собираю маленькие игрушки (коллекцию мелких игрушек), которые изображают музыкальные инструменты или игру на них. Дети с удовольствием их рассматривают.
В качестве иллюстрации моего педагогического опыта предлагаю конспект музыкального занятия с детьми 3-4 лет:
Программное содержание: Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, совершенствовать умение играть на ложках.
Материал: кукла Катя, дудка, барабан, бубен, хохломские ложки, металлофон, погремушка, колокольчик, треугольник.
Ход занятия: музыкальный руководитель говорит, что к нам в гости пришла кукла Катя. Здоровается с детьми. Кукла Катя принесла волшебный мешочек. В нем лежат музыкальные инструменты. Сначала достают дудочку. Рассматриваем дудочку, предлагаем подуть в нее. Звук похоже на пение птички. Давайте споем песенку про птичку.
Звучит песня «Птичка»
Музыкальный руководитель: какой ещё музыкальный инструмент находится в мешочке у куклы Кати? Достаёт хохломские ложки. Это ложки деревянные, весёлые расписные. Музыкальный руководитель раздаёт всем детям хохломские ложки. Звучит оркестр «Весёлые ложки». Кукла Катя – танцует во время исполнения, затем благодарит детей за весёлую музыку. А сейчас я вам загадаю загадки.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай на чем играю?»
За ширмой кукла Катя играет на бубне, металлофоне, погремушке. Дети слушают и называют эти инструменты.
Музыкальный руководитель: Молодцы, дети, все загадки отгадали. Есть в волшебном мешочке у куклы Кати ещё один инструмент. Достаёт барабан, палочки. Что можно делать под звуки барабана?
Ответы детей: маршировать.
Музыкальный руководитель: Давайте покажем кукле Кате как мы умеем бодро маршировать, а Петя будет в это время стучать палочками по барабану. Все дети под звуки марша идут друг за другом, маршируют. Петя стучит на барабане.
Музыкальный руководитель: Молодцы. Сейчас кукла Катя расскажет вам сказку «Весенний лес». Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. Сказка начинается. Выглянуло солнышко и побежал в лесу ручей. (звенит колокольчик). Зазвенела звонкая капель (треугольник). Проснулись деревья. Пробежал ёжик (музыкальный руководитель тихо играет на барабане). Прыгают зайки (металлофон). Затопал мишка (бубен). Затем птички (свистулька). Наступила весна.
Кукла: Понравилась вам моя сказка?
Музыкальный руководитель: давайте вспомним, какие музыкальные инструменты звучали сегодня на занятии?
Ответы детей: Бубен, металлофон, погремушка, барабан, колокольчик, треугольник, свистулька, хохломские ложки. Кукла Катя хочет вас всех поблагодарить и подарить маленькие подарки. (изображение детских музыкальных инструментов на картинке кукла Катя дарит каждому ребёнку). Прощается с детьми.
Список литературы.
Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ