Конспект урока по Музыке "Колокольные звоны"

МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа






Открытый урок по музыке

на тему:








Разработала: Шевченко М.В.,

учитель музыки

I квалификационной

категории

Красненской СОШ








2012 год

Тема урока: «Колокольные звоны»


Тип урока: мультимедийный, интегрированный, проектный.


Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные.


Цель урока: познакомить с колокольными звонами России; определить, в чём заключается сила и притягательность музыки церковного колокольного звона.


Задачи: 1. Воспитывающая: воспитать интерес и уважение к

православной культуре, эстетические, патриотические и

духовно-нравственные чувства.

2. Развивающая: развить музыкальную память,

музыкальный слух, чувство ритма, навыки хорового

пения, творческие навыки.

3. Обучающая: научить петь лёгким, прикрытым звуком,

чисто интонировать, слушать музыку и понимать её

содержание, научить ценить всё, что нас окружает.

Оборудование: портрет композитора С. С, Прокофьева,

исследовательские и творческие работы учащихся,

ПК, электронный учебник по православию для 9-го

класса.


Литература: Программа по музыке под редакцией

Д. Б. Кабалевского, М. – «Просвещение», 2004.

Интегрированный курс «Основы православной

культуры и музыки». Методические пособия.


Оформление класса: На доске портрет композитора, тема урока,

эпиграф: «…Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он…», у доски

оформлена выставка творческих работ

учащихся «Святая Русь».





Ход урока:


Звучит колокольный перезвон (или песня «Малиновый звон»). Учащиеся входят в класс. Исполняется музыкальное приветствие:

Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока!» - 2 раза.

- Добрый день, добрый день!

Песни петь нам не лень!

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

После музыкального приветствия ребята рассаживаются по местам.

Учитель: Ребята, какая музыка звучала, когда вы заходили в класс?

Уч-ся: Мы заходили в класс под музыку колокольного перезвона (песни «Малиновый звон»).

Учитель: Правильно. А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?

Ответ учащихся.

Учитель: Тоже правильно. Ведь тема нашего урока так и называется «Колокольные звоны». Сегодня мы узнаем с вами как появились колокола на свет, познакомимся с различными видами колокольных звонов, вспомним, кто из русских композиторов использовал в своём произведении колокольные звоны и вспомним ещё одно произведение русского композитора, в котором звучит музыка колокольных звонов.

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Давайте вспомним слова из песни «Вечерний звон», которую вы слушали в 5-м классе:

«Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он…»

Я думаю, что эти строки, являющиеся эпиграфом к нашему уроку, заставят вас задуматься над тем, что колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона и поможет ответить на вопросы, в чём же заключается сила колокольного звона?

Чем он привлекателен? Какие музыкальные образы помогает раскрыть?

Но сначала давайте вспомним, какое значение имел колокол

в Древней Руси?

Ответы уч-ся: Удары колокола отсчитывали время, по их сигналам люди знали в какой день праздник, а когда беда на Русь нагрянула. Колокола-набаты предупреждали о пожаре и созывали народ на вече. Маленькие колокольчики цепляли на шеи животным. Звук таких колокольчиков отпугивал хищников, помогал найти заблудившихся в лесу животных. А ещё колокольчики цепляли на дугу лошади, чтобы в непогоду по его звуку можно было отыскать заблудившегося путника.

Учитель: Всё это правильно. Но как же и откуда появились первые колокола, какие существуют виды колокольного звона? Ребята, дома вы работали над исследовательскими проектами, выполняли творческие работы. Представьте, пожалуйста сейчас ту информацию, которую вы подготовили.

Сообщение №1 «Как появились на свет колокола»

Специально отливать первые колокольчики стали в Италии.

По преданию, ещё в IV веке один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал да и прилёг на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха знакомый цветок – колокольчик.

Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана». От этого слова и произошло название предмета, созданного монахом – Кампанелла, что по-русски и означает «колокольчик».

На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце XV века русские мастера сами овладели секретами создания «кампанелл», да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

Продолжает 2-й ученик:

Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы. Они представляли собой деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера. Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия: Гаврил, Георгий, Лебедь, Медведь, Ревун и другие. И колокола становились словно живые.

Позже люди стали возводить колокольни, которые поднимались выше всех домов. Самая известная колокольня в России находится в Кремле. Называется она колокольня Ивана Великого. И самый большой колокол тоже находится в Кремле, у подножия колокольни. Его так и называют – Царь-колокол. Весит он 200 тонн.

Постепенно на Руси родилось искусство русских звонарей, а так же церковный звон стали различать по видам.

Далее ребята рассказывают о видах колокольных звонов.

Сообщение №2 «Виды церковного звона»

1-й ученик: - Благовест - звон в один большой колокол перед началом

службы, при котором ударяют в оба края колокола.


- Трезвон - звон в несколько колоколов в три приема, без

переборов до трех раз.


- Перезвон - поочередно перебираются все колокола друг за

другом. Этот звон - символ печали, употребляется при

похоронах, а также в праздники Св. Креста, на страстной

неделе.


2-й ученик: - Затравка - нечастый звон в один самый маленький

колокол, как предуведомление о начале звона.


- Переборы - довольно скорые удары по одному разу во все

колокола по порядку от самого маленького до самого

большого, после него начинается «красный звон».


- Погребальный - медленные (до затухания звука)

размеренные одиночные удары в колокол поочередно и

заключительный удар «во сне» (древнейший).



3-й ученик: - Будничный - в будние дни с использованием малых

колоколов (мелодичность звукового рисунка, спокойный

характер).


- Праздничный:

а) великий – звон во все колокола с большими;

б) средний – звон во все колокола, без большого,

в) красный - звон в несколько колоколов, без самых

больших, в 5-7 колоколов звонит один звонарь.

- Малиновый - близок к «красному», но только глубже,

ровнее и мягче (звон в «отборные» колокола).


Учитель: Итак, ребята, вы прослушали сообщения. А теперь я вам предлагаю посмотреть видеолекцию под названием «Колокольный звон Руси», которая расскажет вам о значении колокола для церкви, чем русский колокол отличается от остальных колоколов, а так же вы услышите некоторые виды колокольных звонов, о которых вы уже рассказали ранее. Будьте, пожалуйста, внимательны, чтобы потом ответить на мои вопросы.

Просмотр видео лекции.

Учитель: Ребята, вы посмотрели видеолекцию, а теперь я хочу узнать, кто из вас был наиболее внимательным. Когда на Руси появились первые колокола? Чем отличается русский колокол от других колоколов? Какое значение имеет колокол для церкви? Какие виды церковного колокольного звона вы услышали? Какая у них музыка по характеру?

Ответы учащихся.

Учитель: ребята, мы знаем с вами, что многие русские композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. Давайте вспомним, кто из композиторов использовал в своих произведениях колокольные звоны и в каких?

Ответы ребят:

М.И.Глинка в опере «Иван Сусанин» использует праздничный трезвон, которым издавна встречали победителей. Он звучит в заключении оперы – хор «Славься».

М.П. Мусоргский в опере «Хованщина». Колокольный звон звучит во вступлении к опере под названием «Рассвет на Москва-реке». Колокола звонят к заутрене.

Учитель: Правильно. Ребята, колокольный звон считается одним из символов России и отечественной православной культуры. Как нельзя представить Россию без белого кружевного ситца берёз, без русской матрёшки, без самовара, лихой тройки, без валенок и медведя, так нельзя представить её и без музыки колокольного звона. Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений… Именно эта красота и стала причиной выбора киевским князем Владимиром православия государственной религией Руси.

Вы уже назвали некоторых композиторов и их произведения, где звучала музыка колоколов. А сейчас, ребята, вы узнаете, как использовал в своём творчестве колокольный звон ещё один русский композитор - С.С. Прокофьев (портрет на доске). Сейчас вы увидите несколько фрагментов из героического фильма «Александр Невский»,

музыку к которому написал С. С. Прокофьев. Впоследствии он написал и кантату с одноимённым названием. Ребята, давайте вспомним, какой отрывок мы уже слушали ранее из этой кантаты? А кто мне скажет, что такое кантата? (Ответ). Правильно. А теперь послушайте, какие виды церковного колокольного звона использует в своём произведении композитор? Что выражает музыка и звон колоколов во всех отрывках?

Какой образ помогает создать музыка колоколов?

Видеолекция №2.

Учитель: Ребята, а вам ничего не напоминает колокольный звон под названием «малиновый»? (Ответ: песню «Малиновый звон») Теперь, когда вы узнали столько нового о колокольных звонах, я думаю, что слова этой песни для вас приобретут иной смысл. Подумайте и скажите,

какой образ создали авторы этой песни? Что они хотят донести до наших сердец?

Ответы учащихся.

Учитель: Сейчас, ребята, мы споём эту песню, но сначала давайте проведём небольшую физкультминутку, а затем выполним несколько упражнений.

Физкультминутка: пальчиковая речевая игра «Домик».

Упражнения: 1) Лёгкий массаж головы и ушей;

2) Гимнастика языка (для дикции);

3)Дыхательная гимнастика (2 упражнения).

Вокальные упражнения: ми-ма-мо; ри-ха-хо; даг-диг-дуг-диг;

попевка «Кошкин дом».

Исполнение песни «Малиновый звон»: работа над двухголосием, характером исполнения, исполнение песни с солистами (если есть лишнее время).

Итог урока.

Учитель: Ребята, до сих пор нас поражают своим величием и красотой колокола Кремлёвских и Суздальских курантов, Псковско-Печорские и Ростовские колокола. Есть в их звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное широкой натуре русского народа. И, наверное, нигде голоса колоколов не встречаются так часто, как в творчестве русских композиторов. Мы слышали их у М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П.Мусоргского, С.С. Прокофьева. Скажите, чем же так привлекателен колокольный звон? В чём его сила и мощь? Какое значение имеют колокола в жизни русского народа? Какие образы они помогают нам создавать?

Ответы учащихся.

Учитель: Ребята, сегодня на нашем уроке вы познакомились со старинной русской музыкой – колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов – больших и маленьких. Надеюсь, что сегодняшняя встреча с музыкой вам понравилась и запомнится надолго. А закончить наш урок я хочу замечательным стихотворением Алексея Константиновича Толстого « Благовест».

А. К. Толстой «Благовест».


Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.


Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!


К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый,


В край благодатный,

Забытый мною, —

И, непонятной

Томим тоскою,


Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;


Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,


И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.


Ребята, я благодарю вас всех за подготовку к уроку, за ваши творческие и исследовательские работы, за отличную работу на уроке и исполнение песни и думаю, что вы все сегодня заслужили хорошие оценки.

А сейчас я хочу узнать, с каким настроением вы уйдёте с сегодняшнего урока. На доске, перед вами, листы с названием видов церковных колокольных звонов. Вы все теперь знаете их значение. Прикрепите, пожалуйста, свой колокольчик к тому из них, который соответствует вашему настроению.

Выходя из класса под музыку колокольного звона, ребята прикрепляют колокольчики к соответствующему листу.











Самоанализ урока.


  • Урок типовой – охвачены все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, вокальная работа, музыковедение.


  • Урок комплексный – в равной мере чередуется деятельность учащихся, направленная на повторение и закрепление пройденного материала, музыкальных навыков и умений с восприятием и усвоением новой информацией.


  • Урок интегрированный – на протяжении всего урока прослеживается связь музыки и православной культуры.


  • Урок мультимедийный – на уроке используется компьютерное оборудование, видеолекции.


  • Урок проектный – учащиеся подготовили по теме урока творческие проекты.


  • Урок личностно-ориентированный, потому что каждый ученик имел возможность выбрать самостоятельно тему исследования и тему творческой работы, каждый имел возможность выразить своё отношение к уроку на этапе рефлексии.


  • Структура урока – блочная. Композиционная структура – урок-сценарий. Все виды деятельности подчинены достижению основной цели и поставленных дидактических и воспитательных задач.


  • Модулирование урока построено по принципу сквозного развития: каждый последующий блок является продолжением предыдущего.


  • Время деятельности учащихся на уроке и нагрузка не превышает допустимых норм. Смена видов деятельности служит физиологической и психологической разрядкой для детей, применяются здоровосберегающие технологии.


Фотоматериалы к открытому уроку

«Колокольные звоны»









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ