Конспект урока по Музыке "Можем ли мы увидеть музыку?" 5 класс
Урок музыки в 5 классе.
Урок разработала и провела учитель МОБУ СОШ №21 Г.Белорецка Республики Башкортостан.
Потапова Светлана Борисовна.
Тема: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель: Развитие внутреннего слуха и зрения.
Задачи: Научить детей мысленно, внутри себя, увидеть то, что в действительности мы не видим и услышать то, что на самом деле не звучит; развивать знания о музыке и живописи, воспитывать уважение к классическому и современному искусству.
Оборудование:
Звуковоспроизводитель, видеопроектор, компьютер.
Ход урока.
Дети входят под музыку из к/ф «Там на неведомых дорожках»
Учитель: Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях мы говорили ор том, что музыка не единственный вид искусства, и что она тесно связана с другими видами искусства, например с литературой.
Вопрос: Что было бы с музыкой, если бы не было литературы?
Ответ: (дети) – исчезли бы многие музыкальные жанры: песни, оперы, кантаты, балеты.
Вопрос: Нужна ли музыка литературе?
Ответ: Да, так как это, прежде всего разнообразие литературных жанров. Во многих литературных произведениях музыка является главным действующим лицом (сказки, рассказы о музыкантах, о силе музыки и таланте…)
Учитель: Но оказывается, музыка тесно связана ещё и с живописью. Сегодня мы попробуем выяснить, можем ли мы увидеть музыку?
А поможет нам в этом очень изве6стный и интересный сказочный персонаж. Кто это попробуйте угадать
«В облаках - не по земле,
Летит баба на метле,
Страшная и злая.
Кто она такая? (Баба Яга)
Учитель: Правильно, это Баба Яга. Так она описана в литературе, в загадке. А как вы её представляете?
Ответ: Угрюмая, зловещая,страшная, вредная
Учитель: К образу этого известного на Руси персонажа обращались и многие художники. А вот так она выглядит у разных художников иллюстраторов: (показываются несколько слайдов с изображением Бабы-Яги)
Композиторы тоже очень ярко изображают образ нашей героини. Как вы думаете, какая по характеру музыка должна звучать изображая её?
Ответы детей.
Учитель: А теперь представьте, что к нам в школу явилась Баба Яга.
(учитель исполняет песню) Слышен грохот, слышен вой,
Не боимся мы с тобой!
Кто шумит там, кто грохочет?
Кто попасть к нам в школу хочет?
То не снег и не пурга
Бабка страшная Яга.
Вопрос: Какая музыка по характеру в этой песне?
Чувствуется ли, что образ недоброго героя?
А теперь давайте вместе споём эту песню и постараемся исполнить так, чтобы и мы сами поверили, что злая колдунья хочет попасть к нам в школу.
Разучивание песни (обращаем внимание на выразительность)
Учитель: Это современная песенка, а вот как изобразил Бабу Ягу знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский (портрет Чайковского) в своей пьесе. Прислушайтесь и подумайте, какими приёмами пользовался композитор, чтобы создать образ Бабы Яги.
Слушание фортепианной пьесы Чайковского Баба Яга.
Ответы детей: Музыка рисует её короткими звуками, отрывистыми, острыми и зловещими.
Учитель: Такой она изображается и в известных народных сказках. Но давайте мы споём про нашу героиню ещё одну песню, чтобы немного её подразнить.
Разучивание песни – дразнилки «Баба Яга»
Учитель: Создание образа Бабы Яги в сказках, музыке и иллюстрациях очень похожи. Вы заметили, что мы называем одни и те же слова, характеризуя её, когда смотрим картины, слушаем музыку и читаем книги? И хотя образы эти созданы в разных областях искусства и в разное время, обычно Баба Яга – это страшная колдунья, живущая в тёмном заколдованном лесу. Этот образ продолжает свою жизнь и в кино.
( на слайде: «Литература» «Музыка» «Изобразительное искусство» «Кино»)
Давайте вспомним, в каких фильмах и мультфильмах мы можем встретить нашу героиню? (ответы детей)
Оказывается Баба Яга может быть смешной. В давние времена люди, в силу своей безграмотности, многого боялись. Вот и появлялась в их сказках разная страшная нечисть. Сейчас человек многое знает и поэтому эти сказки сейчас кажутся добрыми и смешными. Но забавные прибаутки складывали и в давние времена. Вот послушайте:
Баба Яга, костяная нога
С печки упала, ногу поломала,
Напугала весь народ
Побежала в баньку
Испугала зайку.
Такие прибаутки кричали нечасто, и с большой осторожностью боясь, что Баба Яга действительно может услышать и появиться из леса, а уж тут несдобровать.
А вот в мультфильме «Летучий корабль» живет в лесу не одна, а целая многоэтажная избушка весёлых лесных старушек. Они даже называются смешно Бабки Ёжки. И поют они забавные частушки. Давайте посмотрим и послушаем, как музыка современного композитора Максима Дунаевского и мастерство мультипликаторов создали необычный образ Бабы Яги.
( просмотр фрагмента мультфильма.)
Учитель: А вот последняя наша Баба Яга – самая волшебная. Воплотил этот образ в музыке Модест Петрович Мусоргский в своём произведении «Избушка на курьих ножках»
Состоит эта пьеса из 3 разделов. Вы услышите, как в начале злая и хромая Баба Яга опираясь на свою клюку, гремит своими костями. Как начинает колдовать, прыгая возле кипящего котла, в котором варится зловещее зелье. А потом вдруг взвивается вверх в своей ступе. Музыка меняет свой характер и уже рисует картину заколдованного леса, над которым пролетает ступа с Бабой Ягой.
Слушание «Избушка на курьих ножках»
Вопрос: С помощью, каких музыкальных средств композитор показывает нам всё это?
Дети: темп энергичный, музыка настойчивая, характер исполнения колючий. Мелодия как ломаная линия: то поднимается вверх, то опускается вниз. «скачет» по нотам отрывисто. А в середине музыка звучит тихо, зловеще и таинственно.
Учитель: Вот мы с вами и увидели музыку. Наша Баба Яга такая разная на картинах, в музыке и в мультфильме т- всё же сохраняет единый образ: сказочный и коварный.
Вывод: Вот мы с вами и увидели картину которой нет, её нам показала музыка.
Домашнее задание: Попробуйте нарисовать свою Бабу Ягу.
Спасибо, до свидания.
Выход под музыку «Там, на неведомых дорожках»
Используемая литература:
Давыдова, Агапова «Музыкальные вечера в школе» 2011 год
Музыка 4-7 класс: Методическое пособие для учителя Д.Кабалевский (под редакцией Абдуллина) 1986 год
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ