Конспект урока по Музыке "Начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова" 3-7 класс
1001 идея интересного занятия с детьми
ОТКРЫТЫЙ УРОК СТАРШЕГО ХОРА «КАМЕРТОН» ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Данилова Юлия Анатольевна,МОУ ДОД «Федоровская ДШИ» г.п. Федоровский Сургутского района ХМАО-Югры, преподаватель
Предмет (направленность): коллективное музицирование - хор.
Возраст детей: 9-14 лет, 3-7 классы.
Место проведения: концертный зал школы.
Тема урока: Начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.
Цель: Разучить I часть украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.
Задачи:
Обучающие:
-закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;
-овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания
Развивающие:
-развивать интерес учащихся к хоровому пению;
-развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;
Воспитывающие:
-воспитывать любовь к хоровому искусству;
-воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
-воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: практическая работа.
Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Характеристика класса: Хор «Камертон» - это коллектив учащихся 3-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту (9-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Так, например, третьеклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора). Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.
Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.
-Итак, вы готовы к работе?
-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
II. Разминка
-В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).
-А теперь «подпитаем» мозг кислородом.
(выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой) (Приложение 1).
III. Распевание (Приложение 2)
Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
· при пении поза должна быть неподвижной;
· правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
· тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
· вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
· нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
· нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
( учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует)
-Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!
IV. Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания
-А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Украинская народная песня «Журавель» в обработке Владислава Соколова (Приложение 3). Мы подробно проанализировали это произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.
-Песня относится к категории шуточных, игровых песен. Какой характер данного произведения?
(веселый, живой, легкий, подвижный, яркий, образный)
-Размер (2/4)
-Тональность (си бемоль мажор (B-dur) с отклонениями в доминантовую тональность фа мажор (F-dur))
-Темп (быстрый)
-Динамика (от пиано (p) до форте (f), в соответствии с фразировкой)
-Штрихи (нон легато (non legato))
-Форма (сложная трехчастная со вступлением)
-Строение I части ( период из 4-х четырехтактовых фраз с окончанием)
-Фактура (во вступлении и I части – гомофонно-гармоническая (главная мелодия находится в партии 1 сопрано (S I), остальные голоса ее гармонически поддерживают), во II части – канон)
-Ваше домашнее задание заключалось в проставлении цезур во вступлении и в I части.
-В каких тактах вы проставили цезуры? (в 6, 14, 22 и 26 тактах)
-А теперь я предлагаю вам разделиться по парам, обменяться партитурами и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание.
(Работа в парах, оценивание товарища)
V. Сообщение темы урока
-Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Журавель» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)
-Итак, тема нашего сегодняшнего урока – начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель»
-Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)
VI. Разучивание I части песни «Журавель»
-Разбор этого произведения мы начнем с I части.
Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование)
Разучивание всем хором партии альтов (A)
Разучивание всем хором партии вторых сопрано (S II)
Разучивание всем хором партии первых сопрано (S I)
-А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Дирижер». Правила игры: певцы должны внимательно следить за жестами дирижера, исполнять все его требования. Дирижер дает задание, какую партию хор должен исполнить. (Ролевая игра «Дирижер». Ученик дирижирует, хор исполняет одну из разученных партий)
Соединение партий альтов и вторых сопрано (при этом партию вторых сопрано исполняют все сопрано вместе)
Каждая партия исполняет свою строчку
-Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?
(Анализ выполненной работы)
VII. Итог
-Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили первую его часть. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над I частью песни «Журавель» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор II части.
VIII. Рефлексия.
-Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).
-Как вы физически чувствуете себя?
· Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)
· Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)
· Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)
-Что можете сказать об уроке:
· Мне было легко и интересно (красный квадрат)
· Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)
· Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
· 5 (красный квадрат)
· 4 (синий квадрат)
· 3 (черный квадрат)
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
IХ. Домашнее задание
Выучить наизусть свою партию в I части (сольфеджио). Проставить цезуры во II части. Уточнить форму произведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.
2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста: http://festival.1september.ru/articles/574865/, 2009.
3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/, 2011.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ