Конспект урока по Музыке "Рождение джаза" 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Карельская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области



XVII областной конкурс «Учитель года – 2007».









8 класс






Учитель музыки

Храмцова Т.Н.



2007 г.


Цели:

- формирование у обучающихся представления о джазовой культуре;

- обучение культуре слушания;

- определение роли джаза в современной музыке;

- развитие познавательного интереса к афроамериканской музыкальной культуре;

- воспитание уважения к афроамериканской культуре.



Задачи:

- познакомить детей с истоками возникновения джаза;

- познакомить обучающихся с основоположниками джазового искусства, творчеством С. Джаплина;

- познакомить обучающихся с основными направлениями джазовой музыки.



Оборудование:

-магнитофон;

-проигрыватель;

-фонохрестоматия;

-компьютер;

-инструмент – фортепиано.


Литература:

Данилюк П., Косарев А. «Факты биографии «Битлз».

Конен В. «Рождение джаза» -М.,»Советский композитор»,90.

Джаплин С. «Регтаймы» - нотный альбом.















1. Организационный этап.


Звучит джазовая музыка (по выбору учителя).

Здравствуйте, ребята!

Вы, конечно же, догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке. Этот урок мы посвятим джазу.


2. Мотивация.

- Вам знакомо это направление в музыку?

- Что вы знаете о разновидностях джазового искусства (основные направления)? (блюз, регтайм, буги-вуги и т.п.).

- Каких знаменитых джазовых исполнителей вы знаете?

(ответы детей).


3. Сообщение темы, цели урока.

Итак, ребята, тема нашего урока: «Рождение джаза». Мы познакомимся с истоками возникновения джаза, с основоположниками джазового искусства, творчеством С. Джаплина, с основными направлениями джазовой музыки.


Слушание: произведение джазового характера по выбору учителя.


4. Основная часть.

На заре далекой цивилизации скрытно от городского мира, на протяжении нескольких столетий шло формирование своеобразного искусства, подобно которому не было ни в одной другой точке земного шара. Музыка, первоначально вывезенная невольниками из Африки, дала неожиданные ростки в северном Новом свете и получила обобщенное название «афроамериканская музыка».

До середины 19 столетия эта музыка упорно пряталась в глубоких слоях культуры США. Только в 70-х годах прошлого века негритянский спиричуэл, неожиданно появившийся на концертных эстрадах мира, побудили в музыкальных кругах сознание того, что в среде черных жителей США развивается своеобразное искусство. Происходит непостижимое.

В период, после 1 мировой войны, мир оказался буквально заполненным пришедшей из-за океана музыкой явно афроамериканского происхождения.

Встреченная в штыки, эта необычная музыка под столь же необычным названием «джаз», с молниеносной быстротой распространялась по городам Америки и Европы.

Ныне, спустя 80 лет после того, как джаз впервые вынырнул из негритянского подполья, он успел разрастись в самостоятельную разветвленную культуру, охватывающую множество школ и направлений. Джаз открыл в музыку новую выразительную сферу, чуждую многовековому европейскому опыту.

Долгое время не только в Европе, но и на родине джаза ломали голову над происхождением этого «невероятного» искусства. Музыка явно легкожанрового плана, пронизанная танцевальными ритмами, она обладала вместе с тем мощным физиологическим воздействием, выходящим далеко за рамки возможностей бальной и развлекательной музыки.

Слушание: произведение джазового характера по выбору учителя.


Начиная с 16 столетия невольники из самых разных районов Африки привезли с собой в Новый свет песни и танцы своих стран. Негритянская музыка в США принимала самые разнообразные формы. Широко известно, какое великое разнообразие народов Африки было представлено в живом товаре, привозимом с черного континента.

Каждый из них имел свою культуру, обычаи, особые виды музицирования. Это многогранное африканское наследие вступало в сопрокосновение в одном случае с протестантским хоралом, в другом – с шотландским и ирландским фольклором, в третьем – с креольскими песнопениями. На пороге 20 века совсем иные разновидности афроамериканской музыки стали привлекать внимание современников. Сначала кекуок, затем регтайм, почти одновременно с ним блюз. Из недр негритянской музыки всплыли на поверхность необычные ритмы, восходящие к Африке.

Слушание: С. Джаплин «Кленовый лист».


«Эпоха регтайма» длилась всего два десятилетия – с середины 90 – х годов 19 века до первой мировой войны. В годы, когда джаз уже приковывал к себе снимание всего мира, регтайм успел отступить на задний план. А поскольку связь между регтаймом и джазом была несомненной, то джаз затмил своего предшественника. О регтайме заново вспомнили после второй мировой войны, а его художественное возрождение – заслуга последнего десятилетия.

Сегодня стало ясно, что регтайм представляет собой ценность сам по себе. Он имеет свою закономерность, ярко выраженную художественную идею. Одна из главных черт регтайма – его мгновенное распространение. В те годы, мир еще не знал ни радио, ни телевидения. Тем не менее буквально на следующий день после появления какой-либо удачной пьесы в стиле регтайма она уже звучала в другом городе страны.

Регтайм был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано. Почему же из всех возможных инструментов, известных в Америке, проводником регтайма стало фортепиано?

- А как вы думаете, ребята?

Суть дела в том, что фортепиано было самым распространенным, самым «домашним», доступным в исполнительском смысле инструментом Америки той эпохи.

С появлением регтайма появилось искусство создателя классического регтайма Скотта Джаплина. Вы уже познакомились с одним из его произведений, когда мы начали разговор о регтайме. Регтаймы Джаплина потому и названы «классическими», что его издатель хотел подчеркнуть, насколько они возвышаются над господствующим уровнем тех лет. С первых регтаймов Джаплина, в особенности начиная с его ставшей знаменитой пьесы «Кленовый лист», опобликованной в 1899 году, и ведет начало музыкальный жанр, получивший известность под названием «классического» регтайма. Нелегко обнаружить и охватить все музыкальные истоки стиля, созданного Джаплином и его последователями – Джемсом Скоттом и Джозефом Лэмом. Эти три композитора вошли в историю регтайма как основатели его первый школы.

К регтайму можно отнести такие танцы, как тустеп, уанстеп, фокстрот.

Слушание: С. Джаплин. «Артист эстрады».


А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с истоками происхождения еще одного направления джаза – блюза. И самое главное, нам надо будет выявить три основные стадии в блюзовом искусстве.

Блюз вошел в мировую культуру одновременно с ранним джазом, и как казалось в те годы, в неразрывной связи с ним. Во – первых, что такое блюз вообще. Это светские лирические песни негров, живших вдоль реки Миссисипи. Это были сольные песни в сопровождении банджо или гитары. По своему жизненному содержанию блюзы совсем не похожи на возвышенные скорбные, полные веры, страдания и протеста хоровые песнопения спиричуэла. В блюзах тоска соединена с веселым отчаянием, безверием. Негритянский поэт Хьюс писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки. Гораздо более грустной, чем спиричуэл. Это потому, что в блюзах горесть не смягчена слезами, а наоборот ожесточена смехом, противоречивым смехом горя, который рождается, когда нет веры, на которую можно опереться».

За диким, отчаявшимся весельем блюзов скрывается трагедия всего народа.

Пусть джаз сложней и пестрей по своим истокам, чем блюз, древнее по происхождению, но при всем различии блюз и джаз начали свою жизнь в мировой культуре в одно и то же время.

В блюзовом искусстве различаются три стадии или точнее «школы». Самая ранняя, зародившаяся в 70 –х годах 19 века носит название «сельских» блюзов. Эту разновидность точнее всего было бы считать фольклором.

Вторая «школа» получила широкую известность под именем «классических» или «городских» блюзов. И, третья «школа» - «изысканные» блюзы. Гораздо позднее это направление отпачковалось от «городской» разновидности.

Послушайте этот блюз, проследите за самой мелодией, полной тоски, страдания. Вспомните слова Хьюса, я думаю, вы во всем с ним согласитесь.

Слушание: любое блюзовое произведение по выбору учителя.


Бернстайн говорил: «Я люблю блюз за то, что он никогда не бывает окончательно печален или окончательно веселым. Самый веселый и буйный блюз всегда чуть-чуть отдает грустью». И послушайте, ребята, еще один блюз

Г. Сасько, который и подтверждает эти слова.


5. Закрепление.

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с джазовой музыкой и для того, чтобы закрепить ваши знания о ней, ответьте на следующие вопросы:

-Как же появился джаз? Откуда берутся его истоки?

-Какие направления джаза вы сегодня услышали? (регтайм, блюз).

-Назовите три «школы» блюза.(«сельские» блюзы – фольклор, «классические» блюзы, «изысканные» блюзы).

- Кто является основоположниками джазового искусства? (Скотт, Лэм, Джаплин).

-Какие танцы появились на основе джазовой музыки? (фокстрот, тустеп, чарльстон, рок-н-рол, буги-вуги, твист, шейк, медисон, уанстеп).

Ну, а в заключении послушайте джазовые композиции легендарного квартета «Биттлз».

Слушание: «Вчера», «Я иду за солнцем» (в исполнении учителя).

Ребята, как вы думаете, джаз сегодня современен?

(беседа с обучающимися).


6. Подведение итога урока.

Конечно же, ребята, настоящее подлинное искусство всегда будет современным и не потеряет своей актуальности. А мне хотелось бы, чтобы вы, зная какую трудную судьбу претерпела джазовая музыка, прежде чем превратилась в самостоятельную культуру, с уважением и пониманием относились бы к этому искусству, чтобы звуки этой музыки завораживали не только ваш ум, но и глубоко проникали в ваши сердца.

На этом урок окончен, до свидания!

(При выходе детей из класса звучит любая джазовая музыка).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ