Конспект урока по музыке в 7 классе «Музыкальная драматургия в Симфонии №1 В.С. Калинникова»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №1528»
Зеленоградского автономного округа города Москвы
Конспект урока по музыке
в 7 классе
«Музыкальная драматургия в
Симфонии №1 В.С. Калинникова»
подготовила
учитель музыки и МХК
Якимович Светлана Александровна
г. Зеленоград
2014
Цель:
сформировать представление учащихся о развитии образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере Симфонии №1 В.С. Калинникова.
Задачи:
- продолжить знакомство учащихся с шедеврами русской симфонической музыки;
- закрепить понимание формы сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; - раскрыть одну из вечных тем музыкального искусства и жизни – тему Родины, России;
- расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства(лаковой миниатюрной живописью);
- развивать способности целостного восприятия образов, креативного мышления, навыки вокально-хорового пения.
Основные используемые методы:
- метод художественного контекста;
- метод размышления о музыке;
- метод музыкальных обобщений;
- метод эмоциональной драматургии;
Музыкальный материал:
Ю. Энтин – Е. Крылатов «Будь со мною», 1 часть Симфонии №1 В.С. Калинникова, слова и музыка Юрия Тарана «Хохлома».
Ход урока:
Вход в класс под музыку песни «Будь со мною». Сегодня мы продолжаем говорить о русской музыке, поэтому вспомним о трёх христианских нравственных ценностях Вере, Надежде, Любви.
Распевание.
Исполнение песни «Будь со мною».
Откройте свои музыкальные копилки и напойте музыкальные интонации знакомых вам симфоний. (Моцарт Симфония №40, Бетховен Симфония №5,Чайковский Симфония №4).
Выберите из музыкальной копилки и спойте интонации из произведений русских композиторов.
Наиграть главную и побочную темы из 1 части Симфонии Калинникова, характеризовать и пропеть.
Слайд.
Василий Сергеевич прожил очень мало и умер в возрасте 34 –х лет от чахотки. То, что он совершил в жизни поразительно не только по качеству музыки, но и по тому, что все создавалось в невыносимых бытовых условиях, постоянной нужде, при беспрерывных физических страданиях. Но при этом его музыка – светлый гимн жизни!
Слайд.
Давайте вспомним, что такое Музыкальная драматургия? (Развитие музыки)
Форма Сонатного аллегро? (Экспозиция-Разработка-Реприза)
Для чего нужна экспозиция? (Для показа, представления тем)
Конфликтный или взаимодополняющий принцип драматургического развития? (Главная и побочная темы взаимодополняют друг друга)
Слайд.
Для чего нужна разработка? (Для развития основных образов)
На предыдущем уроке мы слушали экспозицию 1 части симфонии, где царили 2 образа драматический и лирический. Сегодня слушаем разработку и попытаемся ответить на вопросы:
Какой характер носит музыка разработки 1 части Симфонии В.Калинникова? (Стремительный, напряжённый, энергичный, драматичный);
Сколько «волн нарастания», «волн напряжения» можно услышать в разработке?(Три волны напряжения);
Как они завершаются? (Призывным звучанием группы медных духовых инструментов);
Элементы какой из тем (главной или побочной) получают наибольшее развитие в разработке? (Главная тема получает наибольшее развитие);
Почему композитор выбирает именно эти мотивы для активной разработки?(Чтобы активизировать действие, так как во взволнованной и страстной главной теме содержится больше возможностей для интересного рассказа и действия);
Какой тип развития тематического материала преобладает в разработке 1 части – вариационный или полифонический? (Полифонический тип развития с подголосками и имитациями).
Да, действительно, композитор захватывающе плетёт сюжет, чтобы не ослабевало внимание, не было однообразия и монотонности.
Слайд.
По законам сонатного аллегро после разработки вновь возвращаются главные действующие лица музыкальной пьесы.
Столько разных событий произошло. Что-то изменилось в репризе по сравнению с экспозицией? (Главные действующие лица уже совсем не те, что были в начале действия, они много пережили и невольно изменились).
Симфония Калиникова вылилась как бы из недр народного искусства, изобилуя картинами и образами чисто русского пошиба. Величавый русский эпос с его мощной богатырской силой, молодецкая удаль, народные обряды и праздники, широкое раздолье полей, лугов, озёрной глади и бесконечной долины с лентой реки, исчезающей в дальней дымке, величественные храмы. И всё это Россия!
Я предлагаю вам ещё раз без остановок прослушать разработку и репризу 1 части симфонии и просмотреть образы русского декоративного искусства лаковой миниатюры.
Среди русских народных художественных промыслов особое место принадлежит лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Искусство русской лаковой миниатюры известно во всем мире благодаря деятельности четырех старинных промыслов: Федоскина, а также старинных иконописных центров – Палеха, Мстёры и Холуя.
Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, броши, кулоны и иконы.
Слайды (русские образы лаковой миниатюрной живописи).
Заключение:
Мы с вами слушали фрагмент первой части 1-й симфонии русского композитора Василия Сергеевича Калинникова, одного из самых забытых в мире композиторов, забытых незаслуженно, несправедливо, необъяснимо, которого часто называют композитором одной симфонии, несмотря на то, что у него есть и другие произведения.
Симфония – самая сложная, самая развитая и богатая форма музыки. Умение прочитать симфонию дается не сразу. Порой пугает само слово «симфония» своей «ученостью». Чтобы понять симфонию нужно научиться слушать. Услышать жизнь в звуках, как прочитать целый роман. И вы сегодня смогли это сделать.
Сочините синквейн о Симфонии №1 Калинникова.
Слайд Синквейн-схема.
Зачитать синквейны.
Исполнение песни «Хохлома».
Используемая литература:
Встречи с музыкой. Г.А. Пожидаев. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе» 1995. - 319с. – (Библиотечка журнала «Искусство в школе»).
Русская музыка в школе. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. –М.;Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 320 с.: ноты.
Используемые источники:
http://art.mirtesen.ru/blog/43808081922/FEDOSKINSKAYA--LAKOVAYA—MINIATYURA
http://www.liveinternet.ru/users/3528972/post258441712
http://www.liveinternet.ru/users/3528972/post25844696
http://oleinikov.net/articles/dip/2948_Russkie_lakovaya_zhivopis
Используемая музыка:
Ю. Энтин, Е. Крылатов «Будь со мною»
1 часть Симфонии №1 В.С. Калинникова
«Хохлома» слова и музыка Юрия Тарана
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ