Конспект урока по музыке в 8 классе "Зримая музыка"
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
« Тубинская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Илимского района Иркутской области
Конспект урока по музыке
в 8 классе
«Зримая музыка»
Подготовила
учитель музыки
Большакова Татьяна Альбертовна
Усть-Илимский район
2014
Тема урока: Зримая музыка.
Тип урока : открытие новых знаний.
Содержательная цель: на примере фортепианного цикла П.И.Чайковского « Времена года» ввести понятие « программная музыка».
Деятельностные цели: создание мини-проекта «Если бы я был композитором…», конструирование нового понятия.
Развивающие цели: формирование регулятивных УУД ( формирование целевых установок учебной деятельности, самооценка деятельности);формирование личностных УУД ( выражение положительного отношения к процессу познания, восприятие речи как учителя, так и обучающихся, развитие художественного восприятия, реализация творческого потенциала в ходе работы над мини- проектом); формирование коммуникативных УУД ( оформление высказывания, описывание объекта, конструирование понятия).
Этапы урока
Виды деятельности обучающихся
Деятельность обучающихся
Формируемые виды УУД
Организационный
1.Вход в кабинет
2.Музыкальное приветствие
3.Позитивный настрой на урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!
Ученики: Здравствуйте учитель, здравствуйте!
Учитель: Мы вновь встречаемся с вами на уроке музыки. Сегодня за окном прекрасный солнечный день и я надеюсь, что и наш урок будет таким же солнечным и добрым.
Коммуникативные УУД (формирование доброжелательности, умения слушать и слышать)
Учебное действие
1.Фиксация и выявление места, причины затруднений, выход на проблемный вопрос, самооценивание.
2.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «Данетка».Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, поднимите руку, не согласен- не поднимайте. Итак, начнём…
ИГРА «Данетка»
1.Музыка- это наука.
2.Музыка- это искусство.
3.Картины пишет писатель.
4.Рассказы, поэмы, повести- это творения художника.
5.Картины пишет художник.
6.Музыку пишет композитор.
Учитель: Молодцы! Давайте проверим наши знания ( работа по проверке с презентацией)
Поставьте себе оценку на полях в тетради.
«5»- у кого не было ни одной ошибки
«4»- у кого одна ошибка ( ставят оценки)
Учитель: А если я скажу так « КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?»
(Дети проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, всё фиксируется на доске и быстро подводится итог, что мнения разделились).
Учитель: Наши мнения разделились. Что же нам надо сделать, чтобы найти правильный ответ? В роли кого нам надо сегодня побыть?
Ученики: Нам надо стать композиторами и попробовать самим написать картину.
Учитель: Если мы с вами композиторы, чем мы будем писать картину?
Ученики: Звуками.
Коммуникативные УУД (формирование умения слушать и слышать)
ПознавательныеУУД
(формирование общего представления о искусстве, моделирование различных отношений между объектами)
Регулятивные УУД
(оценка своих знаний)
Личностные УУД
(формирование самооценки)
Коммуникативные УУД
(формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
3.Этапы реализации проекта:
А) Работа в группах
Б)Защита ( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)
В) Формулирование темы урока
Г) Самопроверка по эталону ( музыка композитора)
Д) Включение новых знаний в систему
Учитель: Ребята, к нам, кажется ,кто-то пришёл…
(Презентация с отрывком из м/ф «Трое из Простаквашино», Печкин со словами « Я вам посылочку принёс»)
Давайте посмотрим, что нам принесли. Это три конверта. А что в них, мы сейчас посмотрим в группах. Делимся на группы по смайликам. Посмотрите, у каждого на парте свой смайлик.
( На каждом конверте прикреплён определённый смайлик, ученики, согласно изображениям организуются в три группы).
Учитель: Выполните задание согласно указанному алгоритму. Подготовьте защитное слово.
РАБОТАЮТ ПО АЛГОРИТМУ.
1.Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено?
2.В таблице подчеркните те слова, которые могут относится к вашему изображению. Обоснуйте свой ответ.
3.Подумайте, какие звуки можно использовать для характеристики изображения ( высокие, низкие, средние, громкие, тихие, отрывистые, плавные, быстрые, медленные)
4.Если бы вы были на месте автора, как бы вы назвали своё произведение?
Учитель: Предоставляю слово для защиты.
( По ходу защиты на доске фиксируется название, данное учениками и сама репродукция, которая отображается и в презентации)
Учитель: Теперь, ребята, посмотрите, что объединяет все эти репродукции?
Ученики: Пейзаж, Природа, Времена года….( все варианты ответов фиксируются на доске)
Учитель: Давайте остановимся поподробней на каждом варианте ( учеников надо направить на словосочетание ВРЕМЕНА ГОДА)
Учитель:ВРЕМЕНА ГОДА. Любимая тема композиторов. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного композитора П.И. Чайковского, который своим талантом передал через звуки красоту природы , сделал музыку зримой и тема нашего урока…
Ученики: ЗРИМАЯ МУЗЫКА.( записываем в тетрадь)
Учитель: Более того, композитор перед каждым своим произведением вставил небольшое литературное пояснение( читаем пояснения вслух и прикрепляем после обсуждения к выполненным заданиям на доске, по ходу слушаем отрывки из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года» под названием автора, обсуждаем)
Учитель: Посмотрите, все ли понятия вам известны?( слайд в презентации)
КОМПОЗИТОР ПЕЙЗАЖ НАТЮРМОРТ ОПЕРА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
Ученики: Мы не знаем что такое программная музыка.
Учитель: Это слово вам уже знакомо, потому что сегодня мы с вами как раз послушали программную музыку…Что такое программная музыка? Вставьте недостающие слова.
( на доске слова МУЗЫКАЛЬНЫЕ, СЛОВЕСНОЙ, КОМПОЗИТОР, ВОСПРИЯТИЕ)
Учитель: Проверим ( слайды в презентации)
Программная Музыка - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие..
Получается ,мы с вами сегодня слушали не просто музыку, а музыку программную
Давайте снова поиграем.
Игра «Данетка»
1.Картины пишет художник.
2.Музыку пишет композитор.
3.Композитор может при помощи звуков написать картину.
4.Композитор ничего не может изобразить музыкой.
5.Программная музыка сопровождается словесным эпиграфом.
Самооценка как в начале урока.
Личностные УУД
( формирование интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности, формирование самооценки, формирование установки на здоровый образ жизни через прослушивание классической музыки)
Познавательные УУД
(приобретение элементарных навыков в музыкально- творческой деятельности)
КоммуникативныеУУД
(приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект)
Регулятивные УУД
( планировать результаты решения поставленной задачи)
Познавательные УУД
(формирование умения составлять целое из частей)
Рефлексия
Учитель: Подводим итоги нашего урока. Какую цель мы с вами ставили? Мы справились? Что-то новое узнали?
Ученики: Наша цель была ответить на вопрос «Может ли композитор написать картину?».Мы это узнали. Познакомились с программной музыкой.
Учитель: Молодцы! И у меня для вас подарок. Послушайте коллаж из произведений П.И.Чайковского в современной обработке.
Коммуникативные УУД
( формирование доброжелательности)
Личностные УУД
( формирование установки на здоровый образ жизни через прослушивание классической музыки)
Список используемой литературы
1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Искусство. 8 класс.
М-Просвещение,2013
Использованные материалы
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Искусство. 8 класс.
Фонохрестоматия музыкального материала.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ