Конспект урока по Музыке "В краю великих вдохновений…"
-ТЕМА УРОКА « В краю великих вдохновений»
-ТИП УРОКА Урок объяснения нового материала с элементами интегрированного урока. ( с литературой)
В процессе познания включаются все анализаторы: зрительные, слуховые, двигательные, что обеспечивает прочность связей.
-Я поставила перед собой цель – сформировать представление о литературе, как источнике вдохновения для музыки!
-Важнейшими задачами: стали
Образовательные познакомить учащихся с произведениями П.И. Чаковского «У камелька», Н.А. Римский-Корсаков фрагм из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда» и «Полёт шмеля», РНП «Во саду ли в огороде»
Развивающие: Развить общеучебные умения и навыки
Развитие слушательской культуры.
Умение анализировать
Развития навыков коммуникативной культуры (те умение в ходе живого общения извлекать информацию)
Развить познавательную активность.
Развивать воображение.
Воспитательные: Воспитать эстэтический вкус детей,
Чувство прекрасного.
-Целью для детей: Понять, что являлось вдохновением для музыкантов и где находится «край великих вдохновений».
-В программе данная тема изучается в течении года. В 3 четверти на неё отводится 3 урока. Это был 1 урок.
-Форма ПУТЕШЕСТВИЯ : сложилась исходя из нескольких аспектов:
- Возраст детей, которые любят игровые моменты
- особенности материала
- возможность наиболее ярко показать связь музыки и литературы.
-Отбор содержания форм и методов обучения осуществлён в соответствии с целью урока.
-Урок выстроен в соответствии с требованиями к здоровьесбережению учащихся
- смена видов деятельности
-двигательная активность
При подготовке к уроку использованы цифровые образовательные ресурсы.
Считаю, что поставленные мною цели и задачи достигнуты.
ТЕМА: В краю великих вдохновений…
. Многообразие образов поэзии А.С. Пушкина в музыке. Воплощение жанровых особенностей в музыке.
Содержание урока
Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни.
Понятие «музыкальной живописи».
Игра на муз инструментах с передачей содержания песни выразительными движениями
ХОД УРОКА.
Муз приветствие здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Вениаминовна. И этот урок музыки мы проведём вместе. Для начала, давайте поздороваемся по музыкальному : .« Здравствуйте, ребята. Здравствуйте учитель.»
№1
Вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами совершим маленькое путешествие «В край великих вдохновений…» Мы узнаем, что же вдохновляло поэтов и композиторов на сочинение своих великих произведений , они стали любимыми и родными для многих из нас. Вам интересно узнать что же за КРАЙ?....
№ 2 Обычно, отправляясь в путешествие, люди берут с собой багаж. И у нас он тоже есть. Посмотрите- это ларец. Но он не простой, а волшебный. Чтобы его открыть не требуются ключи, он открывается при помощи музыки.
Вы хотите узнать, что там внутри???.... Тогда давайте исполним песню «Сказки»
Возможно он откроется.
Какая она по характеру? ( нежная, затаённая) Готовы?
№ 3 Исполнение песни «Сказки»
№ 4 Посмотрите, он открылся! Что нас ждёт, какие сокровища он нам приготовил?
- Портрет А.С. Пушкина. – Вы знаете кто это? № 5
- Книга сказок.
- Карта музыкального путешествия.
-Ой! Здесь пчела или шмель. Почему? Зачем? Наверное нас ждёт какая то тайна, а нам её следует разгадать. Итак, вперёд, путешествие начинается…. а шмель будет нашим путеводителем!
№ 6
Звучит муз Римского- Корсакого « Полёт шмеля».
Первая страна, куда мы с вами попали называется «Нянины сказки»
№ 7 С самого раннего детства А.С. Пушкина воспитывала его няня – Арина Родионовна Яковлева. Это очень добрая и чуткая женщина, большой знаток русского фольклора, сумела зажечь в сердце ещё маленького Саши огонёк любви к родному краю, к народу, к Родине. «…Но я плоды своих мечтаний
И органических затей,
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.»
«подруга юности моей» так ласково называл Пушкин свою няню. Вместе с ней они коротали долгие зимние вечера в селе Михайловском.- родовое имение семьи Пушкиных , что находится на Псковсщине, куда в 1824 г. (на два года) по приказу царя Александра I был сослан Александр Сергеевич.
За окном огромные снежные сугробы, метель, вьюга, мороз рисует узоры на окнах, а в доме тепло и уютно. В камине потрескивает огонёк
Давайте послушаем фортепианную пьесу П Чайковского из его муз альбома «Времена года», которая называется «У камелька» Она поможет нам ощутить тепло и уют пушкинского кабинета в Михайловском, постарайтесь услышать тихий разговор поэта с няней. Возможно она рассказывает ему старую сказку…..
Звучит музыка П.Чайковского « У камелька»
Какая музыка? Что вы представили? А вам захотелось сделать что то особенное?
Да. Длинными зимними вечерами, под завывания вьюги няня рассказывала Пушкину сказки, где добро побеждает зло. А вдохновение и талант поэта рождали на свет новых героев. А вы знаете сказки Пушкина? …….. Многие из них получили вторую жизнь в произведениях П.И.Чайковского. Так в его творчестве появилось множество балетов и опер, романсов на слава Пушкина.
Погрелись у камелька, пора и в путь……
Звучит муз «Полёт шмеля»
Следующая страна, куда нас завёл шмель – «Народная музыка»
Пушкин очень любил народную музыку, фольклор – это душа народа, зеркало, история народа. А кто ему пел песни? – няня-
Часто А.С. Пушкин ездил на народные гуляния, ярмарки, где звучали песни, заклички,
былины, водились хороводы совершались обряды и нередко он сам в них участвовал.
Давайте и мы послушаем одну из любимых его песен « Во саду ли в огороде»
Звучит РНП « Во саду ли в огороде» 2 -3 куплета.
Какая по характеру? О чём она? Как поётся?
Давайте разучим её.
Да, но на гуляниях всегда очень весело, давайте тоже устроим маленький праздник. В нашем ларце есть муз инструменты. Называйте: бубен, ложки, маракас, трещотка…..
Играем в оркестр. Играем ритм мелодии. ( прохлопаем в ладоши).
Молодцы!
А нас вновь зовёт в путь наш герой. «Полёт шмеля»
Следующая страна называется « Чудесное превращение»
Что нельзя выразить словом, можно выразить музыкой. Сами стихи Пушкина очень музыкальны. Это отмечали многие русские композиторы и по этому многие сказки получили вторую жизнь – в музыке! Поэзия Пушкина вдохновляла композиторов на творчество. И сказки «оживают»!
Сегодня все знают царя Додона, и колдуна Черномора, Шамаханскую царицу и царя Салтана. И в каждой сказке – ЧУДО, ПРЕВРАЩЕНИЯ!
Угадайте загадку – из какой сказки наши герои?
Н.А.Римский-Корсакой тоже восхищался музыкальностью стиха, которые вдохновили его на создание своих произведений – опер и романсов.
Так в 1899 году к 100 летнему юбилею со дня рождения А.С Пушкина , «великий музыкальный сказочник» Римский-Корсаков сочиняет ОПЕРУ «Сказка о царе Салтане».
Его музыка очень «красочна», он часто прибегает к созданию музыкальных картин звучанием симфонического оркестра1. Как –будто сама музыка рисует нам образы героев.
Ребята, а помните, чем восхищался царь Салтан на острове Леденец? (Три чуда)
какие?
Белочка, 33 богатыря, и царевна Лебедь. Верно. Так вот композитор назвал её «симфоническая картина» Давайте послушаем её и попробуем «увидеть» этих героев
Вступление звучит как призыв слушателей к вниманию, своеобразным «зазывом» полюбоваться очередным чудом. Этот прием композитор заимствовал у народного театра.
Представьте, что действие происходит в сказочном городе Леденце. Поэтому после сигналов вступления музыка будет рисовать образ волшебного города (праздничный перезвон колоколов, фанфары городских глашатаев, сказочное звучание струнных с арфой и колокольчиками)….
Римский-Корсаков «Три чуда» Белочка..
Какая музыка?
Какая по вашему белочка?
А что знакомого вы услышали?
Что за песня? Так сам Пушкин наделяет белочку способностью ПЕТЬ. И не что-нибудь, а народную песню!
А вспомните в кого превратился князь Гвидон, чтобы побывать на родимой стороне, в родном дворце, увидеть своего батюшку? В ШМЕЛЯ! Так вот в чём наша тайна , вот почему нашим путеводителем был шмель. Он привёл нас в свою сказку. Ну а «оживил его» русский композитор Р-К. Давайте ещё раз послушаем
«Полёт шмеля»
Так Римский-Корсаков с невероятной убеждённостью напомнил миру о преобразующем ЧУДЕ ИСКУССТВА – МУЗЫКИ в её неразрывном единстве с ПОЭЗИЕЙ!
Наше путешествие подходит к концу. Ребята давайте вспомним, с какими произведениями мы сегодня познакомились?
П Чайковский « У камелька»
РНП « Во саду ли в огороде..» играли на народных инструментах, как на ярмарке.
Н.А Римский-Корсаков фрагм «Три чуда», «Полёт шмеля»- яркие симфонические картины.
А что вдохновило композиторов на сочинение этих прекрасных произведений? На чьи стихи и сказки написаны они? -Пушкин. Так САМА ПОЭЗИЯ стала «краем великих вдохновений» А Что являлось « К В Вдохновений» для Пушкина? – село Михайловское, где он коротал время со своей няней.
Вам понравилось путешествие?
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
Классный час "Все мы разные": урок толерантности в 10-м классе
Цели:
познакомить учащихся с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления;
развивать стремление к самовоспитанию;
способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;
сформулировать принципы толерантности.
Предварительная подготовка: Начать работу над «Книгой моего Я» (индивидуальная тетрадь обучающегося), заполнить страницы: «Моё имя», «Кто Я?», «Какой Я?»
Оборудование: листы бумаги для работы в группах, коллаж из имён, жетоны трёх цветов по количеству участников занятия, листы бумаги в форме листьев дерева, аудиозаписи, презентация по ходу урока, на которой – названия разделов занятия, портрет Талейрана (Приложени1).
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя:
– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о том, что такое доброта, взаимопонимание, терпение, какую роль эти человеческие качества играют во взаимоотношениях между людьми.
Если каждый попробует задать себе вопросы: «Кто Я? Какой Я? Что делает МЕНЯ частью НАС?», то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, так как каждое мнение имеет право на существование.
1. Уникальный мир личности: «Кто Я? Какой Я?»
1-й ученик:
О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души!
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши.
Громовые раскаты в тиши.
А пока – в неизвестном живём
И не ведаем сил мы своих
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других.
(А. Блок)
Учитель: С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы «Кто Я? Какой Я?». Это вопрос бытия, составляющий основу самого себя, своего истинного «Я». Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Каждый формулирует его по-разному, и в новом периоде жизни он звучит не так, как в предыдущем. По-своему на этот вопрос отвечает и трёхлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убелённый сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше «Я»?
2-й ученик: С нашего имени! Известный античный поэт Гомер говорил:
Между живущих людей безыменным никто не бывает
Вовсе, в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный –
Имя своё от родителей в сладостный дар получает.
1-й ученик: Статья 7 Конвенции ООН о правах человека закрепляет неотъемлемое право каждого ребёнка на имя с момента своего рождения.
Учитель: Имя – это то, что «вкладывается» в нас, становится частью нас самих. Наше имя помогает нам понять себя, раскрывает нас для других людей.
Ваши «Книги моего Я» тоже начинаются с описания имени. Попытаемся выяснить, как ваше имя отражает ваши личные качества: внешние данные, черты характера, поступки.
Проводится самопрезентация. Обучающиеся представляют себя: подходят к коллажу, называют своё имя и дают себе краткую характеристику. Затем, по итогам сомопрезентации проводится беседа.
Вопросы для беседы:
Что вы узнали о себе нового, занимаясь самопрезентацией?
Какое из утверждений вам ближе и почему: «Имя «делает» человека» или «Человек наполняет определённым смыслом своё имя»?
Можно ли считать, что имя – это уникальное качество человека?
Что ты чувствуешь, знакомясь с человеком, у которого такое же имя, как у тебя?
Упражнение «Сходства и различия»
На доске записывается слово «ЛЮДИ» и доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая – «РАЗЛИЧИЯ». Ученики называют эти признаки, учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
Вопросы для обсуждения:
Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
Национальность влияет на взаимоотношения людей?
Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?
Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
Как общаются между собой люди разных поколений: старшего и молодого?
Ученики приходят к выводу: о человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
Задание «Давайте пофантазируем…»
Учитель: Представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Учащиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить , решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Учитель: Сейчас, когда вы рассказывали об уникальности каждого человека, я выделяла названные вами качества. Вы заметили, какие разные качества вы называли? Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.
Звучит тихая мелодия.
Но мир каждой личности очень хрупкий. Это мир нашей души, такой нежной и прекрасной, такой ранимой и чувствительной. Как вы думаете, на что похожа ваша душа? Какие ассоциации у вас рождаются, когда звучит это слово?
Учащиеся рассказывают об ассоциациях, которые у них возникают в связи со словом «душа».
2. «Что делает МЕНЯ частью НАС?»
Учитель: А какие мы с вами? Чем мы отличаемся друг от друга?Задание «Учимся ценить индивидуальность»Учащиеся рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.
Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.
Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.
Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.
Ученики ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.
Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте определим, что значит «толерантность»?
Учащиеся формулируют принципы толерантности:
терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
стремление к полноценной реализации своих способностей;
умение понимать и познавать других людей;
устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.
Учитель: Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и свои роли в жизни нам исполнять было бы проще.
Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Сейчас настало время ответить на наш главный вопрос: «Что делает МЕНЯ частью НАС?». На эту встречу все пришли по желанию. Вы увидели себя и друг друга с разных сторон, пришли к выводу, что мы разные. Давайте подумаем, какие качества могут объединять людей. Для этого мы образуем три группы по цвету жетонов, которые вы выберете.
Творческая работа «Дерево толерантности».
Все выбирают жетоны, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.
После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.
Учитель: мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. Так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.
Внеклассное занятие "Друг, Дружба", 3-й класс
Оборудование:
Большая иллюстрация с изображением друзей.
Таблицы: “друг” и “дружба”;
мягкая игрушка,
бумага.
Ручка у каждого учащегося,
листочки с фамилией и именем каждого учащегося,
почтовый ящик,
аудиозапись со спокойной музыкой,
магнитофон.
Пролог.
Приветствие: “Добрый день, друзья!”
- Поставьте свои стульчики в круг так, чтобы не помешать другим.
- Как можно это сделать?
(под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг)
Этюд.
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Придумайте название к этой иллюстрации.
(“Друзья”)
Экспликация.
- А почему вы решили, что эти ребята друзья?
- А кого можно назвать другом?
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).
- Как понимаете “доверие”, “привязанность”, “общие интересы”?
- У кого есть друг?
- По кругу, передавая мягкую игрушку, назвать своего друга и рассказать, почему ты его считаешь другом.
Практикум.
1. С древних времён принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало, что в руках у меня нет оружия, я пришёл к тебе с миром.
Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. Учтём, что старшие первыми протягивают руку младшим, дамы первыми подают руку.
2. Давайте напишем доброе письмо – пожелание своему товарищу – однокласснику.
(Каждый вытягивает листок с написанной фамилией и именем учащегося класса).
Звучит спокойная музыка.
Каждый опускает подписанное письмо в почтовый ящик.
- Как называется профессия человека, который разносит письма, телеграммы, газеты и журналы? (почтальон)
- Кто бы хотел поработать сейчас почтальоном?
(Почтальоны разносят письма)
- Как вы себя сейчас чувствуете, когда прочитали письмо? Почему?
В дружбе важно внимание, забота друг друге.
Коррекция
Давайте подберём противоположное слово к слову “дружба”- “ссора”.
- А что было, если бы все ссорились?
- А тебе, зачем нужен друг?
Рефлексия.
В завершении нашей встречи, прошу продолжить предложение:
“Сегодня на занятии я понял (поняла) …”
Внеклассное мероприятие "Прощать значит любить"
Актуальность данной темы обусловлена проблемами, с которыми мы, педагоги, сталкиваемся в процессе воспитания подростков. Это агрессия и жестокость подростков по отношению к сверстникам и к своим родителям, цинизм и отсутствие желания понимать и прощать других.
До проведения мероприятия рекомендуется провести родительское собрание, где родителям будут предложены вопросы, касающиеся родительской любви и прощения. Ответы родителей используются в ходе проведения мероприятия
Цель: способствовать формированию и развитию у обучающихся таких духовно-нравственных ценностей как сочувствие, сострадание, желание понять и принять другого человека.
Задачи:
развивать умение к анализу и осмыслению получаемой информации, развивать рефлексию;
способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя самого и другого;
воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов;
помочь обучающимся понять необходимость прощения, почувствовать радость от данного поступка.
Используемые методы в ходе проведения мероприятия:
направленная беседа,
групповая дискуссия,
ролевая игра,
элементы арттерапии (сказкотерапия, музыкотерапия).
Наглядный материал:
репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Библия
На доске размещены эпиграфы (Приложение 1)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступление
Педагог озвучивает тему мероприятия и зачитывает эпиграф:
Любить – это значит прощать,
прощать – это значит понять,
понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Н.К. Рерих.
Педагог: Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас. С ней вы будете постоянно сталкиваться в жизни. Нам очень часто приходится терпеть от кого-то обиды. А что же такое обида? (Ответы ребят.)
Педагог: Обида – несправедливо нанесенное оскорбление, огорчение, а также чувство, вызванное этим огорчением. Коли есть обида, значит, есть обидчик. Кто такой обидчик? (Ответы ребят)
Педагог:Обидчик – это тот, кто обижает кого-то. Раз есть обидчик, есть и обиженный. Кого можно назвать обиженным человеком?
Педагог: Обиженный тот, кто выражает чувство обиды. Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова которое я и ваши родители – читали и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.
Звучит стихотворение Э. Асадова «Трусиха». (Приложение 2)
Обсуждение стихотворения:
– Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему? (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
– Что чувствует девушка после произошедшего инцидента? (Отвечают обучающиеся по желанию)
– А что чувствует юноша? (Отвечают обучающиеся по желанию)
Педагог: Я считаю, что девушка – « бесшабашная натура», которая вовлекает в опасную ситуацию себя и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все-таки, как же, по вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?
(Педагог в ходе обсуждения должен подвести ребят к мысли о том, что каждому человеку необходимо учиться ставить себя на место другого, стараться понять и принять его аргументы, даже если они не всегда совпадают с их собственными суждениями и убеждениями)
2. Ролевая игра «Встреча»
(Девушка и юноша встречаются после случая, описанного в стихотворении)
Обсуждение с обучающимися разыгранной ситуации.
3. Направленное обсуждение
Педагог: Ребята, а есть ли среди вас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руку. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся. (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
– А есть ли среди нас тот, кто сам никого не обижал? Наверное, каждому человеку случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то.
Какие чувства испытывает человек, обидевший кого-либо. (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
– Как же быть человеку, когда после конфликта, остается обида, злость, у него возникает желание отомстить, во что бы то ни стало? А если ему предстоит учиться с этим человеком в одной группе?
– Что делать обиженному человеку, если его обидели близкие люди: мама, папа, брат или сестра? (Обучающиеся отвечают по желанию)
Педагог: Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа» Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый сделает первым то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой»
– Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из своей жизни и ответьте: «Чего хотят оба?»
(Обучающиеся отвечают по желанию)
– Всегда ли любой человеческий поступок можно простить? (Отвечает каждый обучающийся по кругу)
Педагог: Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Ее то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс Ван Рейн Рембрандт.
Нам нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне» (Приложение 3).
Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.
4. Работа с притчей и с репродукцией картины
(Педагог читает притчу)
Педагог: Как вы думаете, какой момент в этой притче самый волнующий, самый драматичный? (Ответы обучающихся)
– Именно этот фрагмент стал основой для сюжета картины.
Репродукция картины Р.Рембранта представлена на доске и раздается в руки каждому обучающемуся.
Педагог: Внимательно рассмотрите картину. И ответьте на мои вопросы:
– Чьи фигуры изображены в центре картины?
– Видно ли лицо сына?
– Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?
– Что говорит о его раскаянии?
– Каким чувством проникнут отец?
– Что выражают руки и лицо старика?
– Что выражают лица стоящих рядом?
– Говорят ли люди? Пытаются ли вмешаться?
– Какова композиция картины?
– В чем заключается идея картины?
5. Эмоциональное погружение в сюжетную линию картины
Педагог расставляет на четырех столах таблички с надписями: «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Близкие друзья семьи».
Педагог: Предлагаю вам пересесть за любой стол, по вашему желанию. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц, изображенных на картине.
На фоне « Токкаты и фуги ре минор» И. Баха педагог читает рассказ (Приложение 4).
Педагог: А теперь я попрошу вас подумать о том, какова позиция художника в этой картине – вы можете согласиться или поспорить с ним. Предлагаю вам стать участниками игры, в которой я – корреспондент, а вы персонажи картины, которым я буду задать вопросы.
«Отец», скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушел из дому, взяв полагающееся ему наследство?
– Что вы ощутили, увидев возвращающегося домой сына?
– Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?
«Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца, встретившего вас с радостью?
– О чем вы подумали, когда пришли в себя?
– Как, впоследствии, изменится ваше поведение?
«Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
– Каково ваше отношение к брату?
«Друзья семьи», чего, на ваш взгляд, заслуживал блудный сын?
– Что вы думаете о реакции отца на возвращение сына?
– Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
Педагог: Спасибо. А теперь вопросы ко всей группе. Как вы думаете, почему отец простил младшего сына? (Отвечают обучающиеся)
Педагог: Да, отец умел любить, поэтому простил ошибку сына и забыл об оскорблении. Взгляните на эпиграфы и найдите цитату из Библии о концепции христианской любви. (Зачитывается один из эпиграфов)
– Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «… был как бы мертв и ожил?»
– Кто, по вашему мнению, в притче не следовал библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
– Притча – это, как известно небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учит эта притча и картина Рембрандта? (Отвечают обучающиеся)
Педагог: Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять ли идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть ее. Может быть, пристать к тому или другому берегу помогут вам родители, с которыми я общалась на родительском собрании. Они отдельно друг от друга отвечали на один вопрос: « Если ваш сын совершит ошибку, возможно серьезную, так, что все отвернутся от него, вы готовы простить, помочь и любить, несмотря ни на что?»
Педагог зачитывает ответы родителей.
Педагог: Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье? (Отвечают обучающиеся)
– Ваши мамы и папы сказали, пожалуй, о самом важном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и на картине художника, но и в жизни рядом в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери: «Ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
– Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами.
Звучит песня Е. Крылатова «Прекрасное далеко».
Педагог: Песня, которая сейчас прозвучала, – мое пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь прекрасной или жестокой – зависит от вас!
6. Подведение итогов
Педагог: Попрошу всех взяться встать в круг, взяться за руки и почувствовать тепло, исходящее от каждого.
– Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить сердечко как символ любви. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта: «Прощение не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время когда он, казалось, был лишен права на них»
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну вежливости и добра"
Стартовая беседа. (Перед началом подготовки к празднику)
- Что будем делать? (Сначала выясним, какие правила поведения мы знаем, а какими пренебрегаем.)
- Кому этот разговор принесет пользу?
- Когда состоится разговор? (Cначала надо понаблюдать за поведением окружающих, расспросить родителей о правилах поведения, порыться в книгах.)
- Как будем работать? (По группам.)
ХОД ПРАЗДНИКА
Учитель. Общение начинается с приветствия. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое “добрый день” и “здравствуй”.
Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские и англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь.
- А как приветствуете друг друга вы, ребята?
(Высказывания детей)
Звучит песня “Маленькая страна”.
Учитель.
И сегодня в этот час я поведу с собою вас.
За полями, за горами есть Волшебная страна.
В ней много разных испытаний и чудес она полна.
Что же это за страна? Нам предстоит узнать.
(Открывается доска, на ней – карта Волшебной страны)
Учитель. Итак, мы будем путешествовать по Волшебной стране – стране Добра и Вежливости. Вот перед нами карта этой страны. Прочитайте, какие необычные места в ней. Нас ждут приключения, а кое-где и испытания. Как лучше путешествовать: вместе или поодиночке?
И передвигаться по стране я предлагаю на воздушном шарике. А за правильный ответ команда будет получать маленький шарик.
(Далее по ходу путешествия команды получают за правильные ответы шарики)
Учитель. Такие человеческие качества, как доброта и вежливость – неразделимы. А как вы понимаете, что такое доброта, вежливость?
(Высказывания детей, обобщение учителя)
Учитель. А вот какое определение я прочитала в толковом словаре.
Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. (От старославянского “веже”-знаток, следовательно, знать, как себя вести).
Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.
В Волшебную страну попасть легко – не надо ехать далеко.
Зажмурь глаза и сделай шаг, теперь в ладоши хлопнем так.
Один хлопок, ещё хлопок.
Мы прибыли! Открой глаза, дружок!
(Воздушный шарик прикреплен на карте)
Учитель. В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – доброе слово и кошке приятно. Поэтому, мы начинаем путешествие с первой точки карты – города Народной мудрости. Вы дома искали пословицы и поговорки о доброте и вежливости, сейчас проверим, как вы их запомнили.
(Каждая команда получает конверт, в котором даны по три пословицы. Надо соединить начало и конец)
Задание 1.
1. Добро наживай, не без добрых людей
На свете на добрые дела
Жизнь дана а худо изживай
2. Без добрых дел, что весенний день
Кто добро творит, нет доброго имени
Ласковое слово, того Бог благословит
3. Злой не верит, красят человека
Добрые дела не кайся
Сделав добро, что есть добрые люди
Задание 2.
Делать добро спеши. еДталь бород шипсе
Доброму добрая память. бороДум одабяр маптья
Добрый доброму учит. борыДй бородум чути
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Учитель. Мы на улице Волшебных слов.
Проведем соревнование. Возьмите ручки, по команде за 3 минуты напишите как можно больше добрых слов.
(По окончании времени команды читают Волшебные слова, проводится их подсчет, определяется победитель)
1 ученик:
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.
2 ученик:
Нам желают: “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3 ученик:
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
4 ученик:
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
5 ученик:
Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Учитель. Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее. Внимательно послушайте стихотворение и решите, вежлив Витя или нет?
6 ученик:
Малыша обидел Витя, но пред школою в строю
Витя просит: “Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: “извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе: вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.
(Высказывания детей)
7 ученик:
Вот, кто вежливость у нас проявил на деле:
Он в полночный тихий час поднял мать с постели.
Что с тобой?! – вскричала мать, – заболел, сыночек?
Я забыл тебе сказать: “Мама, доброй ночи”.
Учитель. Вежлив мальчик или нет?
(Высказывания детей)
Учитель. Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в Парк сказок.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
А какие вы знаете сказки, где говорилось бы о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом?
(Высказывания детей)
Учитель. Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше.
(Входит Незнайка)
Незнайка. Здравствуйте! Я вижу, что у вас весело, можно я с вами буду веселиться?
Учитель. Конечно, можно. Но мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.
Незнайка. Я понял это и хочу вам помочь. Пусть ребята отгадают мои веселые загадки. Они особенные. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем вместе сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”.
Учитель. Я поняла, это мы прибыли в город, который называется Не попади впросак, верно?
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Незнайка. Верно, и вот в чем трудность: эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом, надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добры утром” скажет твердо?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
У кого из вас в порядке портфель, книжки и тетрадки?
Кто из вас в автобусе тесном уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
(Высказывания детей)
Учитель. Вот, Незнайка, ты убедился, что наши ребята хорошо понимают: стать вежливым нелегко и в дальнейшем пригодится. А ты, Незнайка, хочешь еще раз повторить и навсегда запомнить “волшебные” слова? Тогда шарик перенесет нас в следующий город.
(Читается стихотворение “Ежели вы вежливы”)
(Воздушный шарик на карте передвигаю на новый город)
Незнайка. Вместе с вами я тоже запомнил “волшебные” слова.
Учитель. А сейчас мы это проверим. Итак, Незнайка, представь, что ты школьник и тебе надо встать с утра пораньше, чтобы не опоздать на урок. Утром мама разбудила тебя, что ты должен сказать?
Незнайка. Ой, мама, давай скорее завтракать, а то я в школу опоздаю!
Учитель. А еще раньше ты что говоришь?
Незнайка. Мам, а где мои носки? Я забыл, куда их вечером бросил.
Учитель. А еще раньше, что надо сказать?
Незнайка. Еще раньше? Ой, мам, чего ты меня будишь? Ведь рано еще!
Учитель. Да нет, ты забыл, что надо сказать маме в первую очередь, когда утром только раскрыл глаза и потянулся. Помогайте, ребята!
(Высказывания детей)
Незнайка. Ах, с добрым утром! Понятно.
Учитель. Продолжаем. Вот ты позавтракал, и что маме скажешь? Спа…
Незнайка. Спокойной ночи, что ли?
Учитель. Ребята, опять нужна ваша помощь!..
(Высказывания детей)
Учитель. А перед уходом в школу, что надо сказать на прощанье? До…
Незнайка. Ой, мам, чуть не забыл, дай на мороженое!
Учитель. Опять ты все перепутал. Ребята, помогайте!
(Высказывания детей)
Учитель. Ну, а дальше. Вышел ты из дома, сел в автобус, рядом старушка, что надо сказать?
Незнайка. Бабушка, передай на билетик.
Учитель. Эх, Незнайка, и это называется, ты все помнишь. Сделать-то что надо?
Незнайка. А что?
Учитель. Ребята, помогайте!
(Высказывания детей)
Незнайка. А, это я всегда делаю. Садись, бабушка. Мне всего одну остановку ехать.
Учитель. Незнайка, ведь взрослым всегда надо место уступать, а не только тогда, когда тебе пора выходить. Ясно?
Незнайка. Ясно, я все понял. Утром – поздороваться, уходя – попрощаться и место уступать. Слушайте, так про меня скоро будут говорить – пошёл самый вежливый человек. Это очень приятно – быть вежливым, этим можно гордиться.
Учитель. Ну, если ты все понял, то давай поиграем на Аллее Игр.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Игра “Вежливо – невежливо”
Водящий называет ситуацию и кидает мячик любому из участников. Если ситуация “вежливо”, то участник должен поймать мяч, если “невежливо”, то ловить мяч не надо.
Ситуации:
уступить в транспорте место;
поздороваться при встрече;
толкнуть и не извиниться;
помочь поднять упавшую вещь;
не заплатить за проезд;
не вставать, обращаясь к старшему;
обозвать обидным словом.
Незнайка. Ой, а я слышал, что ребята иногда называют друг друга грубыми словами, дразнятся, смеются над неудачами. Давайте все просто станем добрее!
Учитель. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: “ Слово лечит, слово и ранит”
Учитель. Ребята, а как вы думаете, от чего зависит сила “волшебных” слов?
(Высказывания детей)
Учитель. Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть “волшебными”. Посмотрите, мы, кажется, попали в Тупик Вредных советов.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Учитель. А какие вредные советы вы знаете?
Учитель. Что, по-вашему, неправильного, вредного в этих советах? Как надо поступать в данных ситуациях?
(Высказывания детей)
Учитель. Вы правильно нашли ошибки в поведении героев, и мы вышли на улицу Театральную.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
Инсценирование стихотворения С.Маршака “Четыре глаза”
Учитель. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними. Эта ситуация была увидена нами в театре, а в жизни…
8 ученик:
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.
9 ученик:
И если кому-то, кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Учитель. Следующая станция – Юбилейная.
(Воздушный шарик на карте передвигаю, вывешиваю портрет А.Л.Барто)
Учитель. В этом году А.Л.Барто исполнилось бы 100 лет. Много лет ее нет с нами. Но поэты не умирают. Остаются стихи. Сегодня, услышав имя Агнии Львовны, человек любого возраста улыбается и произносит: “Да-да, конечно, помню с детства”. Во всех ее стихах есть “витамин”, стимулирующий духовный рост каждого. Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Об этом нам рассказала Агния Барто.
Учитель. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, почти взрослые люди.
Учитель. Почему Вовка решил стать злым? Почему вы считаете, что Вовка не прав? Злой ли Вовка на самом деле? Почему некоторые ребята стараются казаться хуже, чем они есть?
(Высказывания детей)
Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце. Мы находимся в оранжерее Добрых дел.
(Воздушный шарик на карте передвигаю)
10 ученик:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
11 ученик:
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
12 ученик:
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Учитель. Вы можете привести примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе светлее. Не может быть, чтобы вы никогда не сделали ничего доброго – ни человеку, ни животному.
Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно.
Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, как гласит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.
(Под фонограмму песни Шуры “Твори добро” дети рассказывают о своих добрых делах)
Учитель. Посмотрите, доброта – это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.
(Из разноцветных лепестков на доске складывается цветок)
Учитель.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Учитель. Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Незнайка.
Тогда и я хочу сказать вам на прощанье.
Перед тем, как нам расстаться и уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.
Учитель. Прекрасно. Остается надеяться, что ребята и ты, Незнайка, вместе с ними будете вести себя так, как мы сегодня учились.
Подведение итогов. Подсчет заработанных шариков, выявление команды-победителя.
- Что получилось?
- Что не получилось?
- Что надо было сделать по-другому?
Домашнее задание. Как сделать, чтобы все люди стали сказочно вежливыми? Принимаются самые фантастические проекты.
Учитель. Давайте закончим наше путешествие песней про доброту.
неклассное мероприятие с родителями "Город нашей мечты"
Козина Наталья Александровна, учитель математики
Статья отнесена к разделу: Классное руководство
Цель: продолжить формирование доброжелательных взаимоотношений в классе, с родителями. Организовать досуг детей совместно с родителями, проследить взаимоотношения детей и родителей.
Задачи:
Развитие навыков бесконфликтного общения, ведения диалога "родитель-ребёнок".
Формирование позитивной позиции по отношению к людям, себе.
Развитие творческих навыков школьников.
Развитие умения работать в группах.
Воспитание чувства коллективизма, ответственности и взаимоуважения.
Форма: игра с использованием технологии проектной деятельности.
Подготовительная работа: приготовить совместно с детьми пригласительные билеты для родителей на мероприятие, необходимый материал для постройки городов. Классному руководителю приготовить презентацию к мероприятию (Приложение 1). Музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Ученик:
Хотел бы я разлиться в мире,
Хотел бы с солнцем в небе течь:
Хотел бы с тучами скитаться,
Туманом виться средь холмов
Иль буйным ветром разыграться
В седых изгибах облаков,
Жить ласточкой под небесами,
К цветкам ласкаться мотыльком
Или над дикими скалами
Носиться дерзостным орлом.
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые ребята и родители! Я рада приветствовать вас на мероприятии "Город нашей мечты".
Как вы думаете, какими бывают города? (ответы) Молодцы, города бывают большими и маленькими, мегаполисами и провинциальными, с высокими и низкими домами. А кто знает, что обозначает слово мегаполис и провинциальный?
Мегаполис - это город с многомиллионным населением.
Провинциальный город - это город, удаленный от крупных центров.
А каким же вы представляете город своей мечты? Об этом нам предстоит узнать на сегодняшнем мероприятии.
А вы знаете, что мечта - это форма воображения, направленная на будущее, то, к чему стремится человек. Помните: многие мечты, порою самые невероятные, со временем становятся реальностью, иначе и быть не может, без этого остановилась бы жизнь. Например, привычные для нас бумага, автомобиль, авторучка, самолёт, компьютер когда-то были только мечтой. Сегодня вы построите свой город, пройдут годы, ребята окончат школу, институты и, может быть, кто-то воплотит сегодняшнюю мечту в жизнь.
Внимание, каждая из команд должна смоделировать свой город мечты, не забудьте подготовить рассказ или легенду рождения вашего города. У каждой команды имеются ватманы, на которых вы будете строить ваш город. Приступаем к строительству городов. Ведь все начинается с мечты. Не бойтесь мечтать, фантазировать и смело приступайте за дело! На данное задание отводится 25 минут
(Участники расходятся по классам, где работают над строительством городов, играет музыка).
Классный руководитель: Каждая команда построила свой город. У каждого он прекрасен, интересен по-своему. Прошу команд рассказать о своем городе.
(Выступление команд)
Классный руководитель: В ваших городах живут интересные люди. Но ведь жизнь в городе не будет счастливой, если люди не знают правил вежливости. Слово "вежливость" происходит от старославянского "веже", то есть "знаток". Быть вежливым означает знать, как себя вести.
Вежливость - это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Бесспорно, следовать этикету и быть вежливым - значит содействовать счастью ближнего и ни в коем случае не задевать чужое достоинство. Как сказал в свое время Р. Эмерсон, "жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость".
Классный руководитель: Следующий конкурс "Умеем ли мы быть вежливыми?".
Команды должны за 5 минут придумать и разыграть по 3 миниатюры на заданную тему. Задача другой команды, указать на допущенные ошибки.
Вопросы:
1. Вы находитесь в незнакомом городе. Как обратиться к прохожему, чтобы узнать дорогу, местонахождение какого-либо учреждения и т. д.?
Ответ: Культурный человек никогда не забудет при этом сказать: "простите", "извините", "пожалуйста",- и затем поблагодарить за помощь.
2. Что не следует делать на улице?
Ответ: Свистеть. Громко смеяться. Показывать на что-либо, "тыкая пальцем".
3. С какой стороны обходят прохожих?
Ответ: Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу - справа.
4. Если вы хотите, чтобы прохожий остановился и дал вам нужный ответ, стоит ли задавать вопросы с частицей "не" ("Не скажете...", "Не знаете ли...")
Ответ: Нет. Зачем заранее произносить отрицание? Лучше начать так: "Извините, скажите, пожалуйста..."
5. Когда дарят книгу, надо ли ее подписывать?
Ответ: Да, если вы - автор. В остальных случаях поздравления и пожелания пишутся на открытке.
6. Необходимо ли соблюдать этикет дома?
Ответ: Безусловно, необходимо, и, прежде всего, потому, что человек может быть счастлив только в благополучной семье. А гармония в семье недостижима без уважительных, деликатных отношений членов семьи, то есть без соблюдения норм и правил этикета.
Все вы хорошо владеете правилами этикета.
Со всеми заданиями вы справились на "5".
Классный руководитель: Прекрасные города, воспитанные жители. А кто ещё не поселился в нашем городе?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придётся нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может,
И во всём без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Классный руководитель: А вы знаете, сколько песен существует о дружбе? Давайте песней позовём "дружбу" поселиться в наших городах. Следующее задание: "Кто больше знает песен о дружбе?" Нужно спеть 1 куплет песни о дружбе.
Классный руководитель: Я и не знала, что существует столько песен о дружбе.
Вот и построены наши города. Скажите, пожалуйста, так каким же все-таки должен быть город мечты, какие жители должны населять такие города?
Классный руководитель: Подошла к концу наша встреча, звучит музыка, мы встаём в один большой круг, мы обнимаем друг друга за плечи и мысленно желаем только красивого, доброго, вечного.
А сейчас давайте споем песню "Ты да я, да мы с тобой".
Воспитательное мероприятие в 6-м классе "Спеши делать добро"
Киртьянова Екатерина Селивестровна, учитель математики
Статья отнесена к разделу: Классное руководство
Цель:
воспитание любви к людям;
человечности (т.е. доброго, человечного отношения друг другу).
Задачи:
научить учащихся быть внимательными к окружающим;
обобщить знания о добре и зле;
развитие мышления, речи, эмоций.
Формы проведения: общеклассная.
Методы: словесный, творческий.
Оборудование:
иллюстрации,
компьютер,
мультимедиапроектор,
выставка книг,
Ход классного часа
(Звучит песня "Дорогою добра") (СЛАЙД №1)
Слово учителя:
У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми. Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова: " Во внутреннем мире человека доброта - это солнце". (СЛАЙД №2)
В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками. Всё многоцветье мира нам помогает увидеть волшебная сила доброты.
А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Тема нашего мероприятия "Спеши делать добро". (СЛАЙД №3)
Эпиграфом к нашему разговору станут слова А. Чепурова: (СЛАЙД №4)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Сказка (на фоне музыки): (СЛАЙД №5)
Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди.
Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили поплыть в другие страны, помогать другим людям.
А - неподалёку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех, трудолюбие, жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль, ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.
Не обратила внимания Злая Колдунья лишь на маленького котёнка, не думала она, что он сможет разрушить её чары, помешать, ей творить зло. Тогда побежал котёнок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся перезвон. И услышали его на корабле, пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котёнок с колокольчиком стал символом Надежды, Счастья, Веры и Добра. (СЛАЙД №6)
Понравилась ли вам сказка?
А о чем же она?
Как вы думаете, ребята, почему Злой Колдунье удалось внести в души и сердца людей злость, ненависть, зависть?
Что же нужно сделать для сохранения доброты в людях?
(Стих Доброта)
Если оглядеться вокруг, есть люди, нуждающиеся в защите. И если нет у нас в обществе ещё настоящих меценатов, есть мы с вами, ребята - которые своим добрым словом и добрым делом способны скрасить одиночество.
(Звучит музыка, появляется Злая Колдунья)
Злая Колдунья: Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло! Вот внесу я сейчас раздор среди вас, и никакие колокольчики не помогут!
(Вбегают колокольчики).
1 колокльчик: Вы нас звали?
2 колокольчик: У кого беда случилась?
3 колокольчик: Вам нужна помощь?
Учитель: Вот никак не угомонится Злая Колдунья.
Злая Колдунья: Миром должно править только зло и ничего, кроме зла!
Учитель: Ребята, давайте все вместе постараемся переубедить Злую Колдунью, что только доброта может дать счастье людям.
1 колокольчик: А мы вам поможем в этом.
Злая Колдунья: Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти и эгоизма!
Учитель: Да, к сожалению, и такое бывает, Но человеку присущи и такие качества как мужество.
2 колокольчик: Скромность.
3 колокольчик: Честность.
Злая Колдунья: А отрицательных больше! Посмотрим? Я называю плохие качества, а вы хорошие. И у меня нет никаких сомнений, что выиграю я!
Учитель: Ну, если Злая Колдунья любит играть, значит, не всё потеряно. Дорогие ребята, давайте постараемся назвать как можно больше положительных человеческих качеств. Попробуем?
(Злая Колдунья достаёт книгу "Энциклопедия Зла" и называет по очереди отрицательные качества: трусость, жестокость, лживость,:, ребята с места называют положительные качества.)
Злая Колдунья: Благородство: доброта.
(Ищет слова в своей книге)
В моём учебнике таких и слов нет. Объясните, что это за слово такое доброта.
Учитель: Ребята, давайте попробуем объяснить Злой Колдунье, что такое доброта.
(Учащиесяся отвечают)
На слайде №7: Доброта - чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
(стихотворение Доброе слово)
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.
Посмотрите на экран, Злая Колдунья в пословицах все слова перепутала.
Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно. (СЛАЙД №8 и №9)
Добро помни, а
Пожнёшь
Что посеешь, то и
Зло забывай
За добро
Добра не делает никому
Худо тому, кто
Добром плати
Доброе слово лечит
А злого не жалуют
Доброе слово
А злое калечит
Доброго чтут
Половина счастье
Ребята, обратите внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.
(Стихотворение)
Учитель: Ребята, обратите внимание вот на это дерево, какое оно одинокое, унылое. Помогите дереву стать красивым. Что может оживить его?
Конечно же, ваша доброта.
Скажите, что питает дерево? (Корень)
Какой корень у слова "Доброта"? (Добр)
У каждого из вас на партах лежат карточки - листочки. Напишите на них однокоренные слова.
Колокольчики соберите листочки, прикрепите к дереву.
Посмотрите, какое великолепное цветущее дерево у нас получилось!
Перечисленные на листочках качества, какому человеку присущи? (Доброму)
(Стихотворение)
Учитель: (СЛАЙД №10-18)
Ребята, я думаю, время колоколов еще не пришло, но время колокольчиков наступило.
Колокольчики раздайте ребятам колокольчики добра, эмблему нашего классного часа.
К нам в гости сегодня мы пригласили нашего уважаемого библиотекаря Зою Андреевну.
Зоя Андреевна вам слово
(Стих )
Учитель:
Правила доброты.
При подготовке к классному часу я попросила ваших родителей написать советы, наказы, которые чаще всего дают вам, своим детям об отношении к окружающим людям?
Внимание на экран. (СЛАЙД №19)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
Делать добро для близких, друзей
Не завидовать
Не вредничать
Не грубить
И я надеюсь, что мы будем придерживаться этих правил (советов)
Учитель: Легко или трудно быть добрым?
Ученица:
Добрым быть совсем - совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Учитель:
Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З - "Земля", М - "Мыслите", Л - "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Ну как Злая Колдунья, ребята, тебя переубедили в том, что только добро может дать людям счастье?
Злая Колдунья:
Ой, переубедили, как это легко и радостно стало вокруг, а когда я была Злой Колдуньей, кругом было серо и скучно! Спасибо вам большое ребята
Стихотворение "Спешите делать добрые дела"
Звучит музыка "Дорогою добра"
Учитель:
В заключение мне хочется вам пожелать доброты. Помните, что добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло.
Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку.
На этом наш классный час окончен. До свидания!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ