Конспект урока по Музыке «Воплощение былинных образов в опере Римского-Корсакова «Садко» 5 класс
ГБОУ СОШ № 238 с углублённым изучением английского языка
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Учитель Троицкая Лада Марковна
Разработка урока музыки в 5 классе.
Тема: «Воплощение былинных образов в опере Римского-Корсакова «Садко»
Цели:
научить детей любить и понимать музыку
показать роль фольклора в композиторском творчестве
раскрыть связь музыки и литературы
Задачи:
продолжить знакомство учащихся с личностью и творчеством Н.А. Римского-Корсакова
продолжить формирование навыков вокально-хоровой работы
закрепить знания по теме «Устное народное творчество», полученные на предыдущих уроках
воспитывать патриотизм и любовь к Родине
развивать логическое мышление, умение вести диалог, способность формулировать свои мысли
Технологии:
Общепедагогические, развивающего и дифференцированного обучения, информационные, эмоционально-художественные.
Тип урока: комбинированный
Музыкальный материал: «Со вьюном я хожу», «Заиграйте, мои гусельки», «Ой, ты тёмная дубравушка», видео- или кино-фрагмент (Н.А.Римский-Корсаков Опера-былина «Садко»)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано
Мультимедийное обеспечение: презентация по теме урока
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие, установка на сотрудничество, успешную работу.
Первый блок урока — практический — вокально-хоровая работа
1 этап — распевание — распеваемся сначала с закрытым ртом на мелодии песни «Со вьюном я хожу», поднимаясь по полутонам от до минора к фа минору, постепенно переходя сначала на гласную, а потом на текст песни. Добиваемся кантиленности и красоты звучания. Вспоминаем, что эта песня относится к жанру хороводных песен русского фольклора.
2 этап — продолжение работы над разучиванием песни «Заиграйте, мои гусельки» - отрабатываем чёткость распевов в словах «гу-усельки», «зво-онча-аты», «перели-ивы», «лебё-ёду-ушки», «лебе-еди», «белы-ые», «де-еви-ица», «цве-ети-ики», «души-исты-ые». Добиваемся хорошей дикции в быстром темпе в сочетании с напевностью и выразительностью исполнения — весело, радостно, подвижно, легко. Выясняем, что эта песня относится к жанру плясовых песен русского фольклора.
3 этап — знакомство с песней «Ой, ты тёмная дубравушка» и начало работы над её разучиванием.
Работаем с нотной записью, следим за поступенным движением мелодии, определяем большое количество распевов, учим a capella по двухтактовым фразам, повторяя за учителем, по возможности не ошибаясь в распевах, стараемся петь legatissimo, на опоре, брать дыхание, опираясь на смысловую пунктуацию. Затем с гармонической поддержкой соединяем все четыре фразы первого куплета и приходим к выводу о том, что эта песня относится к жанру протяжных лирических песен русского фольклора.
Второй блок урока — теоретический.
1этап — беседа о жизни и творчестве Н.А.Римского-Корсакова.
Где родился композитор и где провёл детство? (Тихвин)
Где учился Николай Римский-Корсаков? (Морской кадетский корпус)
Какие места в нашем городе связаны с его именем? (Консерватория имени Римского-Корсакова, музыкальное училище при консерватории, проспект Римского-Корсакова, памятник на Театральной площади, музей-квартира на Загородном проспекте).
Какой жанр был любимым жанром композитора? (опера)
Как называется литературная основа любой оперы? (либретто)
Мы знаем, что композитором написано 15 опер, из них 9 — на сказочные сюжеты. А сюжет одной из его опер непосредственно связан с русским фольклором — либретто оперы «Садко» основано на древнерусском былинном сюжете о новгородском гусляре.
На прошлом уроке мы слушали Вступление к опере «Садко» - «Окиян-море синее», говорили о том, как Римский-Корсаков любил море, недаром он был моряком, и о том, что тема моря очень важна для его творчества.
Сегодня мы с вами отправимся в театр — мы посмотрим и послушаем фрагмент второй картины оперы Римского-Корсакова «Садко». Поссорившись с новгородскими купцами, Садко в расстроенных чувствах приходит ночью на берег Ильмень-озера, садится на бел-горюч камень, играет на гуслях и поёт печальную песню.
2 этап — просмотр фрагментов из второй картины оперы Римского-Корсакова «Садко»
http://www.youtube.com/watch?v=XIUDkCls2Do
3 этап — беседа о том, что мы увидели и услышали. Выясняем:
Почему композитор использовал в своём произведении народные песни?
Почему вложил их в уста главного героя оперы?
А может быть, Римский-Корсаков не заимствовал музыку у народа, а сам очинил эти замечательные мелодии, но так, чтобы их было трудно отличить от истинно народных?
Если так, тогда почему и зачем он это сделал?
Оказывается, песни «Заиграйте, мои гусельки» и «Ой, ты тёмная дубравушка» - не русские народные песни, а принадлежат перу Николая Андреевича Римского-Корсакова. Композиторы часто берут подлинные народные мелодии и используют их в своих произведениях. Но нередко они сочиняют собственные мелодии в народном духе так, что человек несведущий не всегда может догадаться, где оригинал, а где «имитация». Делается это для того, чтобы музыкальный образ, создаваемый композитором, был художественно убедителен и правдив, отвечал общим задачам всего произведения. В данном случае надо было показать народный характер образа гусляра Садко, его неразрывную связь с русской народной интонационной культурой. Не будем забывать, что Римский-Корсаков собирал и обрабатывал русские народные песни и даже издал сборник «100 русских народных песен».
4 этап — подведение итога урока.
Мы с вами были сегодня не только умелыми, старательными исполнителями в первой части урока, но и прекрасными, внимательными зрителями и слушателями. Давайте подытожим — что мы сегодня делали, что нового узнали, чему научились, чему удивились и что запомнили?
(Ответы детей оцениваются не только в конце занятия, но на протяжении всего урока, во всех видах учебной деятельности.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ