Конспект урока по Музыке "Всю жизнь несу я Родину в душе..." 5 класс
Ивашина И.В., учитель музыки
План-конспект урока музыки в 5 классе
Технологическая карта изучения темы
Тема
«Всю жизнь несу я Родину в душе...»
Тип урока
Изучение нового материала
Цель
Формирование ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока
Задачи
Предметные
Личностные
Метапредметные
дать знания о жизни и творчестве С.В.Рахманинова, познакомить с именами и произведениями выдающихся деятелей искусства Тамбовского края
формировать чувство любви к Родине, интерес к истории и культуре своей страны и малой родины,
воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства
развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, совершенствовать навык работы с информацией
Планируемый результат
- Знать:
отдельные этапы жизни и творчества С.В.Рахманинова, стилистические особенности его музыки , рахманиновские места в Тамбове, определение «концерт», имена деятелей культуры, прославивших Тамбовскую землю
- уметь: работать с различными видами информации ,владеть навыками устной речи через представление информации в виде устных ответов, откликаться на эмоциональном уровне на произведения художественной культуры.
Межпредметные связи
Краеведение, живопись, поэзия
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Материально-техническое обеспечение:
компьютер, проектор, экран, презентация в программах elite Panaboard book и Microsoft PowerPoint, фортепиано, быстрый интернет (часть файлов размещена на гугл диске)
Этап урока
Методы, приемы обучения
Конспект урока
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД и предметных действий
Ход урока
Iэтап. Организационный момент.
Эмоциональный настрой
Вход под песню «С чего начинается Родина?» Слайд 1
Музыкальное приветствие.
У:Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
Погружение в эмоциональную атмосферу урока
II этап.
Актуализация знаний.
Диалоговый
исполнительский
рассуждение
У: Под какую музыку вы вошли в класс? Как называется это произведение? Кто его авторы? (муз В. Баснера, сл. М.Матусовского) О чем эта песня? Ваше предположение, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова тема урока?
Д: О Родине.
У: Вы правы...тема сегодняшнего урока : «Всю жизнь несу я Родину в душе...». А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «С чего начинается Родина?».
-С каким чувством мы должны исполнять эту песню?
Д: С любовью, с душевной теплотой, с нежностью, с благодарностью, искренне, проникновенно…
Исполнение песни «С чего начинается Родина» в сопровождении фортепиано..
У: Молодцы, ребята. А сейчас подумайте и скажите, а что значит для вас Родина? Без чего вы будете скучать, если уедете из страны?
Д: Родители, родственники, друзья, русская природа, русская речь, родные лица…
У: Мы должны помнить, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Каждый народ имеет свои неповторимые национальные черты. Все народы должны жить дружно, потому что все мы – россияне.
У:Подберите однокоренные слова к слову (родина, родители, родник...). Как много значат эти слова для каждого человека. В них - радость и счастье, в них смысл жизни. Среди всех человеческих чувств чувство любви к родине выделяется, как необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию.
Отвечают на вопросы учителя, эмоционально настраиваются на исполнение и исполняют песню, размышляют.
Погружаются в эмоциональную атмосферу урока.
Выдвигают гипотезу.Осуществляют актуализацию жизненного опыта.
Развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности
III этап.
А)Изучение нового материала.
Б)Первичное закрепление знаний.
В)Углубление в тему.
Г)Вокально-хоровая работа
Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ
Работа в командах
Выполнение заданий на закрепление нового материала
Поисковый
Исполнение учителем главной и побочной тем концерта и
содержательный анализ музыки экспозиции
Восприятие музыки
Метапредметный
Восприятие музыки
Размышление о музыке
исполнительский
У: Особенно дорого человеку то место, где он родился.
Учитель читает стихотворение на фоне музыки.(«На сопках Маньчжурии» , композитор И.А.Шатров)). Слайд 2
Город мой любимый!
Я твой давний пленник.
Мчатся над Тамбовом вечности мгновенья.
Время тихо дремлет
в зданиях старинных
Летопись Тамбова
вьется свитком длинным.
Вижу сквозь столетья
крепость над рекою-
Град-Тамбов над тихой неприметной Цною.
Из веков струится каждому родное
Родины дыханье, сердцу дорогое...
У: Эти стихи принадлежат Тамбовской поэтессе Татьяне Курбатовой. Стихи прозвучали на фоне вальса «На сопках Маньчжурии»,который написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров, живший и работавший в Тамбове в 30-х-40-х годах прошлого века.
Земля Тамбовская всегда являлась источником вдохновенья для многих художников, поэтов, музыкантов. Среди них выделяется имя С.В.Рахманинова. Слайд 3 Возникает вопрос: «Какою виделась Россия Рахманинову?» Об этом нам расскажет музыка.
Но прежде давайте поближе познакомимся с жизнью и творчеством этого выдающегося композитора.
Работа в командах.Класс делится на две группы.Каждая группа получает задание.Слайд 4
1 группа: Изучить биографию С.В.Рахманинова.( Приложение).Уметь пересказать и придумать вопросы для другой группы.
2 группа: Изучить презентацию «Рахманинов в Тамбове».Зрительно запомнить фотографии, уметь перечислить памятные места, называть связанные с ними события в жизни С.В.Рахманинова.
Выступление команд.
Задания на закрепление нового материала:
Задание 2-й группе.Вставить в таблицу названия произведений С.В.Рахманинова.Слайд 5
С.В.Рахманинов
Увертюра «Эгмонт», опера «Алеко», опера «Дон Жуан»,Второй концерт для фортепиано с оркестром, «Лунная соната» ,опера «Скупой рыцарь», кантата «Весна», опера «Франческа да Римини», Всенощная,балет «Весна священная».
Задание 1 группе.Выбрать фотографии мест, где бывал С.В.Рахманинов в Тамбове. Слайд 6
1.2. 3.
4.5. 6.
7.
Тема Родины занимает важное место в творчестве С.В.Рахманинова. Давайте познакомимся с основными музыкальными образами I -й части II- го фортепианного концерта Рахманинова. Но прежде, выясните, что означает слово «концерт», что это за жанр в музыке?(работа со словарем)
Д: Концерт – музыкальный жанр, в котором происходит диалог - соревнование между солистом и оркестром.
У: С чего начинается концерт?
Д: С соло фортепиано.
У: Что напоминает тема вступления?
Д: Удары колокола.
У: Что значат колокола в жизни русского человека?
Д: Все! И важное событие, и праздник, и горе, и просто каждый день.
У: Колокола – это голос Родины, России. Как звучат колокола во вступлении? Какова идея?
Д: Тревожно, напряженно, драматично, напоминает колокол – набат.
У: Как звучит 1-я тема? Какой образ? Герой?
Д: Мужественно, это волевой образ, решительный. Решимость закаленного в схватках с жизнью человека.
У: Обратите внимание на мелодию. Как она развивается?
Д: Вначале строится на двух звуках, как бы медленно раскачивается, создает впечатление тяжелой поступи.
У: Далее разворачивается изумительная по своей протяженности тема.
У: Какой образ у вас возникает?
Д: Картина безграничных русских просторов, величавый и гордый облик русского человека.
У: Послушайте побочную тему.
Слушание в записи I- й части II-го фортепианного концерта (экспозиция). Слайд 7
На доске две репродукции ( Шишкин «Рожь», Поленов «Золотая осень»). Слайд 8
- Есть ли что-то общее в эмоционально – образном содержании музыки и живописи? Что?
Д: Широта, простор ,необъятность на картинах художников, в музыке протяженные мелодии.( Музыкальный критик Астафьев называл многие рахманиновские темы мелодиями – далями). Светлый колорит в музыке и в живописи. На картинах светлые насыщенные краски, в музыке мажорные светлые тона.
У: Какой музыкальный образ 2-й темы?
Д: Задумчивая, песенная, протяжная, лирическая, теплая, светлая.
Вывод: Мы видим, как разнообразны музыкальные образы I-й части 2-го фортепианного концерта. Но какие бы образы не рисовал композитор, всегда ощущается его чувство любви к русской природе, к людям, к Родине.
У: В конце декабря 1917 г. Рахманинов с женой и дочерьми выезжает за границу, получив приглашение на концерты в Швецию. На душе у него было одиноко и как-то жутко, точно он чувствовал, что больше никогда не увидит свою Родину.
Сейчас мы послушаем романс С.В.Рахманинова «Сон» на стихи А.Плещеева.Слайд 9
У: Послушайте и предположите, в какой период жизни написан романс? Почему называется «Сон»?
Слушание романса.
Ответы детей после прослушивания.
Д: Романс написан после отъезда за границу, потому что в тексте говорится о родном крае, о друзьях. Называется «Сон» потому что, все это осталось в прошлом . Все прошло, остались лишь воспоминания.
У: Какие это воспоминания?
Д: Приятные и светлые.
У:Парадоксально, но ранний романс, на стихи А. Плещеева, поразительным образом воссоздает то состояние и настроение С. Рахманинова, которое было у него двадцать пять лет спустя - накануне или даже уже в эмиграции.
Вывод: Вдали от Родины Рахманинов не находил стимула для творчества. «Уехав из России, я потерял желание сочинять Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме…воспоминаний».Слайд 10
Работа над песней «Родные места» (муз. Ю Антонова, сл. М.Пляцковкого) Слайд 11
Исполнение песни «Родной Тамбов»( авторы неизвестны) в сопровождении фортепиано.
Слушают учителя, смотрят слайд-шоу
Работают в группах знакомятся с новой информацией, придумывают вопросы для другой группы, выступают с сообщениями и задают вопросы другой группе, выполняют задания на закрепление нового материала)
Работают со словарем
Слушают и анализируют музыку
Выявляют общее между прослушанной музыкой и произведениями живописи
Делают выводы
Слушают музыку и высказывают предположения о содержании
Участвуют в исполнении
Формирование различных видов мышления,
развитие способности к освоению новых знаний, умение работать с информацией, сравнивать анализировать , выделять главное,
формировать эстетические чувства и потребности,
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыки
Взаимодействие в ансамбле, проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при исполнении музыки
IV этап.
Контроль по теме урока.
Устный опрос
Вопросы на закрепление :
1.Перечислите имена деятелей искусства, прославивших Тамбовскую землю, произведения которых прозвучали сегодня на уроке.
2.Какие произведения С.В Рахманинова слушали сегодня на уроке?
3.Продолжите, концерт-это музыкальный жанр, в котором...
4.Назовите художников, репродукции которых использовались на уроке.
Отвечают на вопросы учителя
Развитие способности к самоконтролю, планированию и организация собственной деятельности
V этап.
Итог урока.
Рефлексия
Метод обобщения
Метод поощрительной оценки(
эмоциональная оценка работы учащихся на уроке)
Вывод:
В начале урока вы мне сказали, что значит для вас Родина? А что можете сделать вы для своей Родины, чтобы она стала еще лучше?
Д: Хорошо учиться, любить своих близких, уважать старших, беречь родную природу...
У: Я надеюсь, что эти прекрасные слова останутся не просто прекрасными словами, а превратятся в добрые дела.
Выход из класса под марш «Прощание славянки» В.Агапкина.
Рассуждают,
делают выводы
Формирование жизненных ценностей,
развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и рефлексивного мышления
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ