Музыкальная азбука для 6 класса

Музыкальная азбука

Подготовлено учителем музыки Добрыдневой С.С.

Форма: музыкальное мероприятие для 6 классов

Цели:

  • способствовать обобщению теоретических знаний по музыке через игру и общение «ученик-ученик»;

  • содействовать созданию условий для исполнительской деятельности учащихся, использования информационных технологий;

  • продолжать развивать интерес учащихся к музыкальному искусству, расширять их кругозор в мире искусств, развивать творческие способности.

Оснащение : компьютер, проектор, музыкальные инструменты: баян, аккордеон, фортепиано, синтезатор, народные ударные; ноты, аудиозаписи, магнитофон, костюмы для исполнителей.

Ход мероприятия

Ведущий

- Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости!

Трудно представить себе современного человека, не увлекающегося какой-нибудь рок-группой, не спорящего о преимуществах и недостатках того или иного музыкального стиля или направления. Разбираться в музыке стало модно и даже престижно, да просто необходимо, чтобы не прослыть невеждой.

И сегодня я приглашаю вас в нашу Филармонию. Знаете ли вы, что такое Филармония?.. это музыкально – просветительная организация. И поскольку вы – дети, то у нас будет детская Филармония. И сегодня нас ждёт необычный концерт.

Почему необычный? Потому, что вы, юные музыканты, будете на нём и зрителями, и слушателями, и исполнителями одновременно.

Итак, с чего же начать?.. Начнём, пожалуй, как всегда, с азбуки, не простой, а музыкальной. Сегодня мы перелистаем её страницы и окунёмся в удивительный волшебный мир звуков, мир сказочный и чудесный, мир прекрасной музыки. И как любая азбука, наша музыкальная азбука начинается с буквы А. что у нас на букву А?

Аккордеон.

Представляете, этот сравнительно молодой (ему чуть более 100 лет) клавишно-духовой инструмент – дальний родственник величественного органа. В исполнении учащегося-аккордеониста вы услышите песню Александры Пахмутовой «Старый клён».

Следующее слово Ансамбль

Играть в ансамбле не только интересно, но и трудно. Нужно думать, представлять, чувствовать одинаково. Ведь «ансамбль» в переводе с французского означает «Вместе».

Сейчас для вас ансамбль народных инструментов исполнит русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».


Звучит пьеса в исполнении ансамбля.

Буква Б.

Ещё один музыкальный инструмент, по виду брат аккордеону, да только кнопки его выдают! Свой название он получил от знаменитого древнерусского певца-сказителя Бояна! И звать его… (баян).

В исполнении Данильченко вы услышите на баяне известную украинскую народную песню, рассказывающую ещё об одном музыкальном инструменте, угадываете каком? (показывает картинку с изображением бандуры)? Песня «Бандура»

Звучит песня «Бандура» .

Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот… (вальс).

Следующая буква в нашей музыкальной азбуке – буква В.

Вальс

Нежный и печальный, изящный и обаятельный… Даже не верится, что когда-то этот танец был под запертом, его считали безнравственным. Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе? Ужасно! В Вене в начале 19 века запрещалось танцевать вальс более 10 минут. А в России было опубликовано полицейское предписание, запрещающее «употребление пляски, вальсом именуемой».

Вот так-то… Но не смотря на все запреты, вальс быстро распространился по всей Европе и в 19-20 веках стал самым популярным танцем. Кажется, нет композитора, который не сочинил бы вальс. Шопен и Шуберт, Глинка и Чайковский и многие- многие другие. Сегодня вы услышите вальс замечательного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и увидите как его танцуют наши ребята!

Исполняется вальс. Свиридова из драмы «Метель»

А это что за чудеса?

В лесу мы слышим голоса,

Ребята у костра сидят,

Поют и на неё глядят.

Чтобы она вдруг зазвучала,

Щипни струну ты для начала.

А струн бывает 7 иль 6,

Её достоинств нам не счесть.

Всем под неё легко поётся,

Скажите, как она зовётся?

(гитара).

Исполняется аудиозапись песни Жанны Бичевской «Россия »

Сейчас вы услышите музыкальную загадку. Отгадайте, какой музыкальный инструмент звучит?


Исполняется р.н.п. « Во кузнице» в исполнении жалейки.

На доске, как в поле чудес, закрыты буквы названия данного инструмента. Отгадываем по буквам.

Это была буква Ж. жалейка

? – Что вы знаете об этом музыкальном инструменте?

Следующая музыкальная загадка. Скажем только, что мы с вами благополучно добрались до буквы И нашей музыкальной азбуки.

Исполняется фрагмент видеосюжета из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Вопросы

  1. какой музыкальный жанр представлен?

  2. как называется произведение?

  3. кто его автор?

Следующая страница нашей азбуки – это буква К. Караоке.

Нужно ли объяснять, что означает это слово? (слушаем объяснение детей)

Давайте продемонстрируем в реале пение Караоке.

Исполняется песня под Караоке желающими из числа учеников.

Следующая страница нашей азбуки – это буква Л. Посмотрите ещё одну музыкальную загадку.

Исполняется видеофрагмент балета П.Чайковского «Лебединое озеро»

Вопросов всего два.

  1. каким образом фрагмент связан с буквой «Л»?

  2. кто автор этого замечательного произведения?

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки… (ноты).

- Что такое, эти ноты?

- Для чего они предназначены?

- Какие вы знаете ноты?

Наверно, вы уже догадались, что следующие буквы азбуки нам не разделить: М и Н. Музыка и ноты. Понятия эти неразделимы. Предлагаем вам компьютерную игру с нотами и музыкальными инструментами.

Проходит игра «Музыкальное лото»

В кассе мы билет купили

И вчера в театр ходили.

Мы во все глаза глядели!

Весь спектакль артисты пели.

Слаженно оркестр играл,

От певцов не отставал.

Мы в ладоши хлопали,

Все мы любим … (оперу).

Как вы правильно понимаете, очередь за буквой О. Опера.

Предлагаем вам разгадывание ребусов, ответом которых будут названия опер.

Разгадывание ребусов, в то время, как идёт речь о следующей букве.

Я ваша подруга,

Я ваша попутчица

В пути без меня

Ничего не получится.

Со мною, друзья,

Вам всегда интересно.

Узнали кто я?

Ну, конечно же… (песня).

Итак, переходим к следующей странице. Буква П. Песня.

«Песня – душа народа», слышим мы от музыкантов. Одним из трёх китов, на которых держится вся музыка, называл песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определённого автора. Массовые песни, посвящённых значительным событиям в стране: революционные, военные, исторические, патриотические. В последние годы большое распространение получили эстрадные песни – те, которые поются профессионалами с эстрады. Один из главных секретов могущества песни – её простота. Даже о самых серьёзных вещах: о любви и дружбе, о верности и предательстве, о героических подвигах и больших городах – песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня – дитя музыки и поэзии.

Исполняется песня под фонограмму «Букет»

Буква Р. Романс.

Многие считают, что романс – это та же песня. На самом деле – это не столько песня, сколько пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Зарождение русского романса началось во второй половине 18 века. Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало от неё отличался. Его исполняли в помещичьем кругу, дворянских домах под фортепиано. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары. Романс и гитара стали единым целым.

И всё же родина романса-- не Россия, а Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты-певцы создали музыкальный жанр—романс, от испанского «романсе», означающий «романский», т.е. исполняемый на романском, испанском языке. В Испании выходили сборники романсов-- «Романсеро». В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине.

Для сидящих в этом зале школьников, прозвучит «Школьный романс» русского композитора Евгения Крылатова.

Исполняется «Школьный романс»

Движенья плавные смычка

Приводит в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поёт про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив.

Играет нежно… (скрипка).


У нас в гостях сама Царица оркестра! Удивлены? Напрасно, ведь именно ей, маленькой скрипке, был дан почётный эпитет. Сейчас трудно поверить, что когда-то скрипка считалась инструментом грубым, отвечающим лишь вкусам простонародья, что ей пришлось завоёвывать и утверждать своё право на место в серьёзном искусстве. Во второй половине 17 века разыгрывается даже своеобразная борьба между противниками и сторонниками скрипки. Первые называли скрипку «вульгарной», «инструментом толпы», вторые считали её «наиболее совершенным и превосходящим из всех инструментов». Победили, как вы уже догадались, вторые.

Часто голос скрипки сравнивают с человеческим: она также может петь, плакать, говорить. Много прекрасной музыки написано для скрипки. Сейчас, в преддверии грядущего юбилея Антонио Вивальди (ему 4 марта – 330 лет от рождения) вы услышите фрагмент Концерта «Времена года» в современной обработке.

Исполняется видеофрагмент концерта Вивальди (видеоклип французского квартета «Bond»)

Буква Т. Танец.

Каких только танцев нет на свете! А какие вы знаете танцы?

Сначала простейшие телодвижения совершали первобытные охотники у родового костра, как бы рассказывая о произошедших на охоте событиях. Позже, поклоняясь духам природы, наши далёкие предки исполняли магические ритуальные танцы под звуки барабанов, трещоток и других музыкальных инструментов. Таким образом, танец всегда связан с музыкой. В танцах, как и в песнях, отразились различные стороны жизни, характер и темперамент народа. Знает ли, какой танец был самым популярным в ушедшем ХХ веке? Это – ТАНГО, которое ведёт своё начало от старинного испанского танца стиля «фламенко». Медленное и страстное, полное пьянящего чувства и таинственности, танго любимо и сегодня. Итак, звучит нестареющее танго!

Исполняется танец танго.

Форте---громко,

Пиано—тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна

Ну, конечно… (фортепиано).

Буква Ф. Фортепиано.

Судьба этого замечательного инструмента очень напоминает судьбу человека. Далёким предком фортепиано является однострунный инструмент монохорд. Шли годы и столетия. Инструмент менял форму, размеры, количество струн, окраску звучания. В 1711 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрёл новый инструмент, в котором при нажатии клавиши молоточек ударял по струнам. Мастер назвал своё творение «фортепиано»(громко-тихо)

Исполняется Прелюдия Иоганна Себастьяна Баха

Буква Х.

С танго и романсом, корни которых происходят из Испании, мы уже знакомы. Но видимо, судьба легла так, чтобы мы сегодня познакомились с ещё одним произведением, синтезом музыки и танца. Это Хабанера, которую французский композитор Жорж Бизе вложил в уста искромётной цыганки Кармен. Это и испанский танец, исполняемый при помощи кастаньет.

Исполняется видеосюжет из оперы Ж.Бизе «Кармен»

Буква Ч. Сразу вспомним о шуточных четверостишиях, исполняемых под аккомпанемент народных инструментов: гармони, балалайки, баяна. Что же это? Конечно, частушки!

Исполняются частушки под аккомпанемент баяна и ударных инструментов.

Не знаю, заметили ли вы, что музыкальных загадок давно не было? Так вот вам очередная загадка. Заодно, наверно и поймёте о какой букве пойдёт речь.

Исполняется номер Шехерезады: муз фрагмент сюиты Римского-Корсакова «Шехерезада»+ инсценировка со словами.

Конечно, буква Ш. Шехерезада.

Кстати, знаете ли вы, что в этом году исполнится ровно 100 лет, как в России не стало автора этого замечательного произведения? Разговор о русском композиторе Николае Андреевиче Римском-Корсакове.

Проше внимания, последняя музыкальная загадка!

Исполняется видеосюжет мюзикла «Нотр-дам де Пари»

Узнали сюжет? Тогда дайте ответы на вопросы.

  1. какой музыкальный жанр представлен? (Мюзикл, эстрадный муз.спектакль)

2.название произведения. («Нотр-дам де Пари»


3.Как звали главную героиню мюзикла?

Теперь вы догадались, с какой буквой мы имели дело?

В завершении нашего концерта, как и положено в азбуке, мы будем говорить о последней букве. Это буква Я. На эту букву в этом кабинете находится музыкальный инструмент, изготовленный фирмой из далёкой и экзотической страны Японии. Фирма называется ЯМАХА.

Исполняется песня «Где музыка берёт начало?» композитора Евгения Крылатова под аккомпанемент синтезатора фирмы ЯМАХА.



Использована литература:

«Классный руководитель»№3, 2003 г.

«Прекрасное далёко», сборник песен Е.Крылатова;

«Русские народные песни», сборник песен/Москва/ «Музыка»/1987г;

Клипы:

Фрагмент концерта А.Вивальди в исполнении квартета «Bond»

Фрагмент мюзикла «Нотр-Дам»

«Энциклопедия классической музыки», СD-диск

6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ