Традиции моего народа. Музыкальный фольклор
Толчева Алла Евгеньевна
Традиции моего народа. Музыкальный фольклор.
С давних времён именно в музыке люди стремились выразить своё отношение к происходящему, свои мысли и чувства. Фольклор до сих пор сохраняет своё значение, широко используется во всех областях литературы и искусства, проникает в сферу детского воспитания и образования.
Новое столетие отмечено небывалым ростом музыкальной информации. Современное общество захлестнул постоянно возрастающий стихийный музыкальный поток, который оказывает огромное влияние на формирование эстетических взглядов детей. Поэтому очень важно уже с раннего возраста заложить в ребёнке фундамент хорошего вкуса. И главная роль в этом принадлежит народному творчеству.
Значение фольклора как важнейшей части музыкального воспитания в современном мире общепризнано. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Через народное искусство учащиеся познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаются к его культуре.
Внеклассные занятия по музыке на основе регионального фольклора должны представлять собой форму общения, сотрудничества учителя и ученика в целях постижения духовно-художественной сути народного музыкального искусства и получения знаний, связанных с ним. Благодаря внеклассной работе, можно познакомить детей со всем национальным и культурным многообразием нашего региона. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к народному искусству, вводя его в школьную практику как. необходимое средство воспитания, развития личности, формирования национального самосознания учащихся.
Сегодня почти в каждой школе учитель музыки имеет возможность организовать и вести внеклассные занятия. Подобные формы работы позволяет учителю более полно и подробно познакомить детей с высоким и весьма разнообразным народным музыкальным искусством.
Главным образом внимание детей надо обратить на русские народные песни, так как это исконно русская культура. Песни - самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня - душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственноэстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей и подростков. В течение веков в народе сложились специальные песни для детей: колыбельные, игровые, плясовые и т.д. Педагогическое чутье подсказывало их безымянным творцам, что нужно детям, чем можно заинтересовать, порадовать их.
Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают таким образом духовный мир детей.
Образно-поэтическое мышление народа близко детям и соответствует их представлениям о жизни природы и человека. Поэтому ребятам интересны и доступны многие народные песни, специально дня них не создававшиеся. Но они доступны для тех ребят, которые живут в деревне или поселке. Они могут слышать их дома и на улице, от своих сверстников и от взрослых, в кино и по радио, поют в школе. Среди них значительное место также принадлежит народным песням.
Таким образом, ребята приобщаются к народному творчеству и испытывают на себе его воздействие с самого детства. Самое главное - удержать интерес детей к народной музыке. Народные песни привлекают школьников своим содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в жизни природы и в человеческих отношениях и отвергается безобразное. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание подростков, для формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру.
У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше песенности, у другого - танцевальное или маршевости. Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить народную музыку разных стран и народов. Но главная задача, которая стоит перед учителем, - научить любить детей музыку своей страны в связи с особенностями родного края.
Очень важно, чтобы учащиеся знали историю родного края. И преподнести это следует так, чтобы учащиеся полюбили свою Родину, природу, родной край через знакомство с русскими народными песнями о родном крае. С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать различные распевы, которые всегда присутствуют в русских народных песнях.
Во внеклассной работе по большое внимание уделяется проведению праздников, концертов, спектаклей. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой - не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».
Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Во-первых, обязательность праздника (в народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием). Во-вторых, массовость (на праздник собираются все, и все в нем участвуют). В-третьих, праздник - это веселье и смех, разрядка напряжения, выход накопившейся энергии.
Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но, входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное музыкальное народное творчество.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ