Методическая работа по теме: «Певческое дыхание»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А. П. Собянина»
Куединский район Пермского края
Методическая работа
по теме:
«Певческое
дыхание».
Автор: преподаватель отделения хорового пения
Грибченкова Нина Григорьевна
п. Куеда
2014
Певческое дыхание-один из важнейших компонентов в вокальном воспитании. Дыханию в пении принадлежит исключительная роль, так как это источник энергии для возникновения звука.
В практике существует несколько видов певческого дыхания:
ключичное, грудное, нижнерёберное брюшное и чисто брюшное. При ключичном типе дыхания происходит расширение и подъём главным образом верхней части грудной клетки. При нижнем грудном дыхании в основном расширяется и поднимается нижняя часть грудной клетки. При нижнерёберном брюшном типе дыхания грудная клетка и брюшной пресс активно участвует в работе, живот при этом выдвигается несколько вперед. При брюшном дыхании грудная клетка принимает самое минимальное участие, а живот сильно выступает вперед. Но последние научные исследования показали, что и дети, и взрослые пользуются т.н. смешанным дыханием, иногда с преобладанием то грудного, то брюшного типа. При смешанном типе дыхания в работе участвуют различные отделы дыхательного аппарата, способствующие свободной и естественной координации всех систем голосообразования.
Резкое поднятие плеч при входе и выходе, как правило, связано с включением в работу вспомогательных мышц, что ведет к крикливому, напряжённому звучанию. А звук сильный, прерывистый, неровный связан с неправильной, напряженной работой мышц шеи лица. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. У детей 6-7 лет певческое дыхание мало чем отличается от обычного. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении, распространяющееся на небольшие фразы, отрывки. Обучение пению способствует выработке широкого, более редкого дыхания, на длинные фразы. Это происходит постепенно, при соответствующей работе. В организации правильного певческого дыхания основополагающими моментами являются вдох и выход. Оба эти момента тесным образом связаны друг с другом. Вдох должен быть коротким, энергичным, обязательно с небольшой задержкой, которая «закрывает дыхание на замочек». Задержка при дыхании активизирует вдох и служит предпосылкой одновременного вступление хора по руке дирижера. Выдох должен быть постепенным, равномерным, продолжительным, чтобы при этом связки были плотно сомкнуты (в противном случае звук будет сиплый, тяжелый). Каждый ребенок должен знать правило певческого дыхания: активный бесшумный вдох, мгновенная задержка воздуха, обеспечивающая затем экономный, продолжительный выдох.
Спокойное естественное дыхание, связанное с певческим процессом, приводит к т.н. «опёртому» звуку. Именно правильное взятое дыхание способствует выработке опоры при пении, умению распространить дыхание на всю исполняемую фразу. «Опертый» звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный. Именно он характеризуется наилучшей координацией всех систем голосообразования.
Расходование дыхания регулируется работой голосовых складок, зависящий от атаки звука. Атакой называется момент образования звука. Существует три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. При твердой атаке голосовая щель плотно замыкается перед началом звука и затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Звук образуется яркий, четкий, энергичный. Мгновенность начала оказывает положительное влияние на точность интонации. При мягкой атаке голосовые складки, сближаясь, смыкаются плотно в самый момент начала звука, а не перед ним. Эта атака обеспечивает плавный, спокойный звук, интонационную точность и наилучший тембр. Придыхательная атака образуется при неполном смыкании голосовых связок, когда происходит «утечка» воздуха. Этот вид атаки используется в хоровом пении лишь как изобразительно средство, необходимое для создания художественного образа. Иногда она свидетельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, о слабом вдохе и выдохе.
При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат, хотя без твердой атаки в хоровом исполнительстве тоже трудно обойтись. Твердая атака, при которой смыкание связок происходит активно, должна применяться в детском хоре крайне осторожно и по времени недолго. Таким образом, хормейстер может применять все виды атаки, внимательно учитывая особенности детского голоса; причем одни виды атаки он использует для достижения необходимой выразительности исполнения, другие как важные педагогические факторы.
Л. Б. Дмитриев писал, что «в пении напрасно стараться целиком подчинить дыхание своей воле. Следует всегда помнить о том, что в дыхании наряду с произвольными мышцами имеются регулировочные механизмы, действующие рефлекторно и независимо от нашей воли». Конечно, очень важно, чтобы певческий процесс был сознательным, целенаправленным. Но добиваться управления певческим процессом можно по разному.
Хорошо поступают те хормейстеры, которые начинают прививать навык дыхания, не акцентируя внимание детей на физиологических моментах. Специальные дыхательные упражнения без пения только направят внимание детей на какой–либо отдельный момент дыхательного акта, но не прибавят ничего к воспитанию навыка самого певческого дыхания.
Вопрос дыхания нельзя не связать с певческой установкой так как от положения корпуса и головы поющего во многом зависит правильное звукообразование и организация вдоха и выдоха. Независимо от того, поют дети стоя или сидя, положение корпуса и головы должно быть прямым, но ненапряженным. При пении сидя ноги должны полной ступней стоять на полу, а руки лежать на коленях, при пении стоя – руки свободно опущены. На правильную певческую установку следует обращать внимание постоянно, так как от нее во многом зависит успех всей вокальной работы. Певческая установка организует самый процесс пения и прежде всего – дыхания.
Своеобразной проверкой правильного певческого дыхания служит цепное дыхание. В этом случае каждый певец сам контролирует свое дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение и вновь берёт дыхание, повторяя тот же звук. Важно отметить, что ритм дыхания находится в тесной зависимости от темпа и характера исполняемого произведения. Если темп медленный и характер плавный, то и дыхание берется мягко, в «темпе произведения». Подвижные произведения заставляют дышать короче, активнее. Желательно, чтобы дети сразу приучались к тому, что дыхание имеет исключительное значение не только как фактор, создающий красивый звук, но и как яркий выразительный элемент. Непродуманное, неправильное дыхание может разорвать музыкальную фразу и, наоборот, соединить два различных по содержанию предложения, исказить мысль.
Итак, как говорили старые мастера, «искусство пения – это искусство вдоха и выдоха». Внимание хормейстера должно быть постоянно направленно певческое дыхание, естественно, глубокое и ровное. Именно от этого зависит сила, красота, тембр и продолжительность звука.
Список использованной литературы
Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» - М.: «Музыка» 1988.
Под редакцией проф. В. Г. Соколова «Работа с детским хором» - М.: «Музыка» 1981.
И. В. Калиш, Л. П. Дуганова «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка» - Москва 1999.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ