Рабочая программа по музыке для 4 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Беловская СОШ»
Рабочая программа
по музыке
для 4 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель музыки
Каржень Н.А.
2013 - 2014 уч. г.
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».
Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание программы, отраженное в каждом из компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности.
Слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной идее урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем. (Учитель вправе использовать свои производные варианты тематического планирования.)
Предмет «Искусство (музыка)» в 7 классе изучается в следующем режиме:
I учебная четверть
II учебная четверть
III учебная четверть
IV учебная четверть
всего за год
всего часов
9
7
10
8
34
контрольных работ
1
2
1
2
6
творческих работ
1
2
2
2
7
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Для обучения используется учебно- методический комплект:
учебник - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2004;
рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2004;
нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2004;
фонохрестоматии.
Планируемые результаты освоения программы по искусству (музыке)
Изучение предмета «Искусство (музыка)» в 7 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
1 четверть
№
тема урока
тип урока, вид деятельности
прогнозируемый результат
1
«Магическая единственность» музыкального произведения
Урок нового материала
фронтальный
Понимать неповторимость музыкальных произведений.
Закрепить вокально-хоровые навыки.
2
Музыку трудно объяснить словами
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.
3
Что такое музыкальное содержание?
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки.
4
Что такое музыкальное содержание?
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.
5
Музыка, которую необходимо объяснить словами
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. Закрепить вокально-хоровые навыки.
6
Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
7
«Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
8
Когда музыка не нуждается в словах
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
9
Обобщение темы
Контрольно-обобщающий урок
Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.
2 четверть
№
тема урока
тип урока, вид деятельности
прогнозируемый результат
10
Лирические образы в музыке
Урок нового материала
фронтальный
Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.
11
Драматические образы в музыке
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.
12
Эпические образы в музыке
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.
13
«Память жанра»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки.
14,
15,
16
Такие разные песни, танцы. марши
Обобщающий урок
Повторить и закрепить тему четверти, уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями.
3 четверть
№
тема урока
тип урока, вид деятельности
прогнозируемый результат
17
«Сюжеты» и «герои»
музыкальной формы.
Урок нового материала
фронтальный
Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.
18
«Художественная форма-это ставшее зримым содержание».
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки.
Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.
19
Какой бывает музыкальная композиция.
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.
20
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
21
Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
22
Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
23
Многомерность образа в форме рондо.
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
24
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации)
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.
26
Обобщение темы
Контрольно-обобщающий урок
Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.
4 четверть
№
тема урока
тип урока, вид деятельности
прогнозируемый результат
27,
28
Музыка в развитии.
Урок нового материала
фронтальный
Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
29
Музыкальный порыв.
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
30
Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.
31,
32
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.
33
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.
Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.
34
Обобщающий урок.
Контрольно-обобщающий урок
Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально – хоровые навыки.
Музыка 7 класс.
«Содержание и форма в музыке».
34 часа – 1 час в неделю.
«Магическая единственность» музыкального произведения. – 1 час.
Содержание в музыке.(15 ч).
Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание.
Каким бывает музыкальное содержание. – 4 (ч).
Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.
Обобщение -1 час.
Музыкальный образ. 3 (ч).
Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.
О чём рассказывает музыкальный жанр. -4 (ч).
«Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши.
Форма в музыке.(18 ч).
Что такое музыкальная форма. – 2 (ч).
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. Художественная форма – это ставшее зримым содержание.
Музыкальная композиция. – 7 (ч).
Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период). Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма). Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки. Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).
Обобщение – 1 час.
Музыкальная драматургия. – 7 (ч).
Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Заключительный урок – 1 час.
Перечень основных знаний и умений учащихся.
Учащиеся должны знать:
- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;
- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;
- развитие музыкального образа;
- музыкальные формы;
- навыки вокально-хоровой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;
- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7 КЛАСС.
«Содержание и форма в музыке».
№ П/П
РАЗДЕЛЫ.
КОЛ – ВО ЧАСОВ.
1.
«Магическая единственность» музыкального произведения.
1
2.
Содержание в музыке.
15
3.
Форма в музыке.
18
ИТОГО:
34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс.
№ п/п
Наименование раздела.
Тема урока.
Кол – во часов
Дата
Раздел
Тема
« Содержание и форма в музыке»
1 четверть
1.
« Магическая единственность» музыкального произведения.
1
Содержание в музыке
2
Музыку трудно объяснить словами.
1
3,4.
Что такое музыкальное содержание.
2
Каким бывает музыкальное содержание
4 часа
5.
Музыка, которую необходимо объяснить словами.
1
6.
Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского
1
7.
« Восточная» партитура Н.Римского – Корсакова «Шехеразада»
1
8.
Когда музыка не нуждается в словах
1
9.
Обобщающий урок.
1
2 четверть
Музыкальный образ
3 часа
10.
Лирические образы в музыке.
1
11.
Драматические образы в музыке.
1
12.
Эпические образы в музыке.
1
О чём рассказывает музыкальный жанр
4 часа
13.
« Память жанра».
1
14-16.
Такие разные песни, танцы, марши.
3
3 четверть
Форма в музыке
Что такое музыкальная форма?
2 часа
17.
« Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.
1
18.
« Художественная форма – это ставшее зримым содержание».
1
Музыкальная композиция
7 часов
19.
Какой бывает музыкальная композиция
1
20.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).
1
21
Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).
1
22.
Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки.
1
23,24.
Многомерность образа в форме рондо.
2
25.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации).
1
26.
Обобщающий урок.
1
4 четверть
Музыкальная драматургия
7 часов
27,28.
Музыка в развитии.
2
29.
Музыкальный порыв.
1
30.
Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
1
31,32.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».
2
33.
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
1
34.
Обобщающий урок.
1
Итого за год
34 часа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.
2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа»
2004 г.
3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс.
Дневник музыкальных размышлений. М. «Дрофа» 2004 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.
Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.
Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.
Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».
Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,
2002 г.
7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.
«Си ЭТС», 2004 г.
8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
«Коминфо», 1999.
9. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
10. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.
Алеева. Волгоград 2008 г. 7 класс.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ