Рабочая программа по музыке для 4 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Беловская СОШ»












Рабочая программа

по музыке

для 4 класса


1 час в неделю (всего 34 часа)






















Составитель: учитель музыки

Каржень Н.А.











2013 - 2014 уч. г.





В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содер­жание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного за­мысла и его воплощения.

Вторая часть посвящена выявлению сущности оп­ределения «форма в музыке».

Применение системного подхода имеет важное зна­чение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание про­граммы, отраженное в каждом из компонентов учеб­но-методического комплекса, обеспечивает ее полно­ценную реализацию в различных видах практической деятельности.

Слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение стро­го подчинены единой содержательной идее урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем. (Учитель вправе использовать свои производные варианты тематического планирова­ния.)


Предмет «Искусство (музыка)» в 7 классе изучается в следующем режиме:



I учебная четверть


II учебная четверть


III учебная четверть

IV учебная четверть

всего за год

всего часов

9

7

10

8

34

контрольных работ

1

2

1

2

6

творческих работ

1

2

2

2

7


Контроль осуществляется в следующих видах:

- текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест;

- хоровое пение;

- индивидуальное пение.


Для обучения используется учебно- методический комплект:

учебник - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2004;

рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2004;

нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс М «Дрофа» 2004;

фонохрестоматии.











Планируемые результаты освоения программы по искусству (музыке)


Изучение предмета «Искусство (музыка)» в 7 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:


1 четверть



тема урока

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

Урок нового материала

фронтальный

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

2

Музыку трудно объяснить словами

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

3

Что такое музыкальное содержание?

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки.

4

Что такое музыкальное содержание?

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. Закрепить вокально-хоровые навыки.

6

Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

7

«Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

8

Когда музыка не нуждается в словах

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

9

Обобщение темы

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.


2 четверть



тема урока

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

10

Лирические образы в музыке

Урок нового материала

фронтальный

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

11

Драматические образы в музыке

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

12

Эпические образы в музыке

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

13

«Память жанра»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки.

14,

15,

16

Такие разные песни, танцы. марши

Обобщающий урок

Повторить и закрепить тему четверти, уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями.


3 четверть



тема урока

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

17

«Сюжеты» и «герои»

музыкальной формы.

Урок нового материала

фронтальный

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.

18

«Художественная форма-это ставшее зримым содержание».

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки.

Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

19

Какой бывает музыкальная композиция.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

20

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

21

Два напева в романсе М.И.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)


Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

22

Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

23

Многомерность образа в форме рондо.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

24

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации)

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

26

Обобщение темы

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.


4 четверть




тема урока

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

27,

28

Музыка в развитии.

Урок нового материала

фронтальный

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

29

Музыкальный порыв.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

31,

32



Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»


Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный


Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.


33

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.

Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

34

Обобщающий урок.


Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально – хоровые навыки.






























Музыка 7 класс.

«Содержание и форма в музыке».


34 часа – 1 час в неделю.




«Магическая единственность» музыкального произведения. – 1 час.

Содержание в музыке.(15 ч).


Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание.


Каким бывает музыкальное содержание. – 4 (ч).

Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.

Обобщение -1 час.


Музыкальный образ. 3 (ч).

Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.


О чём рассказывает музыкальный жанр. -4 (ч).

«Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши.


Форма в музыке.(18 ч).


Что такое музыкальная форма. – 2 (ч).

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. Художественная форма – это ставшее зримым содержание.


Музыкальная композиция. – 7 (ч).

Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период). Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»(двухчастная форма). Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки. Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

Обобщение – 1 час.


Музыкальная драматургия. – 7 (ч).

Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Заключительный урок – 1 час.









Перечень основных знаний и умений учащихся.




Учащиеся должны знать:

- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;

- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;

- развитие музыкального образа;

- музыкальные формы;

- навыки вокально-хоровой деятельности.

Учащиеся должны уметь:

-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;

- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).






УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7 КЛАСС.





«Содержание и форма в музыке».


П/П

РАЗДЕЛЫ.

КОЛ – ВО ЧАСОВ.

1.

«Магическая единственность» музыкального произведения.

1

2.

Содержание в музыке.

15

3.

Форма в музыке.

18

ИТОГО:

34













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс.



п/п

Наименование раздела.

Тема урока.

Кол – во часов

Дата

Раздел

Тема

« Содержание и форма в музыке»

1 четверть

1.

« Магическая единственность» музыкального произведения.


1


Содержание в музыке

2

Музыку трудно объяснить словами.


1


3,4.

Что такое музыкальное содержание.


2




Каким бывает музыкальное содержание

4 часа



5.

Музыка, которую необходимо объяснить словами.


1


6.

Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского


1


7.

« Восточная» партитура Н.Римского – Корсакова «Шехеразада»


1


8.

Когда музыка не нуждается в словах


1


9.

Обобщающий урок.


1


2 четверть


Музыкальный образ

3 часа



10.

Лирические образы в музыке.


1


11.

Драматические образы в музыке.


1


12.

Эпические образы в музыке.


1



О чём рассказывает музыкальный жанр

4 часа



13.

« Память жанра».


1


14-16.

Такие разные песни, танцы, марши.


3

3 четверть

Форма в музыке


Что такое музыкальная форма?

2 часа



17.

« Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.


1


18.

« Художественная форма – это ставшее зримым содержание».


1



Музыкальная композиция

7 часов



19.

Какой бывает музыкальная композиция


1


20.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).


1


21

Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).


1


22.

Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки.


1


23,24.

Многомерность образа в форме рондо.


2


25.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации).


1


26.

Обобщающий урок.


1


4 четверть


Музыкальная драматургия

7 часов



27,28.

Музыка в развитии.


2


29.

Музыкальный порыв.


1


30.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.


1


31,32.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».


2


33.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.


1


34.

Обобщающий урок.


1



Итого за год

34 часа





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.

2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа»

2004 г.

3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс.

Дневник музыкальных размышлений. М. «Дрофа» 2004 г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1.Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.

  1. Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.

  2. Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.

  3. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

  4. Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».

  5. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,

2002 г.

7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.

«Си ЭТС», 2004 г.

8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

«Коминфо», 1999.

9. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

10. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.

Алеева. Волгоград 2008 г. 7 класс.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ