Рабочая программа по музыке 7 класс (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.)
Соколова Наталья Григорьевна
Учитель музыки
МБОУ СОШ№1 им. Доктора Л.М. Рошаля
пгт Чердаклы Ульяновской области
Класс:7
Рабочая программа по музыке на основе авторской программы Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 7-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». М.:«Просвещение»,2011
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса– М.: Просвещение, 2010.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 7– М.: Просвещение, 2010.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение,2010.
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».7 класс.
- Методика работы с учебниками «Музыка».5-7,2010.
Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля, измерители
Примечания
Домашнее задание
Дата
план
факт
I
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
1
Классика и современность
1
Вводный
Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого
Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.
Уметь приводить примеры
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение
c. 6-7
2
В музыкальном театре. Опера
1
Расширение и углубление знаний
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере
Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена). Уметь:
приводить примеры оперных жанров;
называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров;
определять роль оркестра в опере
Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки
c.8-10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
и
3
Опера
М. И. Глинки «Иван Сусанин»
1
Расширение и углубление знаний
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев
Знать:
драматургию развития оперы;
то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий. Уметь:
проводить интонаци- онно-образный и сравнительный анализ музыки;
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ
С.13 №3
4—5
Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев
Уметь называть полные имена композиторов:
А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Вокально-хоровое интонирование
С.18-20
6
В музыкальном театре. Балет
1
Расширение и углубление знаний
Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль
Знать:
понятия: балет, типы балетного танца;
составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио.
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование
c. 26-28
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
и
Уметь:
определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле;
приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров
7-8
Балет Б. И. Тищенко «Ярославна»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра
Знать драматургию развития балета. Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
определять тембры музыкальных инструментов;
называть полное имя композитора - Б. И. Тищенко
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение
с.30-31
9
Героическая тема в русской
музыке
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма
Уметь:
приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;
рассуждать на поставленные проблемные вопросы;
Беседа. Устный, письменный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и художественных произведений
С.37 №3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений;
называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась героическая тема
10
11
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин - создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера
Знать:
жизнь и творчество Дж. Гершвина;
драматургию развития оперы;
то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий. Уметь проводить интонационно-образный
и сравнительный анализ музыки
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. Определение средств музыкальной выразительности
С.47 №3
12- 13
Опера Ж. Бизе «Кармен»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.
Знать:
драматургию развития оперы;
то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий.
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование.
с. 48-49
с.51 №2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
п
Музыкальные образы оперных героев
Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
называть полное имя композитора - Ж. Бизе
Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение
14
Балет Р. К. Щедрина «Кармен- сюита»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета
Знать:
драматургию развития балета;
понятие транскрипция. Уметь:
проводить интонаци- онно-образный и сравнительный анализ музыки;
называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балерины - М. М. Плисецкая;
выявлять средства музыкальной выразительности
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально- хоровое интонирование
С.61 №5
15
Сюжеты и образы духовной музыки
1
Расширение и углубление знаний
Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Вы-
Знать понятия: месса,
всенощная.
Уметь:
- называть полные имена композиторов:
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Инто- национно-образный и сравнительный
с.64-66
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
сокая месса» - вокаль- но-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С. В. Рахманинова
И. С. Бах, С. В. Рахманинов;
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
выявлять средства музыкальной выразительности
анализ. Выявление средств музыкальной выразительности
16
Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»
1
Расширение и углубление знаний
Углубление знакомства с рок-оперой Э. JI. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев
Знать драматургию развития рок-оперы. Уметь:
проводить интонационно-образный анализ музыки;
определять тембры музыкальных инструментов;
выявлять средства музыкальной выразительности;
называть полное имя композитора - Э. Л. Уэббер
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение
С. 73 №3
17
Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалев-
1
Расширение и углубление знаний
Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео
Знать понятие сюита. Уметь:
- проводить интонаци- онно-образный и срав-
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и срав-
-
с.74
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ского «Ромео и Джульетта»
и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты
нительный анализ музыки;
- называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевский
нительный анализ. Хоровое пение
18
«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика
Знать понятия: сюита,
полистилистика.
Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры;
выявлять способы и приемы развития музыкальных образов;
называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке
Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Ин- тонационно-образ- ный и сравнительный анализ
с.78-79
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
19
Музыкальная драматургия - развитие музыки
1
Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний
Музыкальная драматургия в инструмен- тально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. Прин-
Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры
Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение
с.84-85
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
(комбинированный)
ципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация
20
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка
1
Расширение и углубление знаний
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка
Знать:
понятия:духовная
и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка;
что лежит в основе музыки православной
и католической церквей. Уметь приводить музыкальные примеры
Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение
с.91 №1
21
Камерная инструментальная, музыка: этюд
1
Расширение и углубление знаний
Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа
Знать понятие этюд. Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
называть имена композиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение
с.93 №4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
22
Транскрипция
1
Расширение и углубление знаний
Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон- цертно-виртуозных произведений
Знать понятие транскрипция. Уметь:
выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений;
называть полные имена композиторов: Ф.Лист, М.А.
Балакирев, Ф. Бузони
Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение
с.94-95
23
Циклические формы инструментальной музыки
1
Расширение и углубление знаний
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке
Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь:
приводить музыкальные примеры;
определять тембры музыкальных инструментов
Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение
с.98-99
24
25
Соната
2
Расширение и углубление знаний
Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих
Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интона- ционно-образный и сравнительный анализ. Определе-
с.102
1
2
3
4
5
6
1
8
9
10
11
композиторов: JI. ван Бетховена, С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта
определять приемы музыкального развития;
называть полные имена композиторов: Л. ван Бетховен,
С. С. Прокофьев,
В. А. Моцарт
ние приемов музыкального развития. Хоровое пение
26
30
Симфоническая музыка
5
Расширение и углубление знаний
Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна,
А. Моцарта,
С. Прокофьева, Л. ван Бетховена,
Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки
Знать:
понятие симфония;
особенности строения симфонии.
Уметь:
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;
определять тембры музыкальных инструментов;
определять приемы музыкального развития и жанры;
называть полные имена композиторов-симфонистов;
выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение
с. 110
31
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность
Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.
Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-
с. 136
образный анализ.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
и
музыкальных образов симфонической картины
Уметь:
анализировать составляющие средств выразительности;
определять форму пьесы;
проводить интонаци- онно-образный анализ музыки;
выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи;
называть полное имя композитора - К. Дебюсси
Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение
32
Инструментальный концерт
1
Расширение и углубление знаний
Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна
Знать:
понятие инструментальный концерт;
строение инструментального концерта. Уметь:
проводить интонационно-образный анализ;
определять принципы музыкального развития;
называть полное имя композитора - А. И. Хачатурян
Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение
с.139 №2
33
Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»
1
Расширение и углубление знаний
Углубление знакомства с творчеством американского компози-
Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты.
Беседа. Устный контроль. Интона ционно-образный
с.142
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
тора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз
Уметь:
проводить интонационно-образный анализ музыки;
выявлять жанровую принадлежность
анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение
34-35
Пусть музыка звучит!
I
Расширение и углубление знаний. По- вторительно- обобщающий урок
Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно- музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь:
определять тембры музыкальных инструментов;
приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов
Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов
.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ