Рабочая программа по музыке 5 класс (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.)
Соколова Наталья Григорьевна
Учитель музыки
МБОУ СОШ№1
пгт Чердаклы Ульяновской области
класс:5
Рабочая программа по музыке авт. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 5-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. М.:«Просвещение»,2011 в соответствии с ФГОС 2 поколения,
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 5 класса– М.: Просвещение, 2013.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 5– М.: Просвещение, 2013.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5 класс.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Результаты изучения предмета «Музыка»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Организационные формы обучения
Система контроля
Д/З
Дата
Предметные
Метапредметные
Личностные
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Что роднит музыку с литературой
1
Вводный
Знать:
что роднит музыку с литературой;
о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.
Уметь выявлять связи музыки и литературы
Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуация Развивать умения «слышать другого
. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ музыкальном
Фронтальная
Групповая
-Проверочный
с. 6-8
2-4
Вокальная музыка
3
Расширение и углубление знаний
Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:
называть основные жанры русских народных песен;
определять значение песни в жизни общества;
отличать романс от песни,роль сопровождения в исполнении романса, песни .
Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуация Развивать умения «слышать другого
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ музыкальном
Фронтальная
Групповая
Текущий
с.10-13;
5-6
Фольклор в музыке русских композиторов
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
Интонационно- образный анализ музыки. Развивать умения «слышать другого
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
. Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Проверочный
с.18-21
7
Жанры инструментальной и вокальной музыки
1
Расширение и углубление знаний
Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.
Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки
Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
. Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Текущий
с.22-23
8-9
Вторая жизнь песни
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь
определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством
. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Коррекции
с.28-29
10
«Всю жизнь мою несу родину в душе...»
1
Расширение и углубление знаний
Знать значение колокольного звона в жизни человека.
Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи
Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Коррекции
с.30-33
1113
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
3
Расширение и углубление знаний
Знать:
что благодаря музыке появились многие произведения литературы;
основные события из жизни и творчества композиторов
Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале.
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Текущий
с.38-40
Чтение сказки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»
14
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
1
Расширение и углубление знаний
Знать:
историю развития оперного искусства;
понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия
Фронтальная
групповая
Текущий
с.48-49
15
Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко»
1
Расширение и углубление знаний
Знать сюжет (либретто) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности
-Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. -Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия
Фронтальная
групповая
Коррекции
с. 52,56
16
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
1
Расширение и углубление знаний
Знать:
историю развития балетного искусства;
понятия: балет, солист- танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности
Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия
Фронтальная
групповая
Текущий
с. 58,62
17
Музыка в театре, кино, на телевидении
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства
Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины
освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
Фронтальная
групповая
Текущий
с.64-65
18
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
1
Расширение и углубление знаний
Знать:
историю возникновения мюзикла;
чем мюзикл отличается от оперы.
Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов
- Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины
-
освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
Фронтальная
групповая
Текущий
с. 68-70
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
п
Музыка и
изобразительное искусство
19
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
1
Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.-Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства
-Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Предварительный
с. 76-78
20
«Небесное и земное» в звуках и красках
1
Расширение и углубление знаний
Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах
Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Текущий
с. 80-81
21
«Звать через прошлое к настоящему»
1
Расширение и углубление знаний
Уметь:
выявлять общие черты в художественных
и музыкальных образах;
определять на слух основные части кантаты
Анализировать,находить ассоциации между произведениями разных видов искусства
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Текущий
с.90-91
22-23
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
Расширение и углубление знаний
Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад
Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
. Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Проверочный
с.98,104
24
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве
1
Расширение и углубление знаний
Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Текущий
с. 108-110
25
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
|
1
Расширение и углубление знаний
Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь:
-сопоставлять скрипичную музыку с живописью;
- анализировать, сравнивать произведения
Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства
Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Коррекции
с.114-116
26
Волшебная палочка дирижера
1
Расширение и углубление знаний
Знать:
понятия: оркестр, дирижер;
состав групп инструментов оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров
Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства
Умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах
Фронтальная
Групповая
индивидуальная
Текущий
с. 118-119
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
п
27
Образы борьбы и победы в искусстве
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Уметь:
делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);
проводить интонационно-образный анализ музыки
Интонационно- образный анализ Умение размышлять о воздействии музыки на человека,
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
Фронтальная
Групповая
Текущий
с.122-124
1
28
Застывшая музыка
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать:
отличия католической и православной музыкальной культуры;
понятие а капелла. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры
Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности
Фронтальная
Групповая
Текущий
с.128-130
29
Полифония в музыке и живописи
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать:
понятия: орган, полифония, фуга;
основные события из жизни и творчества И. С. Баха
Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой
Фронтальная
Групповая
Предварительный
с.132-133
30
Музыка на мольберте
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведенияв пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Различать основные нравственно-этические понятия
. Фронтальная
Групповая
Текущий
с.134-136
31
Импрессионизм в музыке и живописи
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз
Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Различать основные нравственно-этические понятия
Фронтальная
Групповая
Текущий
с.142-145
32
«О подвигах, о доблести, о славе...»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки
Работать с разными источниками информации
Различать основные нравственно-этические понятия
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Коррекции
с.147
33
«В каждой мимолетности вижу я миры...»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать понятие интерпретация.
Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности
Фронтальная
Групповая
Текущий
с.150-151.
34-
35
Мир композитора
1
Повторение и обобщение полученных знаний. Урок- концерт
Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов
Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности
Коррекции
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ