Рабочая программа по музыке 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________ / Пчелова Е.В.
Протокол № _____ от
«___»____________ 2011 г.
«Согласованно»
Заместитель руководителя
по УВР МОУ Лицея № 8
г. Буденновска
_____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2011 г.
«Утверждено»
Директор МОУ Лицея № 8
г. Буденновска
_____________ / Герман М.А.
Приказ № _____ от
«___»___________ 2011 г.
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по музыке
2 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2011 г.
2011 – 2012 уч. год
Музыка 2 класс
(1 ч в неделю - 34 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (2004 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека.
Изучение музыки во 2 классе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки:
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно - образный смысл;
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
В данный УМК входят:
Учебник «Музыка» 2 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Рабочая тетрадь «Музыка» 2 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Содержание программы
2 класс (34 ч)
В разделе «Россия - Родина моя» учащиеся знакомятся с музыкой русских композиторов, воспевающих родную природу («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского), песнями о родном крае, Гимном России. Воспитание патриотизма авторы УМК считают одним из важных гуманистических качеств личности. Поэтому и введение ребенка в мир музыкальной культуры начинается на уроках музыки с русской музыки.
В разделе «День, полный событий» второклассники проживают день с утра до вечера вместе с детскими образами из сборников фортепианных пьес «Детский альбом» П. Чайковского» и «Детская музыка» С. Прокофьева. Различные жанровые сферы музыки этих композиторов позволяют включать детей в разнообразные виды музыкальной деятельности, способствуя тем самым накоплению интонационно-образного словаря на доступном их сознанию музыкальном материале.
Раздел «О России петь - что стремиться в храм» решает задачу бережного прикосновения детей к сокровищам музыки религиозной традиции - колокольными звонами, народными песнопениями, знакомит их со святыми земли Русской - Александром Невским, Сергием Радонежским, дает возможность узнать о «музыкальном оформлении» такого праздника русской Православной церкви как Рождество Христово. Заметим, что изучение духовной музыки в начальной школе осуществляется в опоре на музыкальный фольклор и классическую музыку.
Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» раскрывает перед детьми многообразный мир народных песен, танцев, игр, народных праздников – проводы зимы (Масленица), встреча весны. Здесь предлагается ребятам «разыгрывать» народные песни, узнавать голоса народных инструментов, участвовать в исполнении инструментальных наигрышей, сочинять несложные песенки.
«В музыкальном театре» школьники побывают вместе с персонажами детской оперы-сказки - «Волк и семеро козлят» М. Коваля, и оперы М. Глинки на пушкинский сюжет «Руслан и Людмила» балета «Золушка» С. Прокофьева.
Раздел «В концертном зале» предполагает «посещение» детьми концертов камерной и симфонической музыки - симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, фортепианная сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Симфония № 40» В.-А. Моцарта и др.
Изучая завершающий раздел учебников «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», школьники войдут в творческие мастерские композиторов и исполнителей, прикоснуться к тайнам создания и интерпретации сочинений разных времен и стилей, а также расширят свой слушательский, исполнительский и «композиторский» опыт. В этом разделе продолжаются их встречи с музыкой различных композиторов прошлого и настоящего времени - И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, М. Глинка, П. Чайковский, Г. Свиридов, Д. Кабалевский.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально - ритмическом движении.
Тематический план учебного курса
Период обучения
Количество часов
1 четверть
9
2 четверть
7
3 четверть
10
4 четверть
8
Итого
34
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Россия – Родина моя
3 ч.
2
День, полный событий
6 ч.
3
О России петь – что стремиться в храм
7 ч.
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
5 ч.
5
В музыкальном театре
4 ч.
6
В концертном зале
3 ч.
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
6 ч.
Итого
34 ч.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата проведения
Тема урока
Основные термины и понятия
Музыкальные произведения
планируемая
фактическая
1 четверть (9 ч)
Россия – Родина моя (3 ч)
1
Музыкальные образы родного края
Жанры музыки (песня, танец, марш); выразительность и изобразительность, слушание, вокализация темы, интонационно - образный анализ
Исполнение песен о Родине. Здравствуй, Родина моя!” муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. “Мой Ставропольский край” муз. Г. Мовсесяна, сл. И. Шаферана. “Мой Буденновск” муз. Н. Войлоковой, сл. Н. Хмелевой
Р.н.п. “Калинка”.
“Гимн России”, муз. Б. Александрова, сл. С. Михалкова.
2
Песенность как отличительная черта русской музыки
Понятия «мелодия-аккомпанемент», «запев-припев»
Определение динамики как средства развития музыки.
3
Мелодия – душа музыки
Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн.
Закрепление понятий: мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев.
День, полный событий (6 ч)
4
Мир ребенка в музыкальных образах
Знакомство с терминами «форте» и «пиано». Тембровые характеристики «фортепиано».
“Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Полька” из “Детского альбома” Чайковского.“Тарантелла” С.Прокофьева.
5
Природа и музыка
Знакомство с нотной грамотой
Определение регистра
Средства музыкальной выразительности - интонация, мелодия, ритм, динамика, темп, регистр.
“Дождик, дождик”, “Заинька, зайка!”, “Жук, жук, где твой дом?” Пьесы из “Детской музыки” С. Прокофьева: “Утро” и “Вечер”. “Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского)
6
Танцы, танцы, танцы
Песенность, танцевальность, маршевость.
“Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского). “Полька” из “Детского альбома” Чайковского. Фрагменты двух вальсов - Чайковского и Прокофьева. “Начинаем перепляс” (ст. П. Синявского)
7
Эти разные марши
Характерные особенности маршевости: интонация шага, ритм марша.
“Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Похороны куклы” Чайковского, “Шествие кузнечиков”
8
Расскажи сказку
Понятие музыкальной фразы Характерные интонации колыбельных песен.
Л.н.п.“Ай-я, жу-жу, медвежонок”. “Сонная песенка” Р. Паулса, “Спят усталые игрушки” А. Островского, “Колыбельная медведицы”, “Сказочка” С. Прокофьева. “Мама” П. Чайковского.
9
Обобщающий урок
Конкурс на лучшее исполнение песен по командам.
Русская народная песня - пляска “Светит месяц”.
2 четверть (7 ч)
О России петь -что стремиться в храм (7 ч)
10
Колокольные звоны России
Тембры колоколов. Названия колокольных звонов.
Знакомство с понятием музыкального пейзажа
“Праздничный трезвон” в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры. “Вечерняя музыка” В. Гаврилина. Р.н.п. “Вечерний звон”. “Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.
11
Святые земли русской.
Александр Невский
Определение жанра кантаты.
Рассказ об Александре Невском.
“Песни об Александре Невском” (№ 2) и хора “Вставайте, люди русские”(№ 4)
12
Святые земли русской.
Сергий Радонежский
Определение народных песнопений
Рассказ о жизни Сергия Радонежского.
Картины М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею” и “Юность Сергия Радонежского”. “Народные песнопения о Сергии Радонежском”.
“Народные песнопения о Сергии Радонежском”. Пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского – “Утренняя молитва” и “В церкви”
13
Жанр молитвы
Интонационно - образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо.
14
Рождественские праздники
Рождество
“Рождество Христово” (колядка). Сказка Т. Гофмана и музыка балета П. Чайковского “Щелкунчик”: “Марш” детей у новогодней елки, “Вальс снежных хлопьев”, “Рождественская песенка” (слова и музыка П. Синявского). Подготовка к новогоднему балу.
15
Рождественские праздники
16
Урок - концерт
3 четверть (10 ч)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч)
17
Оркестр русских народных инструментов
Тембры русских музыкальных инструментов.
“Во поле береза стояла”, “Дон-дон”, “Андрей-воробей, не гоняй голубей”, “Солнышко, солнышко”, “Дождик”, “Заинька””, “Жук”, “Скок, поскок”, “Светит месяц”, “Камаринская”. Игра “Разыграй песню”: игровые русские народные песни - “Выходили красны девицы”, “Бояре, а мы к вам пришли”
18
Фольклорнародная мудрость
Фольклор
19
Музыка в народном стиле
Определение формы вариаций.
С. Прокофьев “Ходит месяц над лугами”, “Вечерняя песня” А. Тома, сл. К. Ушинского, “Реченька” А. Абрамова, сл.Е. Карасева, “Прибаутки” В. Комракова, сл. народные, “Камаринская” из “Детского альбома” П. Чайковского, “Сочини песенку”.
20
Праздники русского народа. Масленица
Определение песни - диалога.
Напев, наигрыш.
Инструментальное исполнение народных наигрышей “Светит месяц”, “Калинка”. Разучивание масленичных песенок “А мы масленицу дожидаем”, “Едет масленица дорогая”.
21
Праздники русского народа. Встреча весны
Песни - заклички.
Исполнение песен, игр, чтение стихов о весне, прослушивание музыкальных записей с пением птиц. “Горелки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Ворота”, “Блины”, а также песенки - веснянки. Народные обряды, связанные с Масленицей и встречей Весны.
В музыкальном театре (4 ч)
22
Детский музыкальный театр
Определения оперы, хора, солистов.
Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят”. Играем в музыкальный театр. Инсценировка - импровизация русской народной сказки “Теремок”. Разучивание песни “Семеро козлят”.
Фрагмент из балета “Золушка” С. Прокофьева.
23
Балет на сказочный сюжет
Определение балета, балерина, танцор.
24
Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов
Симфонический оркестр, дирижер
Пластический этюд.
“Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского. “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова. “Марш” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки. Г. Гладков “Песня-спор Игра “Играем в дирижера”.
25
Опера “Руслан и Людмила”
Увертюра, финал.
“Песня Баяна”. Картина В. Васнецова “Гусляры”. Свадебный хор “Лель таинственный”. Сцена похищения Людмилы злым волшебником Черномором. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки и заключительный хор из финала оперы “Слава великим богам!”
В концертном зале (3 ч.)
26
Жанр симфонической сказки
Определение тембра. Тембровые характеристики.
Симфоническая сказка С. Прокофьева “Петя и волк”. Темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников, Волка.
4 четверть (8 ч)
27
Музыкальные образы сюиты “Картинки с выставки”
Сравнение по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности.
Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргского “Картинки с выставки”. “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”). “Богатырские ворота”. “Балет невылупившихся птенцов” и “Лиможский рынок”.
28
Мир музыки Моцарта
Жанр симфонии. Форма рондо. Симфоническая партитура.
Моцарт “Колыбельная”. Фрагменты двух увертюр: русского композитора М. Глинки из оперы “Руслан и Людмила” и В.-А. Моцарта из оперы “Свадьба Фигаро”. Ролевая игра “Играем в дирижера”. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч.)
29
Интонация
Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр.
Моцарт “Колыбельная”. Бах “За рекою старый дом” (русский текст Д. Тонского).
30
Выразительность и изобразительность в музыке
Орган. Менуэт. Понятие выразительности и изобразительности. Контраст.
Бах: “Менуэт” и “Волынка” из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”. Бах “За рекою старый дом”. “Тройка” Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А. Пушкина)
31
Песня, танец и марш в музыке Кабалевского
Ладовые сопоставления мажора -минора.
Марш “Кавалерийская”. Танец “Клоуны”. Песня “Карусель” (слова И. Рахилло). Песня Д. Кабалевского “Наш край” (сл. А. Пришельца).
32
Жанр инструменталь ного концерта
Песня Д. Кабалевского “Наш край”, сл. А. Пришельца. П.Чайковский “Концерт” для фортепиано с оркестром. “Играем в композитора”.
33
Мир музыки Прокофьева и Чайковского
Определение стиля композитора.
Мир детских игр и увлечений (“Игра в пятнашки” – “Игра в лошадки”, “Марш”, “Прогулка” – “Марш деревянных солдатиков”). Народные мотивы (“Камаринская” – “Мужик на гармонике играет”). Сказка в музыке (“Сказочка” – “Нянина сказка”).
34
Обобщающий урок
Песни по выбору.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ