Рабочая программа по музыке 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________ / Пчелова Е.В.
Протокол № _____ от
«___»____________ 2012 г.
«Согласованно»
Заместитель руководителя
по УВР МОУ Лицея № 8
г. Буденновска
_____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г.
«Утверждено»
Директор МОУ Лицея № 8
г. Буденновска
_____________ / Герман М.А.
Приказ № _____ от
«___»___________ 2012 г.
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по музыке
3 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2012 г.
2012 – 2013 уч. год
Музыка 3 класс
(1 ч в неделю - 34 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (2004 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека.
Изучение музыки в 3 классе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края;
развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке;
формирование опыта музицирования;
обучение хоровому исполнительству;
развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа;
поддерживать желание детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.
В данный УМК входят:
Учебник «Музыка» 3 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Рабочая тетрадь «Музыка» 3 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Раздел «Россия - Родина моя». Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел «О России петь - что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел «В музыкальном театре». Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Слова и мелодию Гимна России;
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
Названия изученных жанров и форм музыки;
Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);
Названия изученных произведений и их авторов;
Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
Исполнения знакомых песен;
Участие в коллективном пении;
Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Период обучения
Количество часов
№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
1 четверть
9
1
Россия – Родина моя
5
2 четверть
7
2
День, полный событий
4
3 четверть
10
3
О России петь – что стремиться в храм
7
4 четверть
8
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
4
Итого
34
5
В музыкальном театре
6
6
В концертном зале
4
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
4
Итого
34 ч.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата проведения
Тема урока
Основные термины и понятия
Музыкальные произведения
План.
Факт.
1 четверть (9 ч)
Россия – Родина моя (5 ч)
1
Мелодия - душа музыки.
Мелодия. Песенность. Симфония. Лирический образ.
П.Чайковский. Симфония № 4 2-я часть.
2
Природа и музыка.
Романс. Певец - солист. Мелодия. Аккомпанемент. Музыка и поэзия. Пейзаж. Лирика.
П.Чайковский. Благословляю вас, леса. Н.Римский - Корсаков. Звонче жаворонка пенье. Г.Свиридов. Романс. Из муз. иллюстр. «Метель». М. Глинка «Жаворонок»
3
Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
4
Виват, Россия! Наша слава - Русская держава.
Кант. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи.
Солдатская песня - марш. Хор. Куплет. Кантата. Набат. Вступление. Трёхчастная форма.
Опера. Хоровая сцена. Певец -солист.
Канты «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский» С. Прокофьев, «Александр Невский» М. Глинка, «Иван Сусанин». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!»
Песни о Родине.
5
Образы защитников Отечества в музыке.
День, полный событий (4 ч)
6
Образы утренней природы в музыке
Музыкальный пейзаж. Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность.
П. Чайковский «Колыбельная», Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ «Заход солнца».
7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Скороговорка. Выразительность. Изобразительность. Контраст.
С.Прокофьев. Болтунья. С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта-девочка. С.Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление. Па-де-шаль. Урок танца. Вальс и полночь.
8
Детские образы
Мелодия. Речитатив. Соло. Интонационная выразительность. Песенность. Маршевость. Танцевальность. Фортепиано. Солист. Аккомпанемент.
М. Мусоргский. «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». М. Мусоргский. «Прогулка»,«Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома».
9
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».
Музыкальный пейзаж. Песенность, танцевальность. Выразительность. Изобразительность.
М. Мусоргский. «Вечерняя песня».
2 четверть (7 ч)
О России петь - что стремиться в храм (7 ч)
10
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Прелюдия.
Тропарь. Куплет. Припев.
Интонационно - образный анализ. Определение жанра кантаты.
«Мама» из вокально - инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин.
«Богородице Дево, радуйся»,
С. Рахманинов. №6 из «Всенощной» Тропарь иконе Владимирской Божией Матери
Ф. Шуберт. «Аве Мария»
Современные песни о маме.
11
Древнейшая песнь материнства.
12
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
13
Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Хор. Величания. Традиции.
Л.Уэббер. «Осанна», хор из рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда.
А. Гречанинов «Вербочки», Р. Глиэр. «Вербочки».
14
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.
Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Молитва. Величание. Баллада.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире» слова А. Толстого.
15
О России петь - что стремиться в храм
Тембры колоколов. Названия колокольных звонов.
16
Обобщающий урок.
Музыка на Новогоднем празднике.
Новогодние песни
3 четверть (10 ч)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
17
Жанр былины.
Былина. Певец - сказитель. Гусли.
Былинный напев. Подражание гуслям. Повтор. Распевы.
«Былина о Добрыне Никитиче» обр. Н. Римского - Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина). Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н. Римский - Корсаков. Третья песня Леля, хор из пролога оперы «Снегурочка».
18
Певцы русской старины
19
Сказочные образы в музыке
20
Народные традиции и обряды. Масленица
Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Песенки-заклички.
Встреча весны. Масленичные и весенние песенки -заклички. Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Хор «Проводы Масленицы».
В музыкальном театре (6 ч)
21
Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка.
Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера. Симфонический оркестр.
Миф. Лира. Шествие. Каватина. Тенор.
М.Глинка. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы.
22
Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».
К. Глюк. «Орфей и Эвридика».
23
Опера Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка»
Н. Римский – Корсаков. «Снегурочка», фрагменты из оперы.
24
Опера Н. А. Римского - Корсакова «Садко»
«Океан – море синее», вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков.
25
Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского
Определение балета, балерина, танцор. Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие.
П.Чайковский. «Спящая красавица», фрагменты из балета.
26
Мюзикл как жанр лёгкой музыки.
Современные интонации и ритмы. Мюзикл.
А.Рыбников. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. Р. Роджерс. «Звуки музыки».
4 четверть (8 ч)
В концертном зале (4 ч.)
27
Жанр инструментального концерта. Выразительные возможности флейты, скрипки.
Деревянные духовые инструменты. Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз.
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Народная песня в Концерте. Л. Бетховен. Симфония №3 («Героическая») фрагменты, Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.
28
Жанры музыки: симфоническая сюита
Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость.
«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э. Григ. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля».
29
Симфония № 3 («Героическая») Л. Бетховена.
Симфония. Дирижёр. Маршевость. Песенность. Контраст. Финал. Тема. Вариации.
Симфония №3 («Героическая») фрагменты
30
Мир Л. Бетховена.
Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад.
Л. Бетховен. Финал Симфонии № 3. «Контрданс», «К Элизе», «Весело, грустно». «Сурок». Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч.)
31
Джаз - музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики.
Джаз. Импровизация. Ритм. Известные джазовые музыканты - исполнители. Джаз-оркестр.
«Чудо-музыка» Д. Кабалевский, «Острый ритм» Дж. Гершвин, «Камертон», норвежская народная песня.
32
Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Сюита, симфония, балет, контата. Особенности стиля композитора
«Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.Свиридов. «Снег идёт» из «Маленькой кантаты» Г. Свиридов.
33
Мир композиторов.
Г. Свиридов (маленькие кантаты) и С. Прокофьев («Шествие солнца»).
34
Прославим радость на земле. Обобщающий урок.
Л. Бетховен. Ода «К радости» из Симфонии № 9.
В.А. Моцарт. «Слава солнцу, слава миру!» канон.
В.А. Моцарт. Симфония №40 фрагмент финала.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ