Сценарий мероприятия по Музыке «Загадки неправильной жемчужины»




Управление образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества Московского района

(МБОУ ДОД ДДТ Московского района)









Сценарий мероприятия

«Загадки неправильной жемчужины»








Смирнова Наталья Васильевна,

педагог ДО

высшей категории











г.Нижний Новгород,

2014 г.


«Загадки неправильной жемчужины»

Добрый день, дорогие друзья! Наша встреча посвящена музыке

XVII-XVIII в.в. Но при чем же «загадки «неправильной жемчужины»

спросите вы? Да, сегодня нам предстоит разгадать целый ряд загадок, ответить на многие вопросы.

Итак, загадка первая: почему – название «неправильная жемчужина» и как это связано с музыкальным искусством и искусством вообще XVII в. – I половина XVIII в.

  1. реrla ваrосса – жемчужина неправильной формы;

  2. вагоссо (итал.) – причудливый, вычурный, странный;

  3. от имени итальянского художника Ф. Бороччи (1528 – 1612 гг.)


На исходе XVI в. оптимистичный гуманизм эпохи Возрождения сменяется более трагичным мироощущением, связанным с обострившимися противоречиями в экономике, политике и общественной жизни.

Музыка эпохи Барокко впервые продемонстрировала мир душевных переживаний человека. Наиболее ярко стиль Барокко проявился в Италии, затем во Франции, Германии, Англии.

Чтобы понять оптимистические особенности определенного периода, необходим выход за выбранные временные рамки.

Эпоха, предшествующая эпохи Барокко, называлась эпохой Возрождения (охватывает период с середины XIVXVI в.в.).

Музыкальное искусство начало развиваться с середины XVв., в Нидерландах. Всего за какие-то полвека нидерландские мастера донесли своё мастерство до всех уголков Европы и передали его другим: в XVI в. замечательные композиторы появились и в Италии, и во Франции, и в Германии, и в Испании, и в Англии.

Исполняется произведение неизвестного итальянского композитора XVI в.

«Vilanella».

«Загадка вторая»: ярким представитель эпохи барокко является композитор Скарлатти. Какой Скарлатти? Их два.

Алесандро Скарлатти (1660-1725) – создатель оперы – написал более 500 опер на сюжеты исторических событий.

Здесь же – появление формы ария Да сароIII г. у оркестра та же партия что и в I ч., а солист – импровизирует).

В опере – seria певцу были созданы все условия, чтобы ничто не отвлекало его от пения. В такой комфортной обстановке действительно проявляются лучшие качества вокала, в опере seria возникло знаменитое бельканто (прекрасное пение).

Доминико Скарлатти (1685-1757) – итальянский композитор, органист, клависинист. Завоевал известность как клависинист - виртуоз.

Придворный музыкант португальского короля в Лисабоне (обосновался в Испании, находился на службе у испанской королевы Марии Барбари. Главное место в творчестве занимают одночастные клавирные сочинения , которые были объединены в 2-х частные циклы. В этих сочинениях, названных ныне сонатами (у Д.Скарлатти они назывались «экзерсисами»), постепенно зарождались черты «предклассического» сонатного allegro. В них воплощен широкий круг образов – от скерцо до лирических, а также ясно ощущается связь с народными итальянскими, испано-португальскими песнями и танцами.

Исполняется: Д.Скарлатти. Соната Ми-мажор, соната си-минор.

Непросто создать в искусстве нечто неожиданное, непредсказуемое. Для этого в музыке существует замечательное средство – импровизация.

Музыкант варьировал музыку разными способами. При повторении фразы или предложения нельзя было играть, не добавляя ноты «от себя».

Вошли «в моду» «мелизмы»- украшения. Формально существовали некоторые правила исполнения мелизмов. Но фактически каждый музыкант играл их самыми разными способами: в одном месте – так, в другом – по иному.

Исполняется : С.П. Вайсе Фантазия.

В эпоху Барокко продолжает своё развитие и достигает недосягаемых высот такой способ изложения музыкального материала, как имитационная полифония («об одном и том же много раз на разные голоса»!)

В музыке XVII-XVIII в.в. для такого «коллективного рассказа» сложилась специальная форма – фуга (бег).

Исполняется : И.С. Бах «2-х голосная фуга».

В XVII в. особенно значимым становится такой инструмент, как орган. Принимая активное участие в богослужении как правило, перед началом проповеди и в перерывах между чтениями Евангелия.

Органист прелюдирует в духе фантазии (иначе импровизировал) на тему одного из хоралов. Так родилась хоральная прелюдия.

Исполняется : И.С. Бах Хоральная прелюдия.


Высокое Барокко: I половина XVIII в.

Яркие представители: А. Вивальди, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Антонио Вивальди (1678-1741).

Многое позаимствовал для себя из эпохи Барокко XVIIв. – любовь к инструментальной музыке. (Но писал и оперы – 82)

А вот популярными по сей день являются его инструментальные сочинения (особенно концерты «Времена года»).

Как говорят музыканты, нет ни одного серьезного музыканта-скрипача, в чьем репертуаре не было бы произведений А.Вивальди.

А. Вивальди сохраняет особую привязанность к жанру сонаты и так называемому жанру трио-сонаты.

Ещё в XVIIв. Существовало две разновидности трио-сонаты: (Загадка третья –сколько должно быть исполнителей в трио-сонате.)

I - струнные + клавесин (исполняется на концертах)

II - струнные + орган (исполняется в церкви)

При этом, необязательным числом исполнителей должно быть три музыканта. Их может быть четыре, пять и более и менее (характерная черта эпохи Барокко - непредсказуемость).

И наши музыканты пошли по пути музыкантов эпохи Барокко, создали переложение трио-сонаты А. Вивальди (для флейты, органа, баса-конти) для 2-х гитар.

Исполняется: А. Вивальди Анданте из Трио сонаты.

Вот мы с вами подошли к апогею «высокого Барокко» - творчеству великого И.С. Баха.

Творчество И.С. Баха – гениальное обобщение всех направлений как эпохи XVII- начало XVIII в.в. так и предыдущего периода развития музыкального искусства в целом.

В творчестве Баха происходит обобщение и кристаллизация почти всех ранее существующих жанров и форм, а также появление новых:

Сюита - ряд танцевальных пьес, обязательными являются аллеманда, сарабанда, куранта, жига.

Но здесь уже проявляется основное качество искусства эпохи Барокко – «непредсказуемость».


Загадка IV - сколько сарабанд существовало в эпоху Барокко?

Их действительно было две: одна – медленная, пришедшая из эпохи Средневековья. Это траурный танец – шествие.

Вторая – быстрая. Обычно её танцевали на итальянских карнавалах. Но «барышням из благородных семей танцевать такую сарабанду считалось

Непристойным».

«Непредсказуемость» выражается в произвольном введении в ряд обязательных танцев то бурре, то менуэта, то гавота, то арии (или всего вместе)

Исполняется: И.С. Бах Финал оркестровой сюиты №2 .

Инвенция – (выдумка, изобретение), жанр полифонической музыки, возникшей в творчестве И.С. Баха. Композитор сочинил 15 2-х голосных и 15 3-х голосных инвенций, которые назвал «Симфониями», тем самым подчеркивая значимость и сложность данного жанра.


Исполняется: И.С. Бах 2-х голосная инвенция ре-минор

Исполняется: И.С. Бах 3-х голосная инвенция Ми-мажор

А теперь мы перейдем к одной из вершин творчества И.С. Баха – Хорошо темперированному клавиру(ХТК).




Загадка пятая – что такое ХТК и о чем это произведение?


В XVII в. М. Мерсенном произведен точный расчет 12-ступенного темперированного строя. Первый яркий опыт художественного применения такого строя осуществлен И.С. Бахом («ХТК» I т., 1722г.). Затем Бах создает и

II том «ХТК». Каждый том состоит из 24 циклов (прелюдия и фуга). Тональной основой каждого произведения служит определенный тон 12-ступенного темперированного строя.

Наиболее распространенными в музыковедческой литературе являлось мнение, что в этом произведении Бах хотел показать красоту звучания каждой тональности…

А может быть, два тома «ХТК» представляют собой очередное Евангелие- рассказ о жизни и страданиях И.Христа, только не словами, а музыкальными звуками?

И эту гипотезу подтвердила в начале XXI в. профессор Московской консерватории Носина В.П.

Ведь не случайно в XIX в. французский композитор Ш. Гуно создал вокальное произведение «Ave Maria», в основу гармонического сопровождения которого положена прелюдия №1, До-мажор, I том «ХТК».

Исполнение Прелюдии До-мажор

А далее Прелюдия и фуга до-минор показывают нам мир сумятицы и неразберихи, хаоса в душах и умах, куда пришел И.Христос, чтобы навести в людских душах и мыслях покой и порядок.

Исполняется: Прелюдия и фуга - до-минор I том ХТК.


Исполняется: Прелюдия и фуга - ми-минор ХТК I том.


Минула I половина XVIII в. и на смену художественному явлению Барокко, пришла эпоха Классицизма. Неужели все прекрасное, что связано с этим временем забыто навсегда?

Конечно же нет! Дело в том, что почти 100 лет композиторы XIX в. , а затем и композиторы XX в. начали вспоминать образы, жанры, средства музыкальной выразительности эпохи «Неправильной жемчужины» ( «Perla barocco»)

Это и П.И. Чайковский – «Вариации на тему Рококо», И. Стравинский, А.Шнитке, С. Прокофьев. Такое явление в искусстве получило название «Стилизация».

Исполняется : П. Чайковский, сл. А. Плещеева «Легенда».

В заключении нашей встречи мы послушаем еще одно произведение барочной музыки.

Исполняется : Д. Скарлатти. Соната ля-минор.


Наш концерт окончен. Спасибо за внимание.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ