Урок Музыки "Песни, проникающие в душу"
Тема урока: «Песни, проникающие в душу».
Цель:
- формировать у учащихся представления о разнообразии тематики авторской песни на примере лучших образцов этого жанра,
- воспитывать у ребят интерес и любовь к творчеству «поющих поэтов», ценностное отношение к себе и окружающему миру,
- создавать условия для развития у учащихся чувственного мироощущения, памяти, внимания, умений сравнивать, классифицировать, слушательских и исполнительских навыков, творческих способностей.
ЗВУЧИТ 1 куплет песни О.МИТЯЕВА «КАК ЗДОРОВО»
1. ОРГ. МОМЕНТ.
Здравствуйте! Я рада приветствовать всех в нашей музыкальной гостиной.
Когда-то, в глубокой древности, поэзия рождалась вместе с музыкой. Потом они разъединились, но поэты-барды вновь смогли напомнить нам о первоначальном союзе слова и музыки. Их мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально, как выразительная интонация.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Тема нашего урока…
Сегодня мы продолжим знакомиться с авторской песней, выделим главные темы, которые можно найти в лучших образцах этого жанра. А самое главное, мне хотелось бы, чтобы авторская песня затронула струны вашей души, заставила задуматься о наиболее значимых для любого человека сторонах жизни.
Попробуем увидеть мир глазами «поющих поэтов», послушаем музыку души. Ведь в каждой авторской песне звучит обращение к Душе и, конечно, к Разуму, ибо эта песня не только искренняя, но и очень умная.
Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом жанре?
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1) Какое произведение прозвучало в начале урока? Что вы знаете об истории его создания?
2) Что это за фестиваль?
3) Как переводится слово «бард»?
4) Откуда берет свое начало жанр бардовской песни? Кого так называли в древности?
5) Кого называют бардами сейчас?
6) Когда в нашей стране появился жанр авторской песни?
7) Как эти песни распространялись по стране в то время?
8) В чем особенность авторских песен?
9) Кто является родоначальником этого жанра?
10) Какие еще авторы и исполнители вам известны?
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Вот и в нашу гостиную мы сегодня пригласили ребят из детского объединения, которое так и называется «Любители бардовской песни». Они помогут нам разобраться во всем многообразии этого музыкального жанра.
Задание:
В ходе их выступления вам предстоит заполнить таблицу, в которой следует указать главные темы авторских песен и привести примеры произведений, соответствующие этим темам. Поэтому будьте очень внимательны.
ВЫСТУПЛЕНИЕ «ЛЮБИТЕЛЕЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ»:
Кто хоть однажды близко соприкасался с авторской песней, навсегда вставал под ее знамена. Может быть, и вы после сегодняшней встречи с ней станете почитателями этого песенного жанра… надо только очень внимательно вслушаться и всмотреться в эту песню, как, к примеру, в радугу. Да, да, вы не ослышались, как в радугу, поскольку весь спектр чувств, мыслей, настроений несут нам эти песни. Попробуем разобраться в их многоцветии и выделить главные темы этого жанра.
1. Гражданская лирика, так сказать, красный цвет нашей жизни, широко представлена в этой радуге чувств и мыслей.
Люди сильные, смелые, мужественные, несущие на своих плечах бремя суровых испытаний, тяжелой работы – любимые герои авторской песни.
Отечество, Родина – это и то место, где родился и живешь, это и история твоей страны, ее культура, язык, самобытность, память о подвигах, совершенных в годы войны.
Не всегда защитники Родины предстают перед нами в образе сильных и мужественных героев. Для Булата Окуджавы это мальчишки из соседнего двора, с которыми он еще вчера учился в одном классе, вместе играл в футбол…
Исполняется «Песня о Леньке Королеве» Б.Окуджавы
2. Какая тема заслуживает сравнения с оранжевым цветом – ну, конечно, любовь! Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне – поют о любви цветущей, поют о предчувствии любви, поют о любви отошедшей. Поют и в шутку, и всерьез, созидают песни разных форм и видов: от романсов до страданий…
Тема любви в авторской песне самая яркая и многоликая. Это чувство помогает жить, делает нас чище и добрее… ради любимого человека мы творим чудеса…
Авторская песня благословляет это чувство. «Я поля влюбленным постелю», - пел Высоцкий. И Окуджава страстно желал, чтобы в душе каждого из нас звучал «Надежды маленький оркестрик под управлением любви».
Мужскую любовную лирику заметно дополняет женская, которая представлена творчеством Вероники Долиной, Новеллы Матвеевой, и, конечно,
Ады Якушевой.
Исполняется песня А. Якушевой «Ты – мое дыхание»
3. Тему настоящей искренней дружбы, поиска верного друга, которая очень часто прослеживается в бардовской песне, мы обозначили желтым цветом.
В. ВЫСОЦКИЙ «ПЕСНЯ О ДРУГЕ» (запись)
4. Сравнивая спектр песен с радугой, отметим, что зеленый цвет – это восхищение окружающей нас природой.
Из песен о природе можно было бы составить целый тематический сборник. Это был бы могучий гимн матери – земле, поэтическое открытие мира. В авторской песне предстают настолько яркие образы природы, что в нашем воображении тут же возникают, словно написанные искусным мастером пейзажи.
Песня О. Митяева «Фрагмент»
5. Богатейший материал для размышления о сути и смысле человеческого бытия, о жизненном предназначении человека, его ответственности перед людьми и Вечностью, о скоротечности и преемственности жизни можно найти в авторской песне. Это голубой оттенок нашего спектра.
Что значит жить? Ответ на этот вопрос дает Б.Окуджава во многих своих песнях. Формулировка основной мысли, раскрываемой автором своему собеседнику, известна человеку давно. Живи, чтобы жить.
Только помни, что надо строить жизнь, достойную Человека. А достойная жизнь, это та, которая основывается на Чести, Совести, Благородстве, в первую очередь.
Исполняется песня Б.Окуджавы
«Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно святое наше воинство»
6. Как достойно пройти по дороге жизни, найти себя, стать настоящим Человеком? В творчестве бардов постоянно идет поиск ответов на эти вечные вопросы. И поэтому их песни часто манят нас в синие дали, зовут отправиться в путь.
Люди идут по свету, осваивают все новые и новые трудные маршруты…
Пока люди будут ходить в горы, не умрут песни В.Высоцкого об альпинистах, о преодолении собственного страха, эгоизма, сомнений.
Ю.Визбор так же прошел проверку горами, получив заряд веры в дружбу на всю жизнь. И именно там написал свои лучшие песни.
ПЕСНЯ Ю. ВИЗБОРА «ПЕРЕВАЛ».
7. Фиолетовым цветом мы решили обозначить юмор и сатиру в авторской песне.
Почти все авторы-исполнители в своем творчестве в сатирической форме отражают неприглядные стороны нашей жизни, высмеивают человеческие пороки, обличают негативные социальные явления.
А также предлагают нам с юмором относиться к мелким проблемам и житейским неприятностям.
В. МИЛЯЕВ «ВЕСЕННЕЕ ТАНГО».
Вот такой взгляд на авторскую песню мы и попытались продемонстрировать вам.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Ребята, вы заполнили таблицу. Поменяйтесь листочками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед.
- Давайте еще раз вспомним, какие главные темы авторской песни мы выделили? Приведите примеры.
Конечно, эта классификация, предложенная вам сегодня, условна. В радуге всего лишь семь цветов, но существует ведь и множество различных оттенков. А сколько всего существует сторон человеческого бытия и быта? Так и тематика авторских песен еще более разнообразна и многогранна. А для того, чтобы окунуться во все многоцветье мыслей, чувств, настроений, представленных в этом жанре, можно просто послушать эти песни или открыть иногда томик стихов Б. Окуджавы, В.Высоцкого, Ю. Кима…
6. ОБЗОР ВЫСТАВКИ КНИГ.
Обратите внимание на книги, которые мы подобрали. Здесь и сборники стихов отдельных авторов, и песни различных бардов с нотным приложением.
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ: энциклопедии, Интернет, диски и аудиозаписи.
А если вы хотите не только слушать, но и побольше узнать об этом жанре, научиться исполнять песни под гитару, тогда поспешите в кружки…
(перечисляются школьные и городские объединения ДО, где можно этому научиться)
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Сегодня я предлагаю вам выполнить на выбор одно из двух домашних заданий.
Первое задание более простое: дополнить таблицу, которую вы заполнили на уроке, новыми примерами. Для этого вам нужно будет прослушать песни уже известных нам или новых бардов. Можете вспомнить и те песни, которые мы разучивали ранее.
Второе задание творческое и более интересное. Выполняя его, вы сможете выразить свое впечатление о наиболее понравившейся вам авторской песни в мини-сочинении, тема которого созвучна теме нашего урока «Песня, проникающая в душу».
8. ИТОГ.
- Как вы считаете, к легкой или серьезной музыке можно отнести жанр авторской песни? Почему?
- Давайте поблагодарим наших гостей, за то, что они пришли к нам сегодня с таким интересным выступлением. Надеемся на скорую встречу уже у них в гостях.
Многим представителям молодого поколений романтический пафос авторов 60-х может показаться наивным, порой забавным. Некоторые считают, что эпоха авторской песни завершилась. Но это не так! Авторские песни востребованы и сейчас. Ведь они сближают людей во все времена. Я надеюсь, что вы сумели сегодня это почувствовать.
ПЕСНЯ Ю. ВИЗБОРА «МИЛАЯ МОЯ».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ