Урок музыки в 6 классе Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов
Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
«Вырастешь большая
отдадут тебя замуж
в деревню большую
сторону чужую», - поется в русской народной песне. В ней звучат отголоски старинного русского обряда.
http://www.papmambook.ru/articles/342/
колыбельная
Вопрос: Какие существуют виды обрядового фольклора?
ПАУЗА
Ответ: К обрядовому фольклору относятся:
Календарные песни: колядки, масленичные песни, веснянки. Семейный фольклор - колыбельные, заклички, считалки, свадебные песни, причитания.
Русский свадебный обряд
Вопрос: Нужно ли нам знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки?
ПАУЗА
Ответ:
Народ жив, пока живут его традиции, пока их передают своим сыновьям и внукам
http://yandex.ru/images/search?text=обрядовые%20песни&img_url=http%3A%2F%2Fshkolazhizni.ru%2Fimg%2Fcontent%2Fi59%2F59928_or.jpg&pos=8&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404565651818&pin=1
Обрядовые песни
И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, обряд крещения, венчания, проводы Зимы, Масленица и многие другие Свадебный обряд дошел из глубины веков, свадьба и сейчас - одно из наиболее важных событий в жизни каждого человека. Народная свадьба не просто шла, она разыгрывалась, сохраняется поныне выражение "играть свадьбу". Играли широко, в ней принимали участие вся родня и соседи. Это праздник, каждый день которого имеет свое значение, свой смысл, у каждого из участников свои роли, тексты, песни, костюмы.
исчезнувшие свадебные обряды
Основными моментами свадебного обряда на русской свадьбе были: сватовство, смотрины, рукобитие, девичник. В день свадьбы: выкуп, венчание, свадебный поезд и приезд в дом жениха. Затем следовал свадебный пир. В наши дни на свадьбе также бывают традиционный свадебный поезд жениха, обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья.
Петров Н.П. "Смотрины невесты"
Где-то за месяц до свадьбы ходили свататься. Неблагоприятными днями для сватовства считались постные дни: среда и пятница. Сваты произносили специальные тексты, например: «У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?» Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать. После ухода сватов кто-либо из домашних связывал все кочерги и ухваты вместе — для удачи в деле.
М. Шибанов. Брачный договор
В это время готовилось приданое. К невесте приходили её подруги, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. Длились посиделки две - три недели, в зависимости от даты назначения свадебного дня. В этот период, невесту, принято было называть – девушкой.
Пимоненко Н. Сваты.
Приданое готовилось в каждой семье за много лет до свадьбы. И к тому времени, когда девушка становилась «на выданье», она уже, как правило, имела приданое. В основном в приданое входили вещи, сделанные невестой собственными руками.Перед свадьбой родственники невесты несли приданное в дом к жениху.
В.В. Пукирев. Прием приданого по росписи.
Девичником называлась последняя встреча невесты и подруг перед свадьбой. Косу невесты с особыми песнями расплетали ее подруги. Часто «расплетание» косы сопровождается «прощаньем с красотой» - лентой, вплетённой в косу девушки.
Маковский К. Е. Под венец.
В день свадьбы невеста вставала раньше всех и будила своими причитаниями отца, мать и ночевавших у неё подруг. Подруги начинали собирать невесту к венцу, одевали её в свадебный наряд. Невеста шла под венец в самой праздничной и народной одежде. В Древней Руси свадебный сарафан шили только из красной ткани. Одевание сопровождалось плачем и причитаниями невесты. Родители благословляют невесту. При этом невеста обязательно становится на колени, на шубу, вывернутую мехом наружу
Н. В.Е. Феклистов "Приготовление невесты к венцу"
К венцу жених с невестой ехали вместе. Обычно для молодых впрягали пару лошадей. Нарядные лошади, с колокольчиками на дуге, ехали трусцой. По звону колокольчика все знали: «Свадьба едет». Молодых встречали родители невесты. Мать — с иконой, отец — с хлебом-солью.
Андрей Рябушкин «Свадебный поезд в Москве»
Обязательным был порядок величания молодых и гостей в первый день свадьбы. Вначале за столом величали молодых. Жениха и невесту в лирических песнях символизируют лебедь с лебедушкой. Затем "играли" главным чинам: дружке отцу и матери жениха. Молодой женатой паре ,холостому парню, вдове. Кроме того, в первый день свадьбы в разгар веселья играли хороводные плясовые песни
Бучкури А.А. «Свадебный поезд»
Невеста на свадьбе называлась «княгиня» Жених - «князь». «Бояре» - приятели и молодые родственники жениха, сопровождающие свадебный поезд. «Дядька»- пожилой родственник жениха. Сваты являлись основными участниками свадьбы. Дружка — один из главнейших участников обряда. Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры. Посажённый отец и посажённая мать жениха и невесты (если не было родных). Как правило, это крёстный отец и крёстная мать.
П. Богданов-Бельский. Венчание
Поэзию и необыкновенное музыкальное богатство свадебных песен прекрасно понимали многие русские композиторы. Свадебный обряд играет большую роль в действии оперы Глинки « Иван Сусанин» Для Ивана Сусанина судьба его семьи неотделима от судьбы Родины. В тяжкую годину, когда враг ещё не изгнан из Руси, когда столица в руках панов, он не может дать согласие на свадьбу дочери Антониды с её женихом, Богданом Собининым. И только радостное известие о том, что Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд, заставляет его переменить решение. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе. Примером использования величальных свадебных песен является хор «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» иэтой оперы.
http://operann.ru/ivan-susanin.html
«Иван Сусанин»
Свадьбой Руслана и Людмилы начинается и заканчивается его вторая опера.
Свадьба Руслана и Людмилы
Даргомыжский воспроизводит фрагмент свадебного обряда в своей опере «Русалка». В опере «Хованщина» М. Мусоргского звучит хор «Плывёт, плывёт лебёдушка», композитор использовал в нем подлинный свадебный напев. Наиболее полно показал старинный обычай, воспроизвел музыку русской свадьбы Николай Андреевич Римский – Корсаков в опере - сказке «Снегурочка»
/opera/rusalka1/
Свадебный обряд в опере «Снегурочка»
И не даром так много пословиц и поговорок о свадьбе хранит сокровищница русского народного творчества:
«Не ищи красоты, ищи доброты»
«Жену выбирай не глазами, а ушам»
«Не всяк жених (женится), кто присватался
«Умирать, не в помирушки играть; а свенчаться, не сплясаться».
Русский свадебный обряд
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ