Урок по теме: "Взаимопроникновение музыкальных культур"
Тема урока: «Взаимопроникновение музыкальных культур».
Цель урока: развивать интерес к бразильской музыке.
Задачи:
знакомство с творчеством композитора, особенностями стиля, музыкальным материалом;
развитие умения слушать, отвечать на вопросы, воспринимать музыку;
воспитывать коммуникативные умения, через умение отвечать на вопросы и задавать вопросы.
План:
1. Организационный момент. Приветствие класса.
Настроить на рабочий лад.
2. Актуализация прежних знаний(фронтальный письменный опрос)
Задание№1: цифровой диктант.
Основной идеей импрессионизма является впечатление.(1)
На основе музыки «Болеро» были созданы мультфильмы.(1)
Самые знаменитые произведения Клода Дебюсси « Лунный свет», «Болеро», «Девушка с волосами цвета льна».(0)
Популярными музыкальными жанрами импрессионизма стали программные миниатюры и сюитные циклы.(1)
Клод Дебюсси и Морис Равель – композиторы-импрессионисты. (1)
Импрессионизм зародился во Франции в 70-х годах 18 столетия. (0)
Морис Равель является автором знаменитого «Болеро». (1)
Клод Дебюсси выступал как дирижер в Москве. (1)
Балет «Болеро» представляет собой вариации испанского танца.(0)
Клод Дебюсси и Морис Равель были знаменитыми пианистами и дирижерами своего времени.(1)
Задание№2. Записать название и авторов прослушанных произведений.
«Лунный свет» Клод Дебюсси.
«Девушка с волосами цвета льна» Клод Дебюсси.
«Болеро» Морис Равель.
3. Активизация новых знаний.
Определение задач урока:
Познакомиться с творчеством композитора.
Послушать музыкальные произведения.
Эйтор Вилла-Лобос (1887-1959)
Эйтор Вилла-Лобос — бразильский композитор, гитарист. «Он останется одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила”, - так высказался Пабло Казальса о бразильском композиторе Эйторе Вилла-Лобосе (1887—1959). Его мнение разделяли многие выдающиеся музыканты XX века; среди которых были Шарль Мюнш и Леопольд Стоковский.
Основоположник бразильской национальной музыки, автор “Шоро” и “Бразильских бахиан”, симфоний и опер, камерных сочинений и балетов, фольклорист и дирижер, инициатор учреждения и первый президент Бразильской музыкальной академии, — всем этим далеко не исчерпывается значение Вилла-Лобоса в мировой культуре. Основа его творческой деятельности — блестящее знание очень сложного по составу бразильского фольклора (где слились элементы индейской, африканской, испано-португальской и других европейских музыкальных культур) и осознанный выбор национального направления. Вилла-Лобос в лучших своих произведениях дал обобщенный и поэтичный образ Бразилии, не впадая в экзотику и избежав элементарного национализма. Вместе с тем творчество его — колоритное, оригинальное — обладает огромной силой художественного воздействия.
“Пробой пера” семнадцатилетнего Эйтора была пьеса для гитары, В 1908 году для гитары же написана “Бразильская сюита”, в 1920 — “Шоро № I", в 1939—Прелюдии, в 1951—Концерт, посвященный А. Сеговии, другие пьесы.
Два цикла — “5 прелюдий” и “12 этюдов” — для гитары соло представляют собой замечательный вклад Вилла-Лобоса в мировую гитарную литературу. Вероятно, потому, что для Бразилии гитара — традиционно народный инструмент, Вилла-Лобос избегает в них откровенно национальной окраски. Напротив, здесь ощущается “универсалистская” ориентация, что отразилось даже в названиях, достаточно абстрактных для Вилла-Лобоса последовательно программного композитора. И если в “Прелюдиях” бразильское начало уже представлено в обобщенно-романтическом стиле, то “Этюды”, значение которых выходит далеко за чисто академические рамки и которые являются произведениями трансцендентной технической сложности, еще больше подчеркивают статус гитары как общенационального концертного инструмента.
Слушание «Этюда»E-moll.
Задание. Что вас заинтересовало в этом произведении? А как бы вы назвали это произведение?
Опрос учащихся.
- Несмотря на то, что произведение очень техничное, но ярко показаны моменты страсти, взволнованности, любви.
-Много ярких красок в минорном этюде, которые передает звучание гитары.
Учитель. Вилла Лобос очень любил творчество Баха, в чьих творениях слышал универсальное музыкальное начало — то же самое, что звучало и в народных песнях его любимой родины. Соединить в творчестве классику и бразильский фольклор — такой была его мечта, и он воплотил ее в «Бразильских бахианах». Их девять, и у каждой свой характер, в каждой слышны народные напевы Бразилии — то лирические, то шуточные…Я предлагаю вам послушать одну из них, но в разных исполнениях.
Слушание «Бахиана№5» в исполнении Ольги Басистюк.
Задание: определить характер музыки.
Опрос учащихся:
- Музыка очень интересная по своему содержанию, пластичная, божественная.
Слушание «Бахиана №5» в исполнении гитары и флейты.
Задание - сравнить эти два исполнения.
Опрос учащихся.
- Характер произведения не поменялся, не смотря на то, что поменялось исполнение – первый раз мы слушали в вокальном исполнении, а второй раз - в инструментальном исполнении.
-Вокальное исполнение придает божественный характер произведению.
Учитель. Мы с вами познакомились с творчеством замечательного композитора. Мне очень интересно ваше мнение о содержании урока.
3. Рефлексия. Закончи предложение:
Меня больше всего заинтересовало…
На следующем уроке я хотел(а) бы рассказать…
Мне больше всего запомнилось…
4. Подведение итогов.
Дом. задание.
Как вы думаете, почему произведение называется бахиана?
Составить синквейн по творчеству Вилла Лобоса.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ