« Путешествие в страну Физика» для 4 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КСОШ№1 — БШ»
« Путешествие в страну Физика»
(4 класс)
Учитель 1 квалификационной категории
Белавина Н.Д.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
У младшего школьника ведущей стороной умственного развития является развитие логического мышления.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дают предметы естественно-математического цикла. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практики человека.
Курс « Путешествие в страну Физика» вводит в волнующий мир тайн физической науки – науки о природе, в мир поражающих воображение фактов и гипотез, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, фронтальный эксперимент.
Весь материал доступен для учащихся и соответствует их уровню развития, включены элементы занимательности и игры.
Данный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
использование этих знаний для поиска решения;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
нахождение различных решений данной проблемы.
Цель курса:
создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, развитие интереса школьников к миру техники и техническому творчеству.
Задачи курса:
Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и эмоциональной сферы;
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к предметам естественно-научного цикла;
Последовательное приобщение учащихся к детской научно–художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Также решаются следующие задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, мышления, воображения;
развитие речи;
развитие сенсорной сферы ребят;
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
В целом преподавание курса должно позволить создать более благоприятные условия для продолжения естественно – научного образования в последующих классах. В содержание курса включены различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для данного возраста учащихся.
Программа рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). В ней выделено 7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось, организация работы с различного рода детской литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ, различного рода экспериментов, изготовление простейших физических приборов.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении различных предметов;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Требования к результатам обучения.
знать:
- знать физические явления и их признаки;
- понимать сходство и различие разных состояний веществ;
уметь:
- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр);
- уметь определять размер физического тела;
- описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
- уметь измерять температуру воздуха и воды;
- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу
- осуществлять самостоятельный поиск информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:
- избирательность,
- самореализация при достижении целей,
- творческое преобразование,
- ответственность за собственное решение.
И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.
Основной показателем качества освоения программы является личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
выполнение практических работ, изготовление простейших приборов;
участие в викторинах
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала;
- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, которые значительно усиливают интерес учеников
Тематический план:
№
Темы
Количество часов
Дата
1
Введение
1
сентябрь
2
Звуковые явления
12
2.1
Этот очаровательный звук
1
2.2
Спичечный телефон.
1
2.3
Как сделать звук громче.
1
2.4
Как увидеть свой голос.
1
2.5
Как аукнется так и откликнется.
1
2.6
О «Дрожалке» и «Пищалке».
1
октябрь
2.7-2.8
Мои маятники
2
2.9
Голоса расчесок
1
2.10
Ложечный звон
1
2.11
Поющий бокал
1
2.12
«Своя игра»
1
3
Световые явления
8
3.1
Солнечные зайчики.
1
3.2
Фокусы с зеркалами.
1
3.3
Как изжарить яичницу на солнышке
1
3.4
Первобытный фотоаппарат.
1
ноябрь
3.5
Дальние родственники кино
1
3.6
Самодельные линзы
1
3.7
Сложение света (мой волчок)
1
3.8
Опыты с линзами
1
4
Тепловые явления
6
4.1
Греет ли шуба
1
4.2
Термометр из бутылки.
1
4.3
Нагревание без огня
1
декабрь
4.4
Расширение при нагревании
1
4.5-4.6
Опыты со свечой
2
5
Жидкости, газы и твердые тела
12
5.1
Почему взлетает воздушный шар.
1
5.2
Почему дует ветер
1
5.3
Жидкие камни.
1
5.4
Твердая вода
1
5.5
Почему идет дождь.
1
январь
5.6
Почему идет снег.
1
5.7
Вода в перевернутом стакане
1
5.8
Стакан — «водолазный колокол»
1
5.9
Опыт с нагретым стаканом
1
5.10
Картезианский водолаз
1
5.11
Наказанное любопытство
1
февраль
5.12
Яйцо в бутылке.
1
6
Пространство и движение
8
6.1
Как в кино делают лилипутов.
1
6.2
Как оживить солдатика
1
6.3
Кто куда идет
1
6.4
Солнечные часы.
1
6.5
Бумеранг
1
6.6-6.7
Мой самолет
2
6.8
Мои подвижные механизмы
1
март
7
Инерция и реактивное движение
9
7.1
Ленивые колеса.
1
7.2
Как Леня стал фокусником
1
7.3
Игрушка, которая покорила космос.
1
7.4
«Реактивная» консервная банка.
1
7.5
Инертность монеты
1
7.6
Опыт с молотком
1
апрель
7.7
Цирковой номер
1
7.8
Инерция яблока
1
7.9
Перехитрить инерцию
1
8
Электричество и магнетизм.
8
8.1
Как добыть немного электричества.
1
8.2
Электричество на расческах
1
8.3
Электризация: нити, воды, мыльного пузыря
1
8.4
Волшебные шарики
1
8.5
Про магниты.
1
8.6
Волшебный гвоздик.
1
май
8.7
Опыты с магнитными иголками
1
8.8
Опыты с железными опилками
1
Мои изобретения
3
Заключение Что мы узнали и чему научились за год.
1
Методическое обеспечение
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых занятиях изготавливают простейшие приборы.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Используется и нетрадиционные формы занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, турнир, конкурс.
.
Литература:
Физика для малышей Л.Л. Сикорук,
изд. Педагогика , 1983г.
2.Занимательная физика в вопросах и ответах - сайт В. Элькина.
Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 2.
Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.
Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2010.
Опыты без приборов. Ф.В.Рабиза. Москва «Детская литература», 1988.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ