Аннотация к выступлению на районном методическом объединении классных руководителей по теме «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС»


Аннотация к выступлению

на районном методическом объединении

классных руководителей по теме

«Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС»


Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

В выступлении раскрывается система работы по внеурочной деятельности на примере экспериментального класса по внедрению ФГОС НОО. Внеурочная деятельность строится по пяти направлениям: спортивно - оздоровительное, туристско–краеведческое, научно – познавательное, проектное, художественно – эстетическое, где происходит взаимодействие с другими образовательными учреждениями дополнительного образования. В каждом из направлений обозначены цель, задачи, кружки и предполагаемые результаты. В ходе выступления демонстрируется презентация, где наглядно можно увидеть, какими навыками владеют дети.

В приложении можно ознакомиться с успехами учащихся 4 «а» класса на различных уровнях. Творчество ребят также можно увидеть на личном сайте педагога http://dolgihov.ru, портале «Продлёнка» на странице «Всероссийские творческие конкурсы для дошкольников и школьников» http://www.prodlenka.org/.












«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

К.Д. Ушинский

Введение внеурочной деятельности является реакцией на запрос семьи, общества и государства к результатам образования, прежде всего личностным. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, она призвана помочь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом материале – и вывести те самые, что и в учебной деятельности, метапредметные результаты, сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной  деятельности, сотрудничества, взаимопомощи…

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Целью внеурочной деятельности является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность (слайд 3).

Задачи:

  • создание условий для успешной адаптации обучающихся в школе;

  • выявление интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; развитие творческих способностей, получение опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • закрепление и создание условий для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов;

  • усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время, оказание помощи в «поисках себя»(слайд 4);

  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений ЦВР, ДК «Колос», ДЮСШ и др. (слайд 5).

Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие,  наиболее актуальны  следующие принципы и подходы:

1.Личностный подход. Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности  урочной  и внеурочной деятельность.

3.Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4.Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества(слайд 6).

При этом используются различные формы:

· беседы;

· проведение совместных праздников школы и общественности;

· экскурсии;

· детская благотворительность;

· организация выставок, фестивалей;

· тренинги;

· игры;

· акции;

· социальные проекты;

· соревнования, Дни Здоровья;

· встречи;

· исследовательская деятельность;

· проектная деятельность;

· участие в конференциях (слайд 7).

Во   внеурочной   деятельности   создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых    детей  и  педагогов,  в  которой    осуществляется    «штучная    выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.   При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это, отнюдь, не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

Внеурочная деятельность способствует полноценному и всестороннему развитию ребенка. Мне хотелось бы поделиться, как в нашем классе дети с увлечением посещают внеурочную деятельность в различных направлениях.

Наша школа работает по направлениям:

  • спортивно – оздоровительное;

  • художественно – эстетическое;

  • научно – познавательное;

  • проектная деятельность;

  • туристско - краеведческое

Остановимся на каждом из направлений.

Спортивно-оздоровительное направление(слайд 8 - 10).
Основной
целью данного направления является создание педагогических условий для самовыражения личности воспитанника через воспитание в себе воли, трудолюбия и упорства, благородства, гармонии с окружающим миром, силы духа и тела.

Задачи:

  • научить сознательно, относиться к своему здоровью;

  • добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения;

  • формировать основы гигиенических навыков;

  • через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов;

  • познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге;

  • вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Кружки, осуществляющие работу в данном направлении:

  • «Олимпийские надежды»

  • «Весёлый мяч»

  • «Юный теннисист»

  • ЗОЖ

  • греко – римская борьба

  • волейбол

Предполагаемые результаты:
- потребность и осознание необходимости в физическом совершенстве и самовоспитании;

- отношение к своему здоровью как к ценности;

- умение организовать и провести самостоятельные занятия физической культурой (утренняя гимнастика, физкультминутка, тренировочное занятие);

- участие в соревнованиях различного уровня.
Художественно-эстетическое и речевое направление(слайд 11 - 16).
Задачи:

  • приобщать детей к различным видам искусств;

  • формирование мировоззрения, художественного вкуса;

  • прививать навыки активного и эмоционального восприятия;

  • создать условия для развития творческого потенциала и воображения, наблюдательности;

  • развитие интереса к художественному творчеству, освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.
    По данному направлению  работают следующие кружки:

  • «Бисеринка»

  • «Тестопластика»

  • «Вязание»

  • «Макраме»

  • «Юный художник»

  • «Бумагопластика»

Наличие в школе  данных кружков создаёт тот мажорный эмоциональный фон жизни, который помогает самоутверждению и самореализации ребёнка. Занятия в кружках способствуют повышению самооценки учащегося, а также повышают его значимость в глазах сверстников.
Занятия в кружках содействуют всестороннему развитию личности, раскрытию творческих способностей и привитию, учащимся художественно-эстетического вкуса.

Предполагаемые результаты:
- различать инструменты;
- рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи, реконструировать события и предполагать, что будет дальше, ориентироваться в пространстве;
- создание каждым обучающимся своего оригинального продукта и осознание , что главным критерием оценки является не столько талантливость, сколько его способность  трудиться
.

Туристско – краеведческое направление(слайд 17 – 19).

Цель: создание условий для формирования и сохранения физического, нравственного, психического здоровья школьников через целостное восприятие мира.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих
задач:

  • формирование бережного отношения к природе;

  • развитие у школьников интереса к изучению родного края;

  • формирование детского коллектива;

  • оздоровление в активной деятельности на природе;

  • развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях.

По данному направлению  учащиеся посещают следующие кружки:

  • «Мой край»

  • «Казачок»

  • Туристический

Предполагаемые результаты:
- у детей появится интерес к изучению родного края;
- они научатся элементам исследовательской деятельности;
- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности, начальные туристические навыки;
- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.

Научно – познавательное  и проектное направление (слайд 20 – 21).
Задачи:

  • развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;

  • знакомство со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации, привитие интереса к исследовательской деятельности;

  • привитие навыка организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями.

По данному направлению работают кружки:

  • «Я – исследователь»

  • «Наглядная геометрия»

  • Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

 Данные кружки служат  первоначальным знаниям о проектной деятельности.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Предполагаемые результаты:

- данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности.

- повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, способность ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания, владение элементами исследовательского метода. Учащиеся могут использовать естественнонаучные и гуманитарные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

Я бы хотела обратить ваше внимание на результаты нашей деятельности. Воспитанники все свои работы и достижения хранят в портфолио. Ребята участвуют в мероприятиях и конкурсах различного уровня это видно на данном рисунке, где показана результативность трёх лет обучения (слайд 22).

















Подводя итоги нужно отметить, что для детей, которые испытывают трудности в учении, выход в другие сферы деятельности и успех в них положительно сказываются на результатах общего образования.
Комплексным эффектом от реализации данных программ является высокий уровень духовно-нравственного развития, владение учащимися ключевыми компетенциями и межпредметными знаниями и положительная динамика личностного роста
(Приложение 1).



















Презентационное сопровождение











































Долгих Ольга Васильевна, учитель начальных классов

муниципальное автономное образовательное учреждение «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ