Авторская программа «Развитие творческого мышления с использованием элементов декоративно-прикладного искусства»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОШ №81 Кировского района города Казани
Республики Татарстан
Авторская программа
«Развитие творческого мышления с использованием элементов декоративно-прикладного искусства»
Садриева Г. Х.,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Казань - 2013
Пояснительная записка.
Настоящая программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к творчеству. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Внеурочная деятельность –это форма организации свободного времени учащихся и составная часть учебно-воспитательной работы. Она должна направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане проявляют себя эмоционально. .
Декоративное-прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду . На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.
Эта программа, хотя и представляет интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлена одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, вышивка, бисероплетение, и т.п
Цель внеурочного планирования:
-развитие личности школьника, его творческих способностей на основе самореализации личного образовательно-воспитательного потенциала.
Задачи обучающие:
- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия.
Задачи воспитательные:
- способствовать воспитанию творческой активности;
- формировать чувство самоконтроля
Задачи развивающие:
- способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
- содействовать формированию всесторонней развитой личности.
Задачи мотивационные:
- создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничеств
Планируемые результаты
- освоение детьми программы «Тропинки к творчеству» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Основные принципыорганизации внеурочной деятельности:
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и
коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию
Место курса.
Программа рассчитана на обучающихся 4 классов из расчета 70 часов в год, по 2 часа в неделю.
Формы работы.
Программа предусматривает индивидуальную и групповую работу, посещение музеев, экскурсий для сбора природного материала. В конце года подготовка выставки работ школьников.
Учебно - тематический план
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1
Работа с природным материалом
8
1
7
2
Работа с бумагой (оригами и квиллинг)
16
2
14
3
Техника сенд-арт
8
1
7
4
Работа с нитками и тканью
8
1
7
5
Работа с бросовым материалом
8
1
7
6
Работа с бисером
8
1
7
7
ИЗО
8
1
7
8
Работа с различными материалами
6
-
6
итого
70
8
62
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА
«ТРОПИНКИ К ТВОРЧЕСТВУ» первый год обучения
Сентябрь
Работа с природным материалом.
1
Вводный занятие. Знакомство с видами материалов. Экскурсия в парк. Подготовка природного материала для изделий
2 часа
2
Окружающий мир прекрасен. Изделия из травы и листьев. Коллективная работа.(Гульянц Э.К., Базик И.Я. 1991г.)
2 часа
3
Терем – теремок кто в тереме живёт?
Поделки из каштана и желудей
2 часа
4
Коллективная композиция из природного материала и пластилина «Грибная поляна»
2 часа
5
Забавные животные из природного материала (шишки и пластилин)-Дракончики. Цыплята , петушки
2 часа
6
Изготовление часиков из среза дерева
2 часа
7
Коллективная работа . Составление композиции из цветов выполненных из семян ясени и клёна
2 часа
8
Работа с соломой или мочалкой. Огородное чучело. Составить сказку.( Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы 2001г.)
2 часа
Октябрь
Оригами.
1
История оригами. Разновидности оригами. Выбор материала. Подбор бумаги. Закон сочетаемости цвета.
(С. Соколова Школа оригами. 2004г.)
2
2
Складывание по схемам модулям. Клоун. Коллективная работа. На арене цирка
2
3
Складывание по схемам. Изготовление лисички
2
4
Складывание, Изготовление закладки путём плетения бумаги.
2
5
Техника плетения корзиночки из газет.
2
6
Техника плетения корзиночки из газет.(продолжение)
2
7
Техника плетения корзиночки из газет.(продолжение)
2
8
Цветы из гофрированной бумаги. Составление букета
2
Ноябрь
Сенд-арт
1
Знакомство с техникой сенд арт. Просмотр фильмов. Беседа и обсуждение. Первые навыки на цветной бумаге.
2 часа
2
Техника сендарт на стекле. Защита своих работ
2 часа
3
Коллективная работа в технике сенд арт. (морская тематика)
2 часа
4
Рисование цветным песком на картоне(клей и песок)
2 часа
5
Просмотр фильмов по технике сенд арт. Рисование песком в банках. Узоры.
2 часа
6
Просмотр фильмов по технике санд арт. Рисование песком в банках(продолжение) Верблюды.
2 часа
7
Продолжение работы
2 часа
8
Индивидуальная работа, Работа в технике сенд арт (Клей песок)
2часа
Декабрь
Работа с нитками и тканью
1
Пэчворг – лоскутная техника. Беседа. Просмотр фильмов. Выбор изделий над которыми будем работать. Первые шаги в этой технике.
2 часа
2
Изготовление прихваток в технике печворг.
2часа
3
Изготовление прихваток в технике печворг.(продолжение)
2 часа
4
Помпоны из ниток.
2 часа
5
Изготовление животных из помпонов
2 часа
6
Ниткография
2 часа
7
Кляксография
2 часа
8
Букет из помпонов
2 часа
Январь
Работа с бросовым материалом
1
Работа с половинками пластиковых бутылок. Яблоко. Оформление.
2 часа
2
Рисование сакуры с помощью пластиковой бутылки. Знакомство с техникой эбру (рисование по воде)
2 часа
3
Поделки из спичечных коробков(крокодил, чебурашка)(Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов 1985 г.)
2 часа
4
Продолжение. Работа из фольги
( паучок)
2 часа
5
Работа с солёным тестом. Техника приготовления теста и работа с ним .Поделка – снеговичок.
2 часа
6
Оформление снеговичка.
2 часа
7
Барельеф. Автопортрет из солёного теста. Оформление.
2 часа
8
Коллаж ( бумага , клей, ножницы) Птица, самовар, чайник
2 часа
Февраль
Работа с бисером.
1
Беседа. Просмотр слайдов. Подготовка. Цветы из бисера.(Т. Шнуровозова. Цветы и деревьяиз бисера.2011г.)
2 часа
2
Сакура из бисера.
2 часа
3
Продолжение работы
2 часа
4
Изготовление рамочки для фотографии и оформление рамочки бисером.
2 часа
5
Изготовление поделок из крышечек пластиковых бутылок. (Зайчика или мишки)
2 часа
6
Цветочный букет из коробочек из-под киндеров.(тюльпаны)
2 часа
7
Воздушный шар из пуговиц (оформление как рамка для фото)
2 часа
8
Выставочные работы
2 часа
Март
изо
1
Посвящаю маме. Просмотр слайдов с женскими образами. Цвет тоже может говорить. Передать нежность, красоту, любовь через цвет.
2 часа
2
Весенний колорит. Техника по «мокрому». Складывается лист с нанесённой гуашью или накрыть другим листом и свезти. Завершить композицию по фантазии.
2 часа
3
Птицы весной( аппликация). Использование обрывной аппликации
2 часа
4
Русская печь. (гуашь. Кисти)Фантазии на тему. Домовёнок.
2 часа
5
Копия картин. (гуашь) Копируем мировые шедевры. Заочные экскурсии по музеям.
2 часа
6
Копия картин - продолжение
2 часа
7
Жила была волна (гуашь) Знакомство с творчеством Айвазовского художника-мариниста
2 часа
8
Лесная сказка. Знакомство со сказочными лесными обитателями - Лешаками, Водяными. Кикиморами(Молотобарова, О. С.1990г.)
2 часа
Апрель
Работа с бумагой- квиллинг:
1
Знакомство с техникой. Просмотр слайдов с работами. Выполнение несложных работ—цветы, листья, деревья
2 часа
2
Выполнение усложнённых работ. Бабочка.
2часа
3
Коллективная работа . Цветущий луг
2 часа
4
Пленэр. Рисование с натуры растения, животных.
2 часа
5
Папье –маше. Знакомство с техникой,
Яблоко выполненное в технике папье-маше
2часа
6
Продолжение работы. Оформление
2 часа
7
Граттаж (свеча, чёрный гуашь палочка)
2часа
8
Выставочные работы
2 часа
Май
1
Рисование точками- пуантализм
2 часа
2
Рисование на теле – боди арт
2 часа
3
Рисование на воде –эбру
Рисование утюгом – знакомство с техникой.
2 часа
4
Подготовка к шоу мыльных пузырей. Шоу мыльных пузырей.
2 часа
5
Работа с крупами. Вазочка для весеннего букета
2 часа
6
Изготовление обьёмных цветов из гофрированной бумаги.
2 часа
7
Итоговое занятие .
2 часа
Ожидаемые результаты реализации программы.
готовность к дальнейшему образованию;
сформированность мировоззрения;
сформированность общей культуры;
сформированность потребностей и умений творческой деятельности;
сохранение здоровья
готовность к труду
До реализации данной программы в прошлом учебном году была проведена работа по её апробированию. Многие обучающие 3 классов живо включились в работу и проявили творческую активность. Многие добились хороших результатов.
3 место во втором творческом конкурсе-фантазии для обучающихся 1-4 классов «Дом моей мечты» Николаева Женя – 2013г.(январь)
2 место во Всероссийском конкурсе для обучающихся 1-4 классов « Уши, лапы, хвост» СабитоваАлия – 2013г.(март)
3 место во 2 Всероссийской викторине «Разноцветная жизнь»
Гумеров Дамир - 2013г.(апрель)
1 место во Всероссийском творческом конкурсе «Лето – это маленькая жизнь» - Семенчук Анастасия - 2013г.(сентябрь)
3 место во Всероссийском творческом конкурсе «Лето – это маленькая жизнь» - Султанова Алиса - 2013г.(сентябрь)
Толковый словарь
Граттаж -способвыполнениярисункапутёмпроцарапыванияперомилиострыминструментомбумагииликартона, залитыхтушью...
Пленэр (франц. pleinair, буквально — открытыйвоздух) в живописи, термин, означающийпередачу в картиневсегобогатстваизмененийцвета, обусловленныхвоздействиемсолнечногос света...
Боди-арт - это рисование, только на теле человека. … «Боди-арт – это искусство тела, авангардное направление, возникшее в 60-х годах.
Сенд арт- рисование песком
Эбру – рисование на воде
Квиллинг - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Оригами (японск. Origami —"сложенный лист бумаги") — искусство конструирования причудливых объемных фигур из бумаги
Интернет – ресурсы:http|| viki. Rdf.ru
lukochko. Net.ru
nfchalka. Info
mults. Spb.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ