Авторская программа «Развитие творческого мышления с использованием элементов декоративно-прикладного искусства»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СОШ №81 Кировского района города Казани

Республики Татарстан





Авторская программа



«Развитие творческого мышления с использованием элементов декоративно-прикладного искусства»









Садриева Г. Х.,

учитель начальных классов

1 квалификационной категории





Казань - 2013



Пояснительная записка.

Настоящая программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к творчеству. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Внеурочная деятельность –это форма организации свободного времени учащихся и составная часть учебно-воспитательной работы. Она должна направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Содержание деятельности уч-ся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане проявляют себя эмоционально. .
Декоративное-прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду . На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

Эта программа, хотя и представляет интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлена одним направлением декоративно – прикладного  творчества: лепка, вышивка, бисероплетение, и т.п


Цель внеурочного планирования:

-развитие личности школьника, его творческих способностей на основе самореализации личного образовательно-воспитательного потенциала.

Задачи обучающие:

- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия.

Задачи воспитательные:

- способствовать воспитанию творческой активности;

- формировать чувство самоконтроля

Задачи развивающие:

- способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

- содействовать формированию всесторонней развитой личности.

Задачи мотивационные:

- создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничеств

Планируемые результаты

- освоение детьми программы «Тропинки к творчеству» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС

Метапредметные результаты:


- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Предметные результаты:


- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.



Основные принципыорганизации внеурочной деятельности:


  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и

  • коллективных форм работы;

  • связь теории с практикой;

  • доступность и наглядность;

  • включение в активную жизненную позицию


Место курса.


Программа рассчитана на обучающихся 4 классов из расчета 70 часов в год, по 2 часа в неделю.



Формы работы.

Программа предусматривает индивидуальную и групповую работу, посещение музеев, экскурсий для сбора природного материала. В конце года подготовка выставки работ школьников.


Учебно - тематический план

Темы

Всего

Теория

Практика

1

Работа с природным материалом

8

1

7

2

Работа с бумагой (оригами и квиллинг)

16

2

14

3

Техника сенд-арт

8

1

7

4

Работа с нитками и тканью

8

1

7

5

Работа с бросовым материалом

8

1

7

6

Работа с бисером

8

1

7

7

ИЗО

8

1

7

8

Работа с различными материалами

6

-

6


итого

70

8

62



СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

«ТРОПИНКИ К ТВОРЧЕСТВУ» первый год обучения



Сентябрь

Работа с природным материалом.

1

Вводный занятие. Знакомство с видами материалов. Экскурсия в парк. Подготовка природного материала для изделий

2 часа


2

Окружающий мир прекрасен. Изделия из травы и листьев. Коллективная работа.(Гульянц Э.К., Базик И.Я. 1991г.)

2 часа


3

Терем – теремок кто в тереме живёт?

Поделки из каштана и желудей

2 часа


4

Коллективная композиция из природного материала и пластилина «Грибная поляна»

2 часа


5

Забавные животные из природного материала (шишки и пластилин)-Дракончики. Цыплята , петушки

2 часа


6

Изготовление часиков из среза дерева

2 часа


7

Коллективная работа . Составление композиции из цветов выполненных из семян ясени и клёна

2 часа


8

Работа с соломой или мочалкой. Огородное чучело. Составить сказку.( Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы 2001г.)

2 часа




Октябрь

Оригами.

1

История оригами. Разновидности оригами. Выбор материала. Подбор бумаги. Закон сочетаемости цвета.

(С. Соколова Школа оригами. 2004г.)

2





2

Складывание по схемам модулям. Клоун. Коллективная работа. На арене цирка

2


3

Складывание по схемам. Изготовление лисички


2


4

Складывание, Изготовление закладки путём плетения бумаги.


2


5

Техника плетения корзиночки из газет.

2


6

Техника плетения корзиночки из газет.(продолжение)

2


7

Техника плетения корзиночки из газет.(продолжение)

2


8

Цветы из гофрированной бумаги. Составление букета

2






Ноябрь

Сенд-арт

1

Знакомство с техникой сенд арт. Просмотр фильмов. Беседа и обсуждение. Первые навыки на цветной бумаге.

2 часа


2

Техника сендарт на стекле. Защита своих работ

2 часа


3

Коллективная работа в технике сенд арт. (морская тематика)

2 часа


4

Рисование цветным песком на картоне(клей и песок)

2 часа


5

Просмотр фильмов по технике сенд арт. Рисование песком в банках. Узоры.

2 часа


6

Просмотр фильмов по технике санд арт. Рисование песком в банках(продолжение) Верблюды.

2 часа


7

Продолжение работы

2 часа


8

Индивидуальная работа, Работа в технике сенд арт (Клей песок)

2часа




Декабрь

Работа с нитками и тканью

1

Пэчворг – лоскутная техника. Беседа. Просмотр фильмов. Выбор изделий над которыми будем работать. Первые шаги в этой технике.

2 часа


2

Изготовление прихваток в технике печворг.

2часа


3

Изготовление прихваток в технике печворг.(продолжение)

2 часа


4

Помпоны из ниток.

2 часа


5

Изготовление животных из помпонов

2 часа


6

Ниткография

2 часа


7

Кляксография

2 часа


8

Букет из помпонов

2 часа








Январь

Работа с бросовым материалом

1

Работа с половинками пластиковых бутылок. Яблоко. Оформление.

2 часа


2

Рисование сакуры с помощью пластиковой бутылки. Знакомство с техникой эбру (рисование по воде)

2 часа


3

Поделки из спичечных коробков(крокодил, чебурашка)(Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов 1985 г.)

2 часа


4

Продолжение. Работа из фольги

( паучок)

2 часа


5

Работа с солёным тестом. Техника приготовления теста и работа с ним .Поделка – снеговичок.

2 часа


6

Оформление снеговичка.

2 часа


7

Барельеф. Автопортрет из солёного теста. Оформление.

2 часа


8

Коллаж ( бумага , клей, ножницы) Птица, самовар, чайник

2 часа






Февраль

Работа с бисером.

1

Беседа. Просмотр слайдов. Подготовка. Цветы из бисера.(Т. Шнуровозова. Цветы и деревьяиз бисера.2011г.)

2 часа


2

Сакура из бисера.

2 часа


3

Продолжение работы

2 часа


4

Изготовление рамочки для фотографии и оформление рамочки бисером.

2 часа


5

Изготовление поделок из крышечек пластиковых бутылок. (Зайчика или мишки)

2 часа


6

Цветочный букет из коробочек из-под киндеров.(тюльпаны)

2 часа


7

Воздушный шар из пуговиц (оформление как рамка для фото)

2 часа


8

Выставочные работы

2 часа




Март

изо

1

Посвящаю маме. Просмотр слайдов с женскими образами. Цвет тоже может говорить. Передать нежность, красоту, любовь через цвет.

2 часа


2

Весенний колорит. Техника по «мокрому». Складывается лист с нанесённой гуашью или накрыть другим листом и свезти. Завершить композицию по фантазии.

2 часа


3

Птицы весной( аппликация). Использование обрывной аппликации

2 часа


4

Русская печь. (гуашь. Кисти)Фантазии на тему. Домовёнок.

2 часа


5

Копия картин. (гуашь) Копируем мировые шедевры. Заочные экскурсии по музеям.

2 часа


6

Копия картин - продолжение

2 часа


7

Жила была волна (гуашь) Знакомство с творчеством Айвазовского художника-мариниста

2 часа


8

Лесная сказка. Знакомство со сказочными лесными обитателями - Лешаками, Водяными. Кикиморами(Молотобарова, О. С.1990г.)

2 часа






Апрель

Работа с бумагой- квиллинг:

1

Знакомство с техникой. Просмотр слайдов с работами. Выполнение несложных работ—цветы, листья, деревья

2 часа


2

Выполнение усложнённых работ. Бабочка.

2часа


3

Коллективная работа . Цветущий луг

2 часа


4

Пленэр. Рисование с натуры растения, животных.

2 часа


5

Папье –маше. Знакомство с техникой,

Яблоко выполненное в технике папье-маше

2часа


6

Продолжение работы. Оформление

2 часа


7

Граттаж (свеча, чёрный гуашь палочка)

2часа


8

Выставочные работы

2 часа
















Май

1

Рисование точками- пуантализм

2 часа


2

Рисование на теле – боди арт

2 часа


3

Рисование на воде –эбру

Рисование утюгом – знакомство с техникой.

2 часа


4

Подготовка к шоу мыльных пузырей. Шоу мыльных пузырей.

2 часа


5

Работа с крупами. Вазочка для весеннего букета

2 часа


6

Изготовление обьёмных цветов из гофрированной бумаги.

2 часа


7

Итоговое занятие .

2 часа







 Ожидаемые результаты реализации программы.

  • готовность к дальнейшему образованию;

  • сформированность мировоззрения;

  • сформированность общей культуры;

  • сформированность потребностей и умений творческой деятельности;

  • сохранение здоровья

  • готовность к труду



До реализации данной программы в прошлом учебном году была проведена работа по её апробированию. Многие обучающие 3 классов живо включились в работу и проявили творческую активность. Многие добились хороших результатов.



3 место во втором творческом конкурсе-фантазии для обучающихся 1-4 классов «Дом моей мечты» Николаева Женя – 2013г.(январь)

2 место во Всероссийском конкурсе для обучающихся 1-4 классов « Уши, лапы, хвост» СабитоваАлия – 2013г.(март)

3 место во 2 Всероссийской викторине «Разноцветная жизнь»

Гумеров Дамир - 2013г.(апрель)

1 место во Всероссийском творческом конкурсе «Лето – это маленькая жизнь» - Семенчук Анастасия - 2013г.(сентябрь)

3 место во Всероссийском творческом конкурсе «Лето – это маленькая жизнь» - Султанова Алиса - 2013г.(сентябрь)



Толковый словарь



Граттаж -способвыполнениярисункапутёмпроцарапыванияперомилиострыминструментомбумагииликартона, залитыхтушью...



Пленэр (франц. pleinair, буквально — открытыйвоздух) в живописи, термин, означающийпередачу в картиневсегобогатстваизмененийцвета, обусловленныхвоздействиемсолнечногос света...



Боди-арт - это рисование, только на теле человека. … «Боди-арт – это искусство тела, авангардное направление, возникшее в 60-х годах.



Сенд арт- рисование песком

Эбру – рисование на воде

Квиллинг - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Оригами (японск. Origami —"сложенный лист бумаги") — искусство конструирования причудливых объемных фигур из бумаги

Интернет – ресурсы:http|| viki. Rdf.ru

lukochko. Net.ru

nfchalka. Info

mults. Spb.ru




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ