Бабушкина шкатулка (праздник народного ремесла для учащихся 1-2 классов)
Государственное общеобразовательное учреждение
Лицей № 395
Бабушкина шкатулка
(праздник народного ремесла для учащихся 1-2 классов)
Автор-составитель: Ротарь Алёна Валерьевна
Учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2009 г.
Пояснительная записка.
Каждый человек, рождаясь в этот мир, несет в себе плоть, кровь и дух своего народа. С молоком матери впитывает он свою национальную культуру, осваивает родной язык. Уклад жизни и ценности народа становятся его собственным образом жизни.
Актуальность темы в настоящее время заключается в том, что люди возвращаются к своим истокам. В любое время, патриотизм, любовь к Родине, знания традиций и обычаев своих предков были необходимы человечеству. Потому что воспитание высоконравственного, духовного человека, не может происходить без приобщения к творчеству народа.
Цель: используя русские народные традиции воспитывать у детей понятие о главных человеческих достоинствах: трудолюбии, терпении, мастерстве. Формировать интерес к народной культуре.
Задачи: - познакомить учащихся с народным рукоделием (вязанием, вышивкой, шитьём).
- совершенствовать выразительно-эмоциональное исполнение фольклора (частушек, песен, сказок), умение точно передать образ персонажа.
- воспитывать нравственные качества: патриотизм, трудолюбие, заботу о старшем поколении через ознакомление с народными традициями.
- способствовать сплочению детского коллектива.
Предварительная подготовка: конкурс рисунков «Моя любимая бабушка», конкурс сочинений о бабушках, выставка рукоделий.
Необходимое оборудование: оформленный класс (выставка рисунков, выставка рукоделий, костюмы Бабы Яги и Василисы)
-1-
Бабушкина шкатулка
(праздник народного ремесла)
Действующие лица:
Василиса Премудрая – учитель, родители
Баба Яга – учитель, родители
Клубок – ребёнок
Заяц – ребёнок
Волк – ребёнок
Медведь – ребёнок
Лиса – ребёнок
Ход праздника:
(Под русскую народную музыку дети входят в зал, рассаживаются, появляется Василиса Премудрая)
В.П.
Лицевая, изнаночная. Ох, опять напутала. И трудное это рукоделие. Говорила мне бабушка, а я её не слушала.
(замечает детей)
Ой, здравствуйте, я и не заметила, что все уже собрались. Замучилась с этим вязанием. Ребята, а вы знакомы с каким-нибудь рукоделием? А кто у вас дома занимается им?
(ответы учащихся)
Вот сегодня мы и поговорим с вами о народных ремёслах. И поможет мне волшебная бабушкина шкатулка. Ой, а где же она? Ребята, а вы не видели?
(Выходит баба Яга)
Б.Я.
Привет, супчики-голубчики. Чаво потеряли?
В.П.
Так, я, кажется, догадалась, кто взял нашу шкатулку. Отдай Баба Яга! Мы с ребятами будем бабушкину науку постигать.
Б.Я.
Неблагодарные они! Вот я свою внучку учила всяким пакостям, колдовству злому, так нет, улетела на моей же метле. Теперь в цирке выступает.
В.П.
Потому и улетела, что ты её плохому учила. А наши бабушки добрые. Мы их очень любим.
Б.Я.
А я вам не верю!
В.П.
А мы докажем. Правда ребята!
(выходят дети, читают стихи)
У мамы – работа, у папы – работа
У них для меня остаётся суббота.
А бабушка дома всегда, она не ругает меня никогда.
Усадит, накормит, да ты не спеши,
Ну что там стряслось у тебя, расскажи.
-2-
Я говорю, а бабушка не перебивает
По крупинкам гречку сидит перебирает.
Нам хорошо вот так – вдвоём.
Без бабушки – какой же дом.
Очень бабушку мою - маму папину люблю.
У неё морщинок много, и на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать, а потом поцеловать.
Целый день я осторожно возле бабушки кручусь
И всему, что только можно у бабули научусь.
Сколько в ней любви и ласки, помнит множество стихов.
Слушать бабушкины сказки можно хоть до петухов
Люблю я дома бабушке работать помогать.
Люблю я рядом с бабушкой по улице шагать.
Люблю я летом с бабушкой бродить в краю лесном.
Люблю я сказки бабушки послушать перед сном.
Б.Я.
Ах, я даже расчувствовалась! Ну ладно, отдам кое-что! Вот какие-то палки железные, мне всё равно они не нужны!
В.П.
Эх, Баба Яга, эти палочки – то волшебные. А для какого они рукоделия отгадайте!
Две весёлые сестрицы на все руки мастерицы.
Сделают из ниточки носки и рукавичечки.
(спицы, для вязания)
В.П.
Конечно, речь идёт о вязании. Когда появилось искусство вязания точно не известно. Овцы, быки одомашнены ещё 9 тысяч лет до нашей эры. В России эти животные, а с ними и искусство вязания появились очень давно. А знаете ли вы, что вначале вязали только мужчины: пастухи и моряки, а женщины только пряли. Позже стали вязать женщины. Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы без этого рукоделия. Вязали те, кто помоложе, обеспечивали всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц, эти две палочки – известные спицы. Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли из моды они и сегодня. Одежда, связанная своими руками неповторима. Посмотрите, какие прекрасные изделия вяжут наши бабушки.
(показ изделий с выставки)
И наш подарок мастерицам – сказка Клубок.
-3-
(Инсценировка сказки. Народная сказка Колобок, только главный герой -клубок ниток, лиса не ест, а вяжет себе шарф.)
Посмотрели сказку, а теперь посмотрим, легко ли его «сделать».
Игра: кто быстрее скатает клубок из ниток.
Б.Я.
Ну ладно, убедили, но вот это деревянное колесо совсем точно не нужно. Забирайте.
В.П.
А вот и опять ошибка. Ребята, что это?
(ответы)
Да, пяльцы для вышивания. Словно в раздумье, неторопливо перебирают натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывается на иглу тончайшие штрихи: ниточка к ниточке, шов ко шву и выплывают из белоснежья ткани – дивные травы и цветы.
(русский народный танец )
В.П.
искусство вышивания насчитывает века. Уже в 4-7 веках на Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрические орнаменты, изображение женщин, деревьев, птиц, цветов и трав. Русская вышивка делится на 2 вида: северную и среднерусскую. Для севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью.
(показ готовых изделий)
Дарим нашим мастерицам частушки:
Мы весёлые девчата, интересно мы живём
Про народные ремёсла вам частушки пропоём.
Дайте лён, дайте лён, дайте 40 веретён.
Стану прясть, попрядывать, на дружка поглядывать.
3.Шила милому кисет, вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой, какая мастерица.
4.Шила, шила сарафан, исколола пальчики,
А надела сарафан, за мной гурьбою мальчики.
5. Мы не все частушки спели, знаем много их втроём.
Приходите в гости снова, мы другие вам споём.
Конкурс: Собери разрезанную на части картинку
Б.Я.
(смотрит в шкатулку)
И что тут у нас осталось? (достаёт катушку ниток и иголку)
И всё? А где же золото, брильянты?
-4-
В.П.
А это лучше! Кто владеет рукоделием – нигде не пропадёт. Ведь в старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували. Недаром русская пословица гласит: Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.
А иголка и нитка – самые важные вещи при шитье. Это, наверное, самое старое рукоделие. А кто знает в какоё одежде ходили на Руси? Самые красивые сарафана надевали на покос и жатву? Почему? (ответы детеё)
Конкурс: Кто быстрее пришьёт пуговицу.
Б.Я.
А я тоже хочу научиться какому-нибудь рукоделию. Можно я останусь с вами?
В.П.
подходит к концу наш праздник, но я совсем не хочу, чтобы вы думали, что рукоделием занимаются только женщины. Немало мастеров и среди мужчин. Это и резьба по дереву, плетение из ивовых прутьев и другие ремёсла. Но об этом мы поговорим в следующий раз. Давай те же ещё раз скажем огромное спасибо нашим бабушкам – рукоделицам.
А бабушки вам тоже сделали подарок. Они напекли ваши любимые пирожки и теперь приглашают вас на чай.
Чаепитие.
-5-
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ