Доклад на тему: «Патриотизм и любовь к Родине в младшем школьном возрасте»
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 г. Волжского Волгоградской обл.
(МКОУ СОШ №3)
Доклад на тему:
«Патриотизм и любовь к Родине
в младшем школьном возрасте»
Разработала: Селютина Анна Владимировна
учитель начальных классов
г. Волжский
2014г.
Уровень развитости патриотических чувств у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость формирование указанного качества у подрастающего поколения. В связи с этим не случайно в обращение ученых и практиков к данной проблематике.
Процесс воспитания является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их как активных субъектов конкретного этапа исторического процесса. Поэтому и исследования видных педагогов (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин и др.), показывают, что патриотические чувства закладываются «в процессе жизни и бытия человека, находящегося в конкретной социокультурной среде» . Так, идеологической основой процесса формирования чувства патриотизма в условиях современной школы являются духовно-нравственные ценности нации, а его сущность может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, доминантой которого служат гуманистические духовные ценности своего народа.
Данные установки подтверждает, например, А. Г. Вороненко, определяя, что сущность общечеловеческих аспектов процесса формирования чувства патриотизма у детей заключается:
в формировании понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения;
в проблеме экологии;
в защите и сохранении мировой художественной культуры;
в экономическом, научном, культурном сотрудничестве, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий;
в высокой преданности Родине, чувстве ответственности за ее судьбу и историю .
В педагогике, в частности Н. В. Ипполитова и Н. Ф. Харламов, выделяют следующие критерии и показатели сформированности чувства патриотизма: эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим). Самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа.
Вышеуказанные определения и высказывания педагогов позволяют сделать вывод о значимости проблемы формирования чувства патриотизма подрастающего поколения, где базой для этого процесса, являются глубинные чувства любви и привязанности личности к культуре своего народа, земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
В большинстве сложившихся мнений педагогов заложена мысль о том, что основы воспитания патриотических чувств у детей возможно и необходимо формировать в условиях: семьи (А. Ю. Гранкин, В. Н. Гуров, Н. З. Гасанов, С. В. Дармодехин, Н. Филонов и др.); детского дошкольного образовательного учреждения (С. А. Козлова и др.); общеобразовательного учреждения (И. В. Бестужев-Лада, Б. Т. Лихачев и др.).
Из представленных условий наиболее благоприятными для целенаправленной организации процесса воспитания патриотических чувств детей является школа. Реализуясь в ней, данное совершенствование носит массовый характер, происходит комплексно и в рамках различных областей деятельности, в урочное и внеурочное время.
Проявление чувства патриотизма и его воспитание на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы – детские и юношеские. Любовь к Родине, желание видеть родной край, город, улицу благоустраивающимися и хорошеющими, стремление совершать добрые дела – все перечисленные чувства в большой мере зависят от того, когда и насколько устойчиво они были заложены в человеке. Весьма важным в контексте исследуемой проблематики является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.
Для обеспечения эффективности процесса формирования чувства патриотизма необходим учетвозрастных особенностей младших школьников. Данный возраст – это период развития детей от 7–8 лет до 11–12 лет. На этом этапе ребенок приступает к общественно оцениваемой, систематической учебной деятельности, включается в школьный коллектив. Содержание его жизни коренным образом меняет поступление в школу. Обучение предъявляет новые требования не только к знаниям ребенка, но и к качествам его личности, которые формируются в процессе учения, изменяя характер отношений ребенка с окружающими людьми, поскольку он начинает выполнять серьезное общественное дело. В этих условиях взаимоотношение ученика с окружающими во многом определяются оценкой его учения и поведения в школе.
В начале обучения школьника возникает основное противоречие – между постоянно растущими требованиями, предъявляющимися к личности ребенка, его памяти, вниманию, мышлению, речи и наличным уровнем его развития, являющимся движущей силой в данный возрастной период. По мере роста требований уровень психического развития подтягивается до необходимого. Таким образом, обучение ведет за собой развитие.
Для реализации этого необходимы: психологическая готовность к обучению в школе, нормальное умственное и физическое развитие. При правильном воспитании к концу дошкольного возраста такая готовность формируется. Однако не у всех детей готовность к школьному обучению имеет одинаковый уровень. Некоторых из них привлекают только новые условия и новые товарищи, а желание учиться они не проявляют. Готовность ребенка к школе в контексте умственного развития в первую очередь зависит от того, в какой мере поощрялась и удовлетворялась в дошкольный период его любознательность, интерес к окружающему, формировалась ли его умственная активность. Если соответствующее воспитание не велось до школы, то восполнение данного пробела должна восполнить школа как свою центральную задачу.
В психологии детей поступающих в школу в значительной мере еще сохраняются черты, характерные для дошкольников. Здесь, например, можно назвать малую произвольность отдельных психических процессов (восприятия, памяти, внимания и другое), недостаточное управление своим поведением. Развитие целенаправленности и произвольности поведения ребенка и его отдельных психических процессов составляет одну из основных особенностей процесса психического развития в детей младшего школьного возраста.
Также конкретность и наглядно-образный характер психических процессов является особенностью ребенка, поступившего в школу. Развитость данных качеств имеет большую значимость в обучении, создает основу для осознанного усвоения системы научных знаний. Совершенствование детей в данном направлении, развитие их абстрактного мышления происходит в процессе обучения.
Учитывая, что игра была для детей ведущей деятельностью до поступления в школу, очень продуктивными на начальном этапе являются игровые формы обучения (дидактические, развивающие игры, интерактивные формы проведения занятий). Лишь на основе определенного принципа развертывания материала, адекватного содержательному обобщению, учебная деятельность может формироваться полноценно. Его широкое внедрение в образовательный процесс – один из путей повышения эффективности обучения в начальной школе.
В формировании адекватной мотивации собственно учебной деятельности решающую роль играет уход от мотивов ориентированных на внешние атрибуты школьной жизни и подкрепление положительного отношения ребенка к обучению. Стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих не должно становиться самоцелью и превращаться в ведущий мотив обучения. Для достижения этого на начальной фазе обучения не надо фиксировать недостатки учебной работы школьников, чтобы каждый ученик имел возможность быть оцененным положительно.
В младшем школьном возрасте формируется отношения к учению как к трудовой общественно значимой деятельности. Важной стороной воспитания этого отношения является воспитание у ребенка привычек: выполнять дисциплинарные правила, систематически трудиться, преодолевать трудности.
В рассматриваемом возрасте формируются учебные интересы. Если в начале обучения в школе детей интересуют, как правило, новые, по сравнению с дошкольным периодом, виды занятий, то ко второму и третьему классу их начинают привлекать такие виды учебной работы, которые требуют посильного умственного напряжения. К концу младшего школьного возраста у учеников возникает интерес к определенным учебным предметам, что является начальной фазой развития собственно познавательных интересов.
У младших школьников сильна направленность на внешний мир. Обычно факты, события, детали производят на них сильное впечатление. В тоже время стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причины в младшем школьном возрасте заметно не проявляются, вызывает затруднения и выделение главного, существенного.
Младший школьный возраст – это важный период в формировании нравственных качеств, в целом личности ребенка, в овладении нормами поведения. Младший школьник приобретает опыт жизни в коллективе, что имеет большое значение для его дальнейшего нравственного и социально-коммуникативного развития. Попадая в школьный коллектив сразу после поступления в школу, подлинные коллективные отношения ребенка формируются не сразу, а постепенно.
Вначале у ребенка есть только потребность в общении со сверстниками, без ощущения себя членом коллектива. Однако в 3-м и 4-м классах для детей становится очень важным их место в нем, они стремятся пользоваться уважением и доверием товарищей, поэтому выполнение требований коллектива становится обычно для ребенка не только необходимостью, но и потребностью..
На протяжении всего рассматриваемого возраста ребенок учится управлять своими чувствами, круг их расширяется, они становятся более длительными, устойчивыми, глубокими. Происходит значительное развитие высших чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических и т. д. При этом формирование нравственных чувств опережает осознание ребенком нравственных норм. Постепенно младший школьник учится управлять своим поведением, сдерживаться, подавлять неуместные желания, становится менее импульсивным, но более настойчивым, целеустремленным, упорным, выдержанным.
В целом, в психологическом плане к возрастным особенностям младших школьников относятся: недостаточность интеллектуально-деятельностных возможностей, затрудненность логических операций обобщения, анализа и синтеза. Но все это успешно формируется благодаря повышенной эмоциональной восприимчивости детей этого возраста, наглядно-образному характеру их мышления и благодаря правильной организации познавательной деятельности учеников. По мнению С. Александровой, процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста имеет: «устойчивость и прочность взглядов и убеждений младших школьников достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально-эмоциональных переживаний и мышления» .
Говоря о педагогических условиях формирования чувства патриотизма младших школьников, Н. Куприна считает, что «нравственные чувства, возникающие посредством патриотического просвещения, служат своеобразным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения» . При этом важным здесь является качество функционирования ребенка, высшей ступенью которого является творчество.
Все вышеизложенное заостряет проблему повышения внимания к реализации патриотического аспектав процессе воспитания младших школьников, в частности, в условиях музыкально-образовательного процесса. С методической точки зрения эффективным является расширенное использование отечественных традиций, изучение культуры и истории родного края и своей Родины, что включает и освоение различных видов искусства. Важно отметить тот факт, что патриотический компонент содержания воспитания младших школьников должен быть актуален в работе каждого отдельного учителя начальной школы, в частности, учителя музыки.
Оптимизировать работу по воспитанию младших школьников в указанном аспекте означает, что надо выбрать в ней наилучшие варианты и средства реализации педагогической деятельности, приводящие к максимальной эффективности обучения. Одним из важных средств формирования чувства патриотизма младших школьников является включение в его содержание музыки, в частности, военной и героической тематики.
Следует отметить, процесс формирования чувства патриотизма младших школьников должен быть системным, что может достигаться через целенаправленное освоение обучающимися соответствующих произведений. Для решения данной задачи каждому учителю музыки необходимо выделить и реализовывать основные направления работы патриотического воспитания в целом, которые воплощаются:
в задачах и содержании патриотического аспекта воспитания;
в методиках, средствах, приемах, технологиях осуществляемого педагогического процесса;
в формах и способах организации урока музыки;
в организации педагогической деятельности и во взаимодействии с учителями начальных классов.
Для организации эффективной воспитательной работы по формированию чувства патриотизма у младших школьников учителю музыки следует:
оценить круг значимых вопросов по проблеме воспитания патриотизма младших школьников;
проектировать возможный уровень роста результативности воспитательного процесса;
подобрать и целенаправленно внедрять в систему воспитательно-образовательного процесса изучение музыкальных произведений, способных обеспечить намеченные изменения в личностном развитии учеников;
сообщать музыкально-теоретические и исторические сведения учащимся, для углубленного и осознанного освоения детьми сочинений, посредством чего возможна эффективная реализация процесса воспитания патриотизма у младших школьников;
сравнивать процесс и результаты совершаемой работы с оптимально возможными и корректировать ее при необходимости.
Введение патриотического компонента на уроках музыки должно учитывать: возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, их личностные возможности, интересы и склонности, уровень сформированности чувства патриотизма индивидов, социальную и психологическую готовность детей к восприятию предлагаемых произведений. Важно здесь учителю помнить, выражаясь словами В. К. Белобородовой, «что музыка каждым школьником воспринимается по-своему, в зависимости от его жизненного опыта, запаса впечатлений, определенной ситуации и многих других факторов» . Поэтому при общении с одним и тем же произведением у разных детей могут возникать индивидуальные образы, впечатления и, следовательно, результаты от воздействия музыкального сочинения.
Учитель музыки должен учитывать, что ребенок младшего школьного возраста по своим психическим возможностям готов к усвоению гражданских и патриотических понятий и ценностей, формированию патриотических чувств: любви к родному краю и Родине, интересу к их истории. Это делает закономерным то, что от качества реализации педагогического процесса напрямую зависит уровень достигаемых результатов.
При выработке патриотического компонента в содержании процесса формирования чувства патриотизма младших школьников средствами их ознакомления с музыкальными произведениями учитель должен ориентироваться на:
современные требования к учителю;
требования к уровню сформированности чувства патриотизма учащихся, заложенные в нормативных и законодательных документах, учебных программах по предмету;
существующие инновационные технологии в патриотическом воспитании школьников;
социальные особенности жизни конкретных детей, их семейные условия;
возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
уровень сформированности чувства патриотизма младших школьников;
создание эмоционального комфорта для каждого ребенка.
На современном этапе развития российского общества проблема формирования патриотических чувств граждан является крайне актуальной. Сложившаяся в социуме ситуация привела к тому, что идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела статус федеральной, подтверждением чему служит разработка Государственных и Региональных программ
О патриотизме и базовых ценностях часто рассуждали в своих трудах признанные литераторы, богословы, философы. Среди них не последнее место занимает известный английский философ Ф. Бэкон. В частности, он писал: «патриотизм – это любовь к Родине, а любовь к Родине начинается с семьи». Обратимся к Большому словарю русского языка: «Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь». Большой энциклопедический словарь говорит: «Патриотизм (от греч. Patriots – соотечественник, patris – Родина) - любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства».
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Дом. Семья. Семья – это не просто родственники. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Какой будет каждого семья, во многом зависит и от детей и от родителей. Будет ли теплым и уютным семейный дом. Будут ли в нём понимать и поддерживать в этом доме. Хочется верить, что мы научимся слушать и слышать друг друга. Мы все очень разные, но все хотят любви, понимания, уважения к себе. Дайте это друг другу. И воспитайте в детях любовь к Родине, своему Отечеству.
Литература:
Александрова, С. Методика развития музыкального мышления младших школьников / С. Александрова, Г. Ананченко // Искусство в школе. – 2009. – № 2. – С. 22–24.
Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23–25.
Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.
Вороненко, А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А. Г. Вороненко. – Тюмень : ТГПУ, 2005. – 135 с.
Воронова, Е. Н. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры : метод. пособие / Е. Н. Воронова. – М. : Гардарики, 2008. – 153 с.
Индивидуальные варианты развития младших школьников / под ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. – М. : Педагогика, 1973. – 280 с.
Куприна, Н. Подготовка студентов к воспитательной работе средствами музыки / Н. Куприна // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12. – С. 88–95.
Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю / С. Е. Матушкин. – Челябинск, 2000. – 152 с.
Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ