Деловая игра "Права человека" для 3-4 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска
средняя общеобразовательная школа №38
Деловая игра
"Права человека"
(3-4 класс)
Материал подготовила
Берестова Екатерина Андреевна
Старшая вожатая
г.Иркутск
2014
Цель: Способствовать формированию правовой культуры у учащихся, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.
Участники: учащиеся 3-х, 4-х классов, командами по 4-8 человек.
Оборудование: флажки двух цветов (красный и белый); чистые листы бумаги для каждой команды; ручки или карандаши; мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук и пр.
Продолжительность деловой игры: 40 минут.
Ход мероприятия:
Ведущий: - Здравствуйте, друзья! В современном мире каждый человек должен знать свои права и уметь ими пользоваться, потому что иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Я уверена, что вы уже знаете основные права человека и ребенка, а сейчас мы с вами их повторим и познакомимся с некоторыми другими в течении нашей деловой игры. Но для начала мы проедем жеребьевку, а затем вам предстоит придумать название вашей команды (все участники вытягивают жребий, делятся на 2-4 команды (в зависимости от общего количества человек). Затем, участникам дают 1 минуту чтобы придумать название сформировавшейся команды).
Ведущий: - Вы наверное не раз слышали по телевизору или из разговоров взрослых, что с детьми порой обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. И тогда, 20 ноября 1989 г. был составлен документ - Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. В этом документе говорится, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (устные ответы детей)
Ведущий: - Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Александра Васильевича русская армия не проиграла ни одного сражения.
Итак, а сейчас мы выясним, кто из вас знает лучше права детей и взрослых. У вас на столах лежат флажки двух цветов: белый флажок означает ответ "да", т.е. положительный, а красный флажок ему противоположный, т.е. ответ "нет. С помощью этих флажков вы будете голосовать, но не забывайте советоваться друг с другом прежде чем отвечать на вопросы. " (демонстрация флажков)
Ведущий: - Вы уже знаете, что все имеют право на жизнь, а по вашему мнению, имеет ли право человек на сохранении своей индивидуальности? т.е. отличаться от других людей, быть неповторимым и уникальным? (дети отвечают на вопросы с помощью флажков)
- а имеете ли вы Право на создание семьи? (ответы детей)
- а существует ли у вас Право обзывать одноклассников? (ответы детей)
- есть ли Право на отдых? (ответы детей)
- как вы думаете, существует ли Право на любовь? (ответы детей)
- а Право на образование? (ответы детей)
Ведущий: - Ну и раз уж мы заговорили об образовании, то ответьте пожалуйста мне, имеете ли вы право:
- не выполнять домашнее задание? (ответы детей)
- помогать своим одноклассникам решить задачу? (ответы детей)
- разговаривать во время урока с соседом? (ответы детей)
- опаздывать на урок? (ответы детей)
- ходить в школу в форме и сменной обуви? (ответы детей)
- брать книги в библиотеке домой? (ответы детей)
- прогуливать уроки? (ответы детей)
Ведущий: - Молодцы ребята, отлично справились с первым заданием! А сейчас вам предстоит назвать права, которые нарушались в сказках (сказка вытягивается по жребию). Вам предстоит написать на листочке как можно больше нарушенных прав участников сказок. Время на выполнение задания - 5 минут (участники после того как закончилось время перечисляют и объясняют какие права были нарушены у героев сказок).
"Бременские музыканты"
Ответы: нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу.
"Колобок"
Ответы: нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество.
Ведущий: - Ребята, вы справились с очень сложным заданием, умницы! Ну а теперь вам предстоит угадать героя сказки по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь. Прежде чем ответить, не забудьте поднять руку и конечно посоветоваться с товарищами. Итак, начнем...
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.
Ответ: Красная шапочка
Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.
Ответ: Колобок
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.
Ответ: Буратино
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.
Ответ: Белоснежка, Спящая красавица
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.
Ответ: Золушка
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду.
Ответ: Мальчик-с-пальчик
Ведущий: - Вы наверняка знаете, что права даются человеку при рождении, их нельзя купить или заработать, они одинаковы для всех. А вот знаете ли вы возраст, с которого у несовершеннолетних появляется паспорт гражданина РФ? Не забывайте, что прежде чем ответить на вопрос нужно посоветоваться с товарищами по команде и обязательно поднять руку.
Ответ: 14 лет
Ведущий: - Следующий вопрос, ребенок обладает правами: а) с момента рождения; б) по достижению совершеннолетия; в) с 14 лет?
Ответ: а) с момента рождения
Ведущий: - И последний вопрос на повторение и на внимательность, когда была принята Конвенция о правах ребенка? а) 20 ноября 1989 года; б) 20 ноября 1990 года; в) 20 ноября 1991года.
Ответ: а) 20 ноября 1989 года
Ведущий: - Хорошо мы с вами сегодня потрудились! Ну а сейчас, подошло время подвести итоги нашей встречи, а именно вручить сертификаты всем участникам деловой игры и наградить победителей!
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Права_ребенка
2. Исследовательская работа на тему "Конвенция о правах ребенка через призму сказок" Авторы: Андреева Ника, Петрова Елена, ученицы 6 в класса МБОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа №1».Научный руководитель: Андреева Н. Б.
Источники заимствования изображений для презентации неизвестны.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ