«Дом, в котором мы живём» программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению (1-2 класс)
«Дом, в котором мы живём»
программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
(1-2 класс)
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 4
Саратовкина Анжела Владимировна
г.Пятигорск
Пояснительная записка.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Состояние нашего общества, открытость его информационного пространства, ограниченность воспитательного потенциала семьи диктует необходимость в возрождении основ духовно-нравственного воспитания в свете происходящих изменений современного общества.
Программа «Дом, в котором я живу» является авторской образовательной программой духовно-нравственной направленности. Изучение семейных ценностей и традиций, преемственности поколений, воспитание любви к родному городу, краю и своей стране, ответственности за свое отношение к природе, окружающей среде отражают актуальность данной программы.
Особенностью данного курса является возможность реализации познавательных интересов обучающихся в разных образовательных областях, с которыми она неразрывно связана: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка.
Цель программы: создание среды, способствующей саморазвитию и самореализации духовно-нравственной, творческой личности.
Задачи:
- помочь учащимся познавать былое и современность из окружающей жизни;
- формировать начальные знания по истории родного края, города;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющих Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
- формировать экологическое сознание младших школьников.
Особенности программы
Программа представляет собой индивидуальный образовательный маршрут освоения ребёнком духовно-нравственных ценностей. Курс рассчитан на 2 года обучения. В программе органично сочетаются разные виды деятельности: исследовательская, интеллектуальная, поисковая, проектная. Структура программы циклична. Каждый учебный год включает четыре одинаковых по названию раздела, дополненных на каждом витке новым содержанием. Программа состоит из взаимопроникающих модулей теоретического, исторического и практического характера. Ключ к созданию успеха, способствующий максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии внутренних духовно-нравственных установок, а не навязывании «готового ответа».
Программа состоит из следующих модулей:
Модуль А – «Моя семья»
Модуль Б - «Пятигорск – моя малая Родина»
Модуль В – «Юные экологи Пятигорска»
Модуль Г – « Литературная гостиная Пятигорска»
Программа рассчитана на 67 часов, 1 час в неделю. Количество учащихся составляет 20 – 25 человек. Изучение программного материала начинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне. При этом используются разнообразные формы обучения: ведутся наблюдения, выполняются практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания; проводятся дидактические ролевые игры, учебные диалоги, постановка сценок, спектаклей, чтение стихов, сказок. При проведении практических занятий важны экскурсии, учебные прогулки, встречи с ветеранами, людьми различных профессий. Занятия могут проходить в классе, на улице, в музее, на предприятии, где работают родители, в учреждениях дополнительного образования. В качестве дидактического материала могут использоваться наборы плакатов с символикой края, города, школы; портреты почётных жителей Пятигорска; физические и географические карты города; книги писателей и поэтов Ставрополья. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета. Учебный курс разделен на теоретическую и практическую части.
Планируемые результаты.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса; - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - эмоционально – ценностное отношения к истории и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными историческими материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы; -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
Познавательные - отличать новое от уже известного; - формулировать познавательную цель; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
Младшие школьники получат возможность научиться
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
Коммуникативные
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Оценка планируемых результатов освоения программы
Результаты усвоения программы можно проверить, используя проведение выставок, соревнований, конкурсов, викторин, КВНов; при проведении мониторинга.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№
Наименование раздела и тем
Общее кол-во часов
Теоретический
Практический
Модуль А « Моя семья»
1.
7 « я». Вводная часть
1
1
2.
Семейный очаг
1
1
3.
Имена твоей семьи
1
1
4.
История происхождения твоей фамилии
1
1
5.
Друзья моей семьи
1
1
6.
Мои истоки
1
1
7.
Проект « Я рисую свою семью»
1
1
8.
Хобби моей семьи
1
1
9.
Праздник «Моя школьная семья»
1
1
Модуль Б « Пятигорск - моя малая Родина»
10.
5 гор ( история города)
1
1
11.
Экскурсия по городу
1
1
12.
Мифы и легенды Северного Кавказа
1
1
13.
Викторина ( мифы и легенды)
1
1
14.
Парки и скверы города
( экскурсия)
1
1
15.
День города. Выставка художественных работ
2
2
16.
Памятники моего города
2
1
1
Модуль В «Юные экологи Пятигорска»
17.
Экология – это……
1
1
18.
Зеленый пояс Пятигорска. Лесные массивы
1
1
19.
Растительный мир Пятигорска
Экскурсия к домику лесника.
1
1
20.
Экскурсия в Перкальский питомник
1
1
21.
Экскурсия в музей насекомых
1
1
22.
В лесу ты в гостях. Почему нам нужен чистый лес?
1
1
23
Живительные источники Пятигорья.
2
1
1
Модуль Г « Литературная гостиная Пятигорска»
24
Любимые детские книги моей семьи.
2
1
1
25
Лермонтовские места
1
1
26
Экскурсия в музей Домик Лермонтова
1
1
27
Стихи С. Михалкова
1
1
28
Встреча с детскими поэтами Пятигорска
1
1
29
Мифы и легенды Северного Кавказа. Театрализованное представление
1
1
Итого:
33
15
18
2 класс
№
Наименование раздела и тем
Общее кол-во часов
Теоретический
Практический
Модуль А « Моя семья»
1.
Семейные праздники
1
1
2.
Семейные реликвии
1
1
3.
Братья наши меньшие
1
1
4.
Выставка домашних животных
1
1
5.
Просмотр фильма (с обсуждением)
1
1
6.
Правила личной гигиены
1
1
7.
Нужен ли режим дня?
1
1
8.
Игра «Мой дом» Взаимоотношения родителей и детей
1
1
9.
Защитники отечества в моей семье
1
1
Модуль Б « Пятигорск - моя малая Родина»
1.
Шумят целебные ключи
1
1
2.
«Сокровища» горы Машук
1
1
3.
Уникальная канатная дорога
1
1
4.
Кузница здоровья (санатории города Пятигорска)
1
1
5.
Многонациональный Пятигорск
1
1
6.
Пятигорск сегодня
1
1
7.
Мы выпускаем газету «Мой Пятигорск»
2
2
8.
Город шагает в будущее
2
1
1
Модуль В «Юные экологи Пятигорска»
1.
Им угрожает уничтожение
1
1
2.
Экологические связи
1
1
3.
Коллективная игра «Умею видеть экологические проблемы»
1
1
4.
Праздник «День птиц», изготовление кормушек
1
1
5.
Движение – это наше лекарство.
Прогулка по терренкуру.
1
1
6.
Практическое занятие «Уборка школьного двора»
1
1
7.
Операция «Росток» (посадка цветов, саженцев)
1
1
Модуль Г « Литературная гостиная Пятигорска»
1.
Музыкальный час. Посещение филармонии (композитор А. А. Алябьев)
1
1
2.
Экскурсия в дом Верзилиных – литературный отдел музея.
1
1
3.
Встреча с исследователями жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
1
1
4.
Пушкин
1
1
5.
Современные детские поэты Пятигорска
1
1
6.
Подготовка к фестивалю «Театральная весна»
3
3
Содержание программы
Модуль А « Моя семья»
Вводная часть, знакомство с понятием « семья», «семейный очаг». История происхождения имен и фамилий. Круг общения ребенка. От кого пошел род. Занятия проводятся в виде бесед, учебных диалогов.
Практические занятия: рисунки по теме « Моя семья»; фестиваль интересных дел « Хобби моей семьи»; праздник « Моя семья» с использованием игр, песен, викторин.
Модуль Б «Пятигорск – моя малая Родина»
Знакомство с историей города. Первые поселения на горе Горячей. Водяное общество. Мифы и легенды Кавказа. Эльбрус и Машука. Нарды. Проведение викторины по результатам изучения мифов и легенд. Знакомство с парками и скверами города во время проведения экскурсии. Парк Цветник. Парк им. С. Кирова. Сквер М. Лермонтова. Посещение мероприятий , посвященных Дню города: выставка цветов, художественная выставка, карнавал цветов. Экскурсия к памятникам Л. Толстому, А.Пушкину, М.Лермонтову.
Модуль В « Юные экологи Пятигорска»
Понятие экологии. Лесные массивы города: хвойные и лиственные. Экскурсия к домику лесника. Исчезающие виды растений, Красная книга КМВ. Экскурсия в Перкальский питомник. Посещения музея насекомых. Правила поведения в лесу. Необходимость бережного отношения к природе. Целебные воды Пятигорска.
Модуль Г « Литературная гостиная Пятигорья»
Чтение детских книг. История возникновения детской литературы. Детские книги, любимые и родителями и их детьми. Грот Дианы, Провал, сквер М.Ю. Лермонтова, место дуэли М.Лермонтова. Экскурсия в домик-музей М.Ю. Лермонтова. Чтение и инсценировка стихов С. Михалкова. Поэт- почетный гражданин города. Творческая встреча с детскими поэтами Е. Крыловой, Л. Кизик. Проведение инсценировок по мифам и легендам Северного Кавказа.
Литература для учителей:
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества - М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007
Горбаневский М.В. В мире имен и названий – М.Знание, 2008
Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия.-Смоленск: Русич, 2001
Иллюстрированный альманах « Пятигорск», издание
С. Михалков Стихи
Е. Крылова Стихи
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ