Интеллектуально-познавательная игра для 3-4 классов «Моя Земля – Югория!»
Интеллектуально-познавательная игра для 3-4 классов «Моя Земля – Югория!»
Цель:
- Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе; 
- Воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности; 
- Формирование личной ответственности за сохранность природных богатств 
югорского края.
Задача:
- Дать знания о природных богатствах края, многообразие природы и животного 
мира Югры;
- Развивать наблюдательность, общий кругозор школьников, экологическую 
культуру;
- Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине; 
- Развивать коммуникативные умения в ходе досуговой деятельности; 
- Изучить уровень интеллектуально-познавательной мотивации учащихся. 
Оформление:
- Книжная выставка «Югра. Югория. Югорск» 
- Выставка рисунков учащихся 3-4 кл «Земля и люди югорского края » 
Оборудование:
- Карта ХМАО; 
- Плакаты с изображением герба, флага ХМАО; 
- Карточки с заданиями. 
Участники мероприятия:
- ВЕДУЩИЙ 1 
- ВЕДУЩИЙ 2 
- Ученики 3 кл. 
- Жюри (победители школьной олимпиады по биологии) 
 
- ВЕДУЩИЙ. 
«Случилось это давно, в сказочное время. Птица-легенда поспорила с вещим вороном, он летал на белоснежных крыльях и был белее снега. Поспорил о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли они под облака – и в путь. Молча и упорно летел ворон, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочем ей ни белый ветер, ни черная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти ворон, тяжело опустил свои крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла. И потому до сих пор по тайге летают сказки, по тайге легенды бродят.
- ВЕДУЩИЙ. 
А «откуда есть, пошла Угорская земля?». Первое упоминание о северных народах встречается в летописи «Повести временных лет».
« Нашли мы диво- дивное, чудо- чудное, о котором не слыхивали раньше: есть горы. Высота у них до неба и в горах тех стоит клик великий и говор, но не понять языка этих людей, то показывают они на железо и машут руками, прося железа: а если кто даст им, они взамен дают меха серебристые. До них идти очень трудно: снега да леса кругом, не всегда дойти до этих людей».
« Здесь Ермака развеяли ветра…
И край зовется издревле Югра…
Простор и воля! Есть чему дивиться:
Что не сосна в округе, то царица!
И заслонил нас Север целый свет
Вонзился в сердце, просочился в кровь…»
- ВЕДУЩИЙ. 
Человек – это часть живой природы. А в природе все взаимосвязано. Для людей окружающая их природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода, пища. Их дает природа. Она радует, восхищает нас своей красотой и охраняет наше здоровье. Любовь к природе, забота о ней делают людей добрее. Природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. В ней множество загадок – только разгадывай!
- ВЕДУЩИЙ. 
« Югорский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены».
Тема сегодняшней интеллектуально-познавательной игры « Моя земля - Югория», посвящена празднованию дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа.
Наш край – Ханты-Мансийский автономный округ – часть России.
Коренным населением, исконно проживавшим на этой территории, являются малочисленные народы Севера: ханты, манси и ненцы.
Ханты-Мансийский автономный округ – северный регион России. Большая часть года здесь приходится на зиму: морозную, снежную, метельную. Дни стоят короткие, сумрачные, и наконец приходит непродолжительное лето, когда плодоносит кедр, созревает клюква, брусника, черемуха, морошка, черника.
Край рек, озер и болот, устремляясь к Северно-Ледовитому океану, пересекают Обь и Иртыш – две великие реки Сибири, где нерестится деликатесная рыба: осетр, нельма, муксун, сосьвинская сельдь, и где дают потомство разнообразные птицы и звери.
Густые хвойные леса, покрывающие территорию,- своеобразные легкие Земли, питающие кислородом всю планету.
На крайнем западе высятся снежные вершины гор Северного и Приполярного Урала. Почти вся таблица Менделеева содержится в недрах этого района. Северная часть округа расположена в зоне вечной мерзлоты.
Ханты-Мансийский автономный округ имеет собственную территорию, Устав, герб, флаг.
- ВЕДУЩИЙ. 
Югра, Югра, Югория,
Родимый сердцу край!
Тебя, моя Югория,
Люблю я, так и знай!
Сейчас мы с вами проведем несколько конкурсов, чтобы проверить, насколько вы знаете наш край, природу, животных, насколько вы находчивы и сообразительны.
Для участия в викторине участники делятся на 2 команды и выбирается капитан. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. Отвечая правильно на вопрос, вы получите 1 балл. Отвечает на вопрос капитан или члены команды, подняв руку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Разрешите познакомить с жюри: членами жюри являются победители школьной олимпиады среди 5-9кл по биологии…
Вопросы:
- Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами. (Черника.) 
- Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег с головой? ( Тетерев, рябчик) 
- Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять ее в чай? 
- (Малиной.) 
- Как называется дикая роза с ярко-красными ягодами-плодами? (Шиповник.) 
- Какая ягода снега не боится? (Клюква.) 
- Какую лесную ягоду любит медведь-сладкоежка? (Малину.) 
- Как называются оранжевые ягоды, похожие на малину, поспевающие в 
августе? (Морошка.)
- Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) 
- Какое дерево имеет признаки и хвойного, и лиственного? (лиственница) 
- Какие дрова самые жаркие? (березовые) 
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины,) 
- Какое дерево дает по весне сладкий сок? (Береза.) 
- Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях?(Белка) 
- След, какого хищного зверя похож на человечий? (Медведь) 
- У какой дикой кошки, кисточки на ушах? (Рысь) 
- Длинный хвостище, а сама хитра (Лиса) 
- Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк, бросить – жалко, съесть – сыро. Что 
нашел мужик? (Груздь)
- Какие грибы на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу? (Опята) 
- Какие грибы меж зелени зеленеют? Имя хитрое им всем: хоть и не кусается, 
но страшно называются. (Лисички)
- Его увидишь за версту среди пней осиновых, в красной шапочке растет, 
зовется (подосиновик).
- На лесной поляне красуется Татьяна, алый сарафан, белые крапинки. ( 
Мухомор)
- Кто зимой, забыв тревоги, крепко спит в своей берлоге? (Медведь) 
- Какие грибы растут на белых ножках вдоль лесных дорожек, в издали 
заметных шляпках разноцветных? (сыроежки)
- Назовите цветок-гадалку. (Ромашка.) 
- Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха.) 
- Какой цветок называют дикой рябинкой? (Пижму.) 
- Чуток, строен и высок, гордо голову несет, от рогов густая тень, вот 
красивый зверь. (Олень)
- Что же это за девица: не швея. Не мастерица, ничего сама не шьет, а в 
иголках круглый год? ( Ель, сосна)
- Что за зверь зимой холодной, ходит в чаще злой, голодный? (Волк) 
(Жюри подводит итоги)
2 ВЕДУЩИЙ. Народные приметы и пословицы дошли до нас, передаваясь из ус в уста, из поколения в поколение. Оказывается, пользуясь старинными приметами и пословицами, можно узнать много другой полезной и любопытной информации.
1. ВЕДУЩИЙ. Каждой команде раздаются листочки с народными приметами, но каждая примета разделена на 2 части. Задание: Правильно собрать народную примету. За правильный ответ 1 балл.
- Грибов ищут – по лесу рыщут. 
- Весна красна цветами, осень – грибами. 
- Мошки лезут в лицо – жди дождя. 
- Зима без снега – лето без хлеба. 
- Кто любит земле кланяться – без награды не останется. 
- Длинные сосульки – к долгой весне. (Жюри подводит итоги) 
2 ВЕДУЩИЙ. В следующей игре принимают участие капитаны команд. Игра «Рыбы». Капитаны команд по очереди называют названия рыб находящихся в наших реках. Победителем становится тот, кто назовет больше названий рыб. И команде победившего добавляется 5 баллов, команде проигравших 3 балла. (Жюри подводит итоги)
1 ВЕДУЩИЙ. Да! Мы любим и знаем свой край. Кто из нас не любит собирать грибы? Маринованные грибочки, суп с грибами, грибы, жаренные со сметаной.. Ребята, а вы сможете отличить съедобный гриб от ядовитого?
Игра «Съедобные и несъедобные грибы»
Мы сейчас увидим на карточке изображение гриба, если это будет съедобный гриб, то вы ребята должны хлопать в ладоши, если будет иллюстрация несъедобного гриба, то вы все дружно топаете ногами
- ВЕДУЩИЙ. 
Красногрудый, Чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Комментарий: Рекордсмены югорского неба:
- Самая высокая птица Югры – белый журавль (стерх) высотой до 120 см. 
- Дольше всех из наших птиц живет сокол (160-170 лет) 
- Лучше всех плавает и ныряет чомга. 
- Самые большие крылья у беркута (размах до 2х метров) 
- Птички – крошки: королек ( размером со стрекозу), овсянка и пеночка. 
Задание: «Ребус» каждой команде раздается лист с ребусом, где вы должны разгадать ребусы и узнаете названия певчих птиц нашего края. На задание - 5 минут. (Жюри подводит итоги)
1 ВЕДУЩИЙ. Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, лекарственные растения используют в медицине; из шкур зверей шьют одежду. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Оказывается, лес столько много дает человеку, поэтому надо беречь лес и его жителей.
2 ВЕДУЩИЙ.(Представление Красной книги) Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета?(Высказывания детей) Ребята, назовите названия растений и животных нашего края, занесенных в Красную книгу?(Высказывания детей)Некоторых птиц и животных осталось очень мало, их занесли в Красную книгу. А поэтому:
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
1.ВЕДУЩИЙ.
Планета Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нем.
Трудись и процветай, Югорская земля!
И отдавай стране свои богатства.
Я здесь живу, здесь Родина моя!
Здесь на яву союз труда и братства.
Ребята, какие вы сегодня молодцы, как много знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем нашей игры.
Слово жюри.(подведение итогов и награждение победителей)
1.ВЕДУЩИЙ. Желаем вам дальнейших творческих успехов, вдохновения, осуществления мечты, достижения самых высоких целей!
2. ВЕДУЩИЙ. И в заключение этого мероприятия хочется сказать:
«Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации»
 
 
 
 
 
 
Список литературы
 
 
- Альманах писателей Югры «Эринтур».- Ханты-мансийск.: Пакрус, 2005. 
- Интегрированный курс краеведения « Мы-дети природы»: книга для учителя начальных классов / Авт.-сост.: Т.К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева.- Ханты-Мансийск.: ГУИПП Полиграфист, 2003. 
- Очерки истории Югры \отв.ред. Д.А. Редин, Н.Б. Патрикеев.- Екатеринбург.: Волот, 2000. 
- Священный сказ о сотворении земли: Мансыйские мифы.- Ленинград-Ханты-мансийск: Стерх-Белый журавль, 1991. 
- Сияй, Югорская звезда! – М.: Звонница-МГ, 1999. 
- Соколова З.П. Путешествие в Югру.- М.: Мысль, 1982. 
- Современная литература Югры: хрестоматия для учащихся 9-11 классов / сост. А.Н. Семенов.- Екатеринбург.: ООО Баско, 2008. 
- Югра. Энциклопедия Ханты-Мансийского округа.- Ханты-Мансийск, 2000. 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ