Исследовательская работа "О чем поет самовар"
Окружающий мир
Районный конкурс юных исследователей
О чём поёт самовар
Авторы:
Гордевич Георгий,
Платонова Анастасия
МБОУ СОШ №1
4 «А» класс
Руководители:
Карпычева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1;
Куприянова Нина Павловна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Кемский ДДТ
2014
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………...3
2.Основная часть………………………………………………….5
2.1. Лексическое значение слова………………………………..5
2.2. История возникновения самовара………………………..…5
2.3. Какие бывают самовары……………………………………..9
2.4. Строение самовара…………………………………………..9
2.5. Как наш народ относится к самоварам …………………11
2.6. Эксперимент…………………………………………………13
2.7. Самовар является важной частью чаепития………………13
3. Заключение…………………………………………………….14
4. Список литературы……………………………………………15
5. Приложение……………………………………………………16
1. Введение
С давних пор посиделки у самовара являлись неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение в хозяйстве забыто. Но сегодня самовар и посиделки вновь становятся символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.
Мы с ребятами часто собираемся в классе на разные мероприятия, а потом пьём чай из электрического самовара со сладостями и пирогами.
Нам стало интересно, откуда появился самовар? Мы провели опрос. Знают ли современные дети, что такое самовар, где его видели, существует ли традиция пить чай в кругу семьи. И узнали, что из 50 детей все представляют самовар как большой чайник. Видели его на картинках, в школе, у бабушки. А вот пили чай из электрического самовара - 28 человек, 9 - пили из угольного. Традиция пить чай в семейном кругу есть у 15 человек1. Выяснили, что не все современные дети представляют угольный самовар.
Поэтому решили узнать об истории русского самовара. Объектом исследования стал самовар.
Мы предположили, что самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в доме. Тема исследования: «О чём поёт самовар». Цель исследования: изучение истории русского самовара.
Задачи исследования:
Провести опрос среди школьников, узнать, как выглядит самовар и о чем он может петь?
Найти, изучить и систематизировать информацию о самоварах из различных источников (сети Интернета, книги, словари, энциклопедии) и узнать лексическое значение слова.
Посетить музей «Поморье», выяснить какие самовары хранятся и когда они появились.
Изучить строение самовара.
Побеседовать с жителями города Кеми и узнать.
Поставить самовар.
Выполнить творческие работы.
Методы исследования:
Изучить литературу по данной теме.
Посмотреть Интернет-ресурсы.
Провести опрос, беседу, интервью.
Наблюдение.
Эксперимент.
Выполнить творческие работы.
Анализ полученных сведений.
Время проведения исследования: октябрь - ноябрь 2012 - 2013 года.
Практическая значимость – данный материал расширяет кругозор, может быть использован как дополнительный материал на уроках окружающего мира и классных часах.
Данная работа представлялась в 1 «Б», 2 «А», «В» классах МБОУ СОШ №1г. Кеми, на собрании перед родителями и одноклассниками 4 «А» класса, на 13 Межрегиональной школьной научно-практической эколого-краеведческой конференции в поселке Пяозерский Лоухского района 14 декабря 2013 года,
на школьном туре исследовательских работ «Я - исследователь».
2. Основная часть
2.1. Лексическое значение слова
Сбор информации о самоваре мы начали в школьной библиотеке. И узнали лексическое значение слова: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри" - такое определение мы встретили в Толковом словаре Русского языка В.И. Даля2. «Самовар» – сам варит, разобрали мы слово по составу. Значит предназначение самовара - нагревать воду. Самовар для русского человека являлся своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Самовар был необходим в каждом в доме.
2.2. История возникновения самовара
Потом мы дополнили свои знания через Интернет. Оказалось, самовар был придуман не в России. Похожий прибор был в Древнем Египте: в железную банку, наполненную водой, бросали большой раскаленный камень, поэтому вода закипала. Даже в Китае есть прибор, похожий на самовар, который имеет трубу. [6, 10, 11]
В России самовар появился во времена Петра Первого. Царь привез самовар из Голландии. В это время начинается работа на заводах, на которых плавят медь. В начале 18 века там начинают делать чайники с ручкой. Позднее на этих заводах начали делать казаны с трубами. Эти казаны назывались сбитенниками. Они и дали начало русскому самовару. [11]
Как считают большинство исследователей, «два с половиной века назад в городе Туле началось промышленное производство этого уникального изделия. За исходную дату – 1746 год – взято упоминание о самоваре, найденное в описи имущества Онежского монастыря. Кроме Тулы родиной самовара называют и три уральских завода – Суксунский, принадлежавший Демидовым. Троицкий завод, которым владели Турчаниновы, и Иргинский, его хозяевами были некие Осокины» [3].
Но есть сведения о появлении первого самоварного заведения. Так, в одном из источников рассказывается о нем. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, «который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди»[3]. Так в России создавалась первая фабрика по изготовлению самоваров и славилась их разнообразием.
В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году — Ф. М. Попова, в 1796-м — Михаила Медведева.
В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году — Андрея Курашева, в 1815 году — Егора Черникова, в 1820 году — Степана Киселева.
Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля за пуд, из красной меди — 90 рублей за пуд. В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына — 320 штук, братьев Черниковых — 600 штук, Курашева — 200 штук, мещанина Маликова — 105 штук, оружейников Минаева — 128 штук и Чигинского — 318 штук.
Таким образом, «самовар как предмет быта был достаточно востребован в среде купеческой, мещанской» [3]. Однако поначалу самовар был доступен лишь зажиточным, богатым семьям, так как стоил недешево. И лишь с середины XIX века им стали пользоваться и деревенские жители.
Производство самоваров продолжается и после Великой Октябрьской социалистической революции. В советское время «функционировали две крупные государственные фабрики: самоварная фабрика им. В. И. Ленина в г. Туле и самоварная фабрика Патронного завода» [3]. Пришедшим к власти большевикам, самовар пришелся по душе, поэтому как предмет быта и искусства он продолжал существовать.
Чтобы больше узнать о самоваре, мы пошли в музей «Поморье». Из беседы с Ириной Ильиничной Устин мы узнали, что самовары, которые здесь хранятся, переданы безвозмездно жителями нашего района. Коллекция самоваров состоит из 6 предметов и стала собираться в музее с 1978 года.
Сонников Геннадий Степанович рассказал нам, что гордостью этой коллекции является самый большой никелированный угольный самовар конца 19 века, изготовленный в городе Туле на фабрике Баташева Василия Степановича. Самовар передал в музей в 1991 году коллектив восстановительного поезда, работавший на железной дороге в городе Кеми. Самовар имеет форму «Банки». На нем мы обнаружили оттиск Герба в виде двуглавого орла, надпись-клеймо «Товарищество Паровой Самоварной Фабрики Наследниковъ Василія Степановича Баташева въ г. Туле» и насчитали 8 медалей:
- бронза 1870 г.- Всероссийская мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге
- золото 1885 г. - Всемирная выставка
- бронза 1873 г. - Всемирная художественная выставка в Вене
- золото 1883 г. - Всемирная выставка в Амстердаме
- серебро 1883 г.
- серебро 1879 г.
- золото 1883 г.
«Обычно на самоваре сохраняется клеймо с указанием места изготовления, а дата определяется примерно. Наличие медали указывает на то, что заслужила её фабрика, изготовившая и получившая право переносить оттиск медали на любое изделие как свой знак», – рассказал нам Геннадий Степанович.
Из интернет - источников3 мы узнали, что самая знаменитая самоварная фабрика принадлежала братьям Василию и Александру Степановичам Баташевым, а затем наследникам В.С.Баташева. Фабрика открылась в 1840г., в 1870-х годах стала первой паровой (впервые на самоварной фабрике установили паровой двигатель в 7 лошадиных сил). В 1896г. на всероссийской выставке фабрика Василия Баташева была отмечена высочайшей наградой для русского промышленника – правом ставить на изделия Большой Государственный герб. Если ранее Большой герб давали только по особому царскому указу, то с 1896г. по новому закону «о товарных знаках» изображение Государственного герба стало почетным знаком, которым награждали победителей Всероссийских выставок.
Второй самовар имеет форму «Репки» и принадлежит Товариществу торгового дома братьев Шемариных в Туле. Его передала в музей Васильева Александра Александровна. Самовары фабрики Шемариных отличаются красотой и качеством. Братья приняли участие где-то в 20 выставках и получили медали. На самоваре мы обнаружили 4 медали.
Третий самовар и изготовлен на Патронном заводе в Туле и имеет форму «Банки». Его передала Артемьева. На самоваре мы разглядели надписи «Пролетарий всех стран соединяйтесь». Очень трудно было читать, так как запись мелкая и сильно затерта. Также разглядели герб Тульского патронного завода.
Четвертый самовар изготовлен на фабрике Григория Ивановича Тулякова. Мастер создавал интересные и необычные, простые и роскошные модели. Отменное качество, доступная цена и привлекательный вид самоваров принесли успех и медали украшали изделия. На этом самоваре мы разглядели 6 медалей: 1896 г.; 1891 г. - за сельскохозяйственное производство; 1905 г.; 1907 г.; 1910 г.; 1903 г. – за труд и успехи.
Пятый самовар изготовлен на фабрике Воронцова и передали его в музей ученики Авнепорожской школы. Больше всего наше внимание привлекли ручки на самоваре. Мы предположили, что они изготовлены из кости, значит, его цена должна быть дороже. Из источников узнали, что цена изделий фабрики братьев Воронцовых в Туле в конце XIX в. была на самовар «ваза латунный» - 9 рублей 75 копеек; самовар никелированный - 10 рублей 25 копеек. Самовары Воронцова уникальны, насчитывают 50 различных фасонов. Они участвовали в выставках и практически побеждали в каждой.
Шестой самовар имеет форму «Репки» и тоже принадлежит фабрике Воронцова. Он был обнаружен в пункте приема металла на 4 км Сонниковым Геннадием Степановичем и обменен на вес самовара, так как забрать самовар ему не разрешили.
2.3. Какие бывают самовары
Сотрудники музея нам рассказали, что самовары раньше изготовляли самых разных форм и отделок. Самовары банкой, дулей, рюмкой, вазой, репкой и другие приобретали самые диковинные формы.
Материалом для самоваров служили различные сплавы мед, латуни, мельхиора. Дорогие изделия серебрили. Самовары делали не только из металла, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя. [6].
2.4. Строение самовара4
Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково. Самая важная часть самовара, часто имеющая красивую форму – тулово (корпус), куда вливается вода для кипячения. В центре самовара, внутри, специальная полость для топлива - кувшин или труба-жаровня.
В нижней части кувшина есть решетка, на которую кладется топливо. Тулово соединяется с нижней частью – поддоном, основанием самовара, к которому крепятся ножки. Этот переход от корпуса к поддону называется шейка; в верхней части шейки находятся поддувалова– отверстия, декоративно оформленные, через которые проходит воздух, необходимый для поддержания процесса горения в жаровне. В месте соединения шейки и поддона, изнутри, находится донышко. Здесь скапливаются продукты горения древесного топлива: зола, угольки. Донышко не закрепляется наглухо. Его можно открыть и удалить золу и пепел.
Сбоку на корпусе находятся ручки – парные, изогнутые металлические пластины с деревянным валиком между ними. Деревянные валики –шишки-хватки, надетые на специальные стержни – подшипники, для удобства переноса самовара из одного места в другое и предохраняют руки от опасности обжечься.
Впереди на корпусе расположен кран, который состоит из ключа и ветки крана – изогнутой пластины, соединенной с ключом для удобства поворачивания. Через кран кипяток разливается из самовара по чашкам. Через кран кипяток разливается из самовара по чашкам. Кран присоединен к корпусу репейком — специальным утолщением вокруг крана для более надежного соединения.
На верхнюю часть корпуса самовара надевается круг — литое кольцо, которое служит опорой для крышки. Крышка закрывает самоварный корпус и не дает воде выкипать. В центре крышки — отверстие, равное по диаметру трубе-жаровне, крышка нанизывается на жаровню. Также в крышке часто пробиваются небольшие круглые отверстия с откидной крышечкой, это паровички (отдушники): когда самовар закипает, через паровички выпускается пар.
На крышку одевается конфорка — подставка для заварочного чайника, который часто ставится сверху самовара для прогревания и высушивания, а также для того, чтобы чай лучше «настоялся». Конфорка также маскирует ту часть жаровни, которая возвышается над крышкой.
На самом верху находится небольшая крышка-колпачок. Это заглушка, она закрывает верхнее отверстие жаровни и останавливает процесс горения в самоваре, так как препятствует постоянному току воздуха по трубе-жаровне. Для работы самовара заглушку обязательно снимают.
На колпачке — заглушке и крышке есть ручки, круглые деревянные шишки, крепятся они с помощью маленьких полых цилиндров, надетых на винт, —подшишек. Деревянные шишки предохраняют руки от соприкосновения с горячим металлом, так как именно к этим деталям самовара — крышке, заглушке, как и к боковым ручкам — прикасается хозяйка в процессе работы самовара. Подшишки закрепляются специальными гайками конической формы — малинками.
Эта конструкция обязательна для любого вида самовара. Меняются размеры, объем, форма корпуса и других деталей, но все они необходимы для работы жарового самовара. [Приложение 2]
Сейчас выпускается огромное количество электрических самоваров и вместо трубы с углем внутри у них встроена спираль. Самовар включают в розетку, спираль нагревается и вода закипает. Но на современных самоварах не найти клеймен и гербов, которые ставили производители на свои изделия. Чем больше медалей было на самоваре, тем ценнее он был.
История самовара продолжается и в наши дни. В наше время самовары выпускаются на целом ряде предприятий, в том числе в таких традиционных центрах, как Тула и Суксун (Урал). Наряду с жаровыми выпускается огромное количество электрических самоваров. Эти предметы быта популярны не только в нашей стране, но и за рубежом. Именно эта популярность породила такой вид продукции, как самовары – сувениры. К сожалению, самовар сегодня вытеснен из обихода современных людей электрическими чайниками, термосами.
2.5. Как наш народ относится к самоварам
Из бесед5 с местными жителями мы узнали, что у многих в семьях хранятся самовары. И каждый из них дорог по-своему. Для этого провели интервью с Гусаровой Ниной Андреевной, которая рассказала нам, что самовар появился у нее 30 лет назад, а получила она его за участие в лыжных соревнованиях. Он металлический, но хоть и сувенирный, а выглядит как настоящий. Нина Андреевна была рада такому призу. Он пробуждает у нее хорошие воспоминания.
А в семье Гордевич самовар путешествовал вместе с прапрабабушкой и прапрадедушкой, которые приехали в Кемь в 1929 году из Архангельской области. Он был медный, но во время войны его пришлось обменять на продукты. Уже после окончания войны в доме вновь появился новый самовар. Он стоял во главе стола, сверкая своими блестящими круглыми боками. И вся большая семья собиралась за столом попить чай с пирогами, рассказывая о том, как прошел у каждого день. Самовар для семьи Гордевич имел большое значение, но кипятить его стали только по праздникам, когда приходили гости. А сейчас и вовсе им не пользуются. Угольный самовар заменили электрическим, а вот воспоминания о самоваре и детстве остались. Для мамы и бабушки самовар является символом единения семейства.
Кокковой Людмиле Николаевне (школьному библиотекарю) – угольный самовар достался по наследству и дорог как память о родных.
Татьяне Валентиновне Бородулиной (учителю школы) самовар подарили. Он электрический. Из самовара она пьёт чай в классе с детьми. Самовар для неё символ единения детей и взрослых.
У бабушки Еверзовой Полины (нашей одноклассницы) есть 2 электрических самовара. А угольный самовар достался Людмиле Александровне по наследству. Бабушка любит пить чай из самовара с пирогами.
У Карпычевой Натальи Викторовны (нашего учителя) есть электрический самовар, тот из которого мы пьём чай вот уже четвёртый год. И угольный самовар, достался ей от бабушки на память.
Мы побывали в Мемориальном музее Калевальских рунопевцев поселке Калевала в доме Марии Андроновны Ремшу, где экскурсовод рассказала нам о быте карельских крестьян и показала предметы кухонной утвари, в том числе самовар и первый чайник.
В ходе бесед с земляками мы выяснили, что самовары – это ценность, память о близких, признак достатка, богатства и единения семьи.
2.6. Эксперимент.
Мы отправились на природу, чтобы поставить самовар и попить чай. Заранее насобирали и высушили шишки, заготовили щепки. Развести самовар с первого раза нам не удалось. Подложив нетугие бумажные жгуты, мы «раскочегарили» самовар, при этом помогали раздувать тлеющие головёшки через поддувало. Самовар медленно закипал, и мы услышали раздающиеся из него звуки. Так мы определили, когда самовар поёт. Мы стали выдвигать версии, о чем же поёт самовар: о чае, о других самоварах, о хороших новостях, о том, что всё в порядке, о единении семьи, о дружбе, о воспоминаниях. Как же приятно попить чаю в кругу друзей!
2.7. Самовар является важной частью чаепития
Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Мы нашли пословицы и поговорки о самоваре6. "Самовар кипит - уходить не велит", "Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое" - эти и многие другие пословицы отражают то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий.
Самовар - это доброе русское гостеприимство. В кругу друзей и родных самовар дарит тепло и сердечный покой.
Самовар и чаепитие популярны и в народном искусстве. Их изображали на картинах, подносах, деревянных и берестяных коробках, прялках. Написано много стихотворений о самоваре и чаепитии в России7.
3. Заключение.
Закончив свое исследование, можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в доме. За самоваром делились новостями, говорили о делах, о планах на следующий день. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства. Самовар – живое существо. Без него невозможно представить традиционное русское чаепитие. Ему всегда отводилась за столом роль молчаливого собеседника. Он стал настоящим «хозяином» застолий. В самоварах всегда ценилась «музыкальность», а петь он начинал перед закипанием. Самовар - это очень удобное экономичное устройство для нагревания воды, но, к сожалению, угольные самовары используются редко. Сегодня чаще всего мы встречаем самовар, как сувенир, как музейный экспонат, как атрибут кухонной утвари в немногих семьях и на народных праздниках и гуляниях.
4. Список литературы
1. Ашурков Н.В. Избранное: История тульского края. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 2003.
2. Волков С. В. Русские самовары в собрании всероссийского музея декоративно – прикладного и народного искусства. // «Музей 6». - М: Советский художник. – 1986.
3. Госберг М. Самоварное производство. – В кн.: По тульскому краю. – Тула. - 1995.
4. Даль В.И. Толковый словарь. - М. - 1956, т. IV.
5. Иванова Е.А. Русские самовары. - Л. – 1971.
6. Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
7. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.
8. Энциклопедия для детей «Просто о простом» Попова А.
10. http://www.tula-samovar.com.ru/
11. http://www.rusamovar.ru/historyhp
Приложение 1
Диаграмма
Приложение 2
Строение самовара
Приложение 3
Интервью с местными жителями.
Из слов Гусаровой Н.А.(бабушка Платоновой А):
«В своей жизни я пила чай из настоящего самовара. У меня был самовар, который грелся на древесном угле. Он стоял на столе, пыхтел, кипел. Наливать чай с «парком» интересно, а пить – одно удовольствие!»
Из слов Гордевич А.В.(мама Гордевич Г.):
«Самовар важно попыхивал, как будто говорил: «Я уже вскипел, пейте чай!».
Из слов Кокковой Л.Н. (школьный библиотекарь).:
«Самовар достался мне по наследству. Он угольный. Растапливали его углем и щепками. Сейчас самовар стоит на чердаке, а пользуемся мы электрическим. Конечно, чай по вкусу отличается. Больше люблю пить чай с конфетой».
Из слов Бородулиной Т.В.(учитель):
«Самовар мне подарили. Он электрический. Из самовара мы пьем чай в классе с детьми после классных мероприятий. Я люблю пить чай с сахаром».
Из слов Еверзовой П. (наша одноклассница):
«У моей бабушки Еверзовой Людмилы Александровны есть 2 электрических самовара. А угольный самовар растапливали углем, а достался он бабушке по наследству. На нем даже есть клеймо. Бабушка очень любит пить чай из самовара с пирогами».
Из слов Карпычевой Н.В. (наша учительница):
«Самовары мне достались от мамы и бабушки на память. Пьем чай на даче и в классе с ребятами.
Приложение 4
Стихотворения о самоваре
Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
(А. Пушкин)
Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит. (Н. Заболоцкий)
Давно на белом свете
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом.
Загадки
В небо дыра,
В землю дыра,
А в середине
Огонь да вода. (Самовар)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Пословицы о самоваре
Выпей чайку – забудешь тоску.
Самовар кипит – уходить не велит.
Чай пить – не дрова рубить.
Чай пьешь – до ста лет проживешь.
За чаем – не скучаем.
От чая пьян не будешь.
Где есть чай – там под елью рай.
1 Приложение 1 «Опрос школьников»
2 Даль В.И. Толковый словарь. - М. - 1956, т. IV.
3 http://www.rusamovar.ru/historyhp
4 Приложение 2 «Строение самовара»
5 Приложение 3 «Интервью с местными жителями»
6 Приложение 4 «Пословицы о самоваре»
7 Приложение 4 «Стихотворения о самоваре»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ