Краеведческая работа в начальных классах как одно из средств патриотического воспитания обучающихся
Краеведческая работа в начальных классах как одно из средств патриотического воспитания обучающихся
Басынина Лариса Николаевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. Именно в начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Следуя пословице «Как лодочку назовешь, так она и поплывет», нужно особое внимание уделять патриотическому воспитанию учащихся начальной школы. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Основными направлениями в системе патриотического воспитания я определяю следующие: духовно – нравственное; историко-краеведческое; гражданско-патриотическое; социально-патриотическое; героико-патриотическое; спортивно-патриотическое.
Одним из ведущих направлений формирования патриотического воспитания обучающихся является краеведческая работа.
Цель краеведческого образования – формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культурному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Цель определяется прежде всего возрастными познавательными возможностями. Пропедевтический курс способствует осознанию важности окружающего его мира, затем интеграция краеведения с другими учебными дисциплинами, то есть использование местного материала как базы для освоения теоретических вопросов. Краеведческий принцип даёт возможность строить обучение « от известного к неизвестному», « от близкого к далёкому».
Одна из задач краеведческой работы - всестороннее изучение местности и накопление материала, другая - использование этого материала в практической деятельности. Эти две задачи теснейшим образом связаны между собой. Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений, дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать полученные знания и навыки в новых учебных и жизненных ситуациях.
Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе эффективно тогда, когда этот материал является источником получения новых знаний, источником расширения кругозора обучающихся; используется систематически, собран и обобщен при непосредственном участии школьников.
Остановлюсь на возможности использования краеведческого материала непосредственно на уроках и во внеклассной работе .С первого класса провожу кружок «Азбука гражданина» по самостоятельно составленной программе. Дети не только знакомятся с правами и обязанностями гражданина, но и расширяют свои знания о родословной, об истории города, улицы, республики и страны. Результатом такой работы является участие моих обучающихся в конкурсах исследовательских и проектных работ, в научно-практических конференциях.
Уроки литературного чтения дополняются результатами начального литературно-краеведческого исследования о жизни и творчестве известных писателей, художников с реальными историческими лицами, жившими и живущими в Бугульме и в Татарстане.
Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление. Например, создание письма рыбакам от лица рыбки форель, которая практически исчезла в Бугульминском районе, помогло детям осознать глубину проблемы. Такой подход помогает формированию нравственного запрета наносить ущерб природе.
В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры можно рассматривать текстовые задачи. Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять математические знания на практике. Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления с новыми знаниями, закрепления, применения знаний и умений, на уроках проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Это могут быть задачи, содержащие исторические сведения, задачи о временах года, о животных или растениях Татарстана, о реках края и другие. Составляя задачи с использованием краеведческого материала, дети много работают с дополнительной литературой: знакомятся с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств. Главное, не останавливаться на достигнутом. Систематически веду данную работу, используя разные области краеведения: история, природа, семья, культура. Числовые данные могут быть взяты из справочников, энциклопедий. Некоторые данные могут быть производными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные подбираю по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и требованиями программы. В процессе работы по использованию на уроках математики задач краеведческого содержания ведём специальные дневники и заносим в них всевозможные числовые данные, ярко иллюстрирующие особенности жизни края, его развитие. Составление задач краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.
Краеведческий материал использую фрагментарно на уроках русского языка и литературного чтения: составление и разбор текстов и предложений, на минутках чистописания. Помимо включения сведений из истории и культуры края, использую чтение небольших отрывков из художественных произведений, маленькие сообщения учащихся, наглядные пособия, отражающие прошлое и настоящее края (пейзажные, портретные, сюжетные), карты и путеводители. Стихотворные тексты использую для орфографических пятиминуток и письма по памяти, объяснения орфограмм, определения рода, числа, падежа существительных и прилагательных, времени, спряжения глаголов. Эти тексты несут смысловую нагрузку: в каждом из них рассказывается о каком-либо объекте Бугульмы или Татарстана, о народных промыслах. Такие тексты легко и быстро запоминаются и способствуют развитию памяти, воспитанию патриотизма и бережного отношения к родной природе.
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, рассчитываю на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися знаний на овладение ими разными способами деятельности, что способствует формированию у обучающихся начальной школы ключевых компетенций. Краеведение как психолого-педагогическая проблема выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство патриотического воспитания и подготовки школьников к жизни.
Использованная литература
Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983.
Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005.
Моя родословная: Пособие для начальной школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001.
Петров В.Н., Гришина Л.А. Зимние (весенние) праздники, игры и забавы для детей. М. – 2001.
Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. М.: ВЛАДОС. – 2004.
Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.:ВЛАДОС. – 2001.
Сейненский А.Е. Родной край. М.: Интерпракс. – 1994.
Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.Часть 5. Инновационные уроки. Учитель. - 2007г.
Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников. Начальная школа. - №7 2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ