Исследовательский проект « Если про кашу не забудешь - здоровым будешь!»

Исследовательский проект « Если про кашу не забудешь- здоровым будешь!»

Задачи:

  • расширение знаний детей о правильном  питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;

  • сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни наших предков, о высококалорийных и полезных продуктах питания;

  • формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьника,

  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.


-Здравствуйте ,уважаемые коллеги!

В течение двух недель ребята собирали и анализировали материал о разновидностях каш. В итоге у нас получился исследовательский проект « Если про кашу не забудешь - здоровым будешь!» слайд 1


Ученик:

Мы заметили, что в наше  время многие дети предпочитают «быструю еду»: едят бутерброды, покупают пиццы, чипсы и совсем забывают про кашу. На завтраке в школе большинство детей отказываются есть кашу.  На слова Надежды Александровны в школьной столовой, что кашу есть полезно, мы удивились .

Ученик:

В связи с этими «почему» мы определили  проблему нашего исследования: нежелание многих детей кушать кашу от незнания их о полезных свойствах каши. А каша - одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. С кашей связано большое количество поговорок и пословиц, так как она являлась незаменимым продуктом на столе наших предков. Слайд 2

Ученик:

Цель нашего исследования: доказать, что каша сытное и полезное блюдо.

  • предположим, что дети не знают о полезных свойствах каши и поэтому не хотят кушать многие разновидности каш. Слайд 3

Мы поставили перед собой  следующие задачи:

  • узнать из разных источников о полезных, целебных свойствах каши;

  • собрать пословицы и поговорки о каше;

  • узнать в каких детских произведениях упоминается каша;

  • составить сборник интересных рецептов каш; Слайд 4



Ученик:

Мы предположили, что

  • если дети будут больше знать про кашу, знать о её пользе, то, возможно, полюбят кашу или хотя бы изменят своё отношение к каше в лучшую сторону; Слайд 5



Ученик:

Мы разделились на 3 группы. Каждая группа готовила выступление об определенном виде каши.

1 группа- гречневая.

2 группа- рисовая.

3 группа- овсяная.



Учитель:-Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…» Слайд 6


Игра:


Сорока-белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла и вот, что взяла:

Парное молоко / ДА/

Куриное яйцо /НЕТ/

Крупа манная /ДА/

Капуста кочанная /НЕТ/

Соленый огурец /НЕТ/

Мясной холодец /НЕТ/

Сахар да соль /ДА/

Белую фасоль /НЕТ/

Масло топленое /ДА/

Рыбка соленная /НЕТ/

Китайский рис /ДА/

Чернослив и изюм /ДА/

Шоколадный лукум /НЕТ/

Перец болгарский /НЕТ/

Соус татарский /НЕТ/

Клубничное варенье /ДА/

Бисквитное печенье /ДА/


Молодцы, ребята, вот такие продукты сочетаются с крупой.


Учитель:

Знаете ли вы, ребята ,без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки, тогда мы назовем с вами все ,что для хорошей каши нужно.

  • Что всегда поверх каши лежит ? (масло)

  • Не едят меня одну, и без меня ничего не едят!   ( соль )

  • Жидкое, а не вода, белое, а не снег.  ( молоко )

  • Я бел, как снег, в чести у всех И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар )  


А вот про какую кашу мы будем говорить сейчас, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест—похвалит.
(гречневая каша) Слайд 7

Выступление родителей и детей, приготовивших гречневую кашу.


Гречневая крупа получается из зерен гречихи в виде ядрицы (цельные зерна без части оболочек) и продела (дробленые зерна без части оболочек). Гречневая крупа содержит много железа , что даёт право использовать ее для лечения и профилактики анемии. В гречке содержатся важнейшие питательные вещества: белки, жиры, углеводы, а также кальций, фосфор, йод, витамины B1 иB2

Гречка является полноценной заменой мяса в питании. 

Гречневую крупу рекомендуют при болезнях печени, атеросклерозе, сахарном диабете и других нарушениях в организме, при повышенном содержании холестерина в крови. Гречка (гречиха) великолепно сочетается со многими продуктами: мясными, рыбными, молочными и кисломолочными, овощами, даже соками, медом и сахаром. Следует иметь ввиду, что в сочетании с молоком усиливаются полезные свойства гречки, а сочетании со сливочным маслом и сахаром значительно повышается калорийность самого блюда. Очень полезно сочетание гречки с кефиром и другими кисломолочными продуктами.





Учитель:

Белые зернышки во рту тают,

О Китае вспоминают. /рисовая/ Слайд 8

Выступление детей, приготовивших рисовую кашу.


Рисовая каша богата на витамины В1, В2, В3 и В6,так же в ней содержится белок и всем нам известный крахмал. Рисовая каша очень полезна людям при нарушении пищеварения. В ней содержится, как и других кашах, клетчатка, и углеводы. Ученые доказали что именно рисовая каша имеет свойство укрепления нервной системы. Сейчас даже существует большое количество разновидностей диет на рисовой крупе. рис выводит ненужные токсины из организма. Существует легенда, что эту кашу ели только боги. И вот один храбрый юноша решил отправиться на небо за зернами риса, но боги не дали юноше зерен риса. Тогда он решил обхитрить их. Он босиком прошелся по зернам, которые сушились на солнце. Несколько зерен застряли между пальцами. Так рис очутился на земле. А еще в легенде говорится, что люди, которые ели его вволю, становились сильными и умными.



Учитель:

Хорошо покушать кашки 
Из-под соломенной рубашки.

Называют ее кашей красоты,

Полюби ее и ты. /овсяная/ Слайд 9


Выступление детей, приготовивших овсяную кашу.


Идеальный способ начать свой день правильно - съесть тарелку овсяной каши. Преимущества овсянки связаны с тем, что она сделана из овса, а овес является хорошим источником растворимых и нерастворимых волокон. 
Растворимая клетчатка замедляет переваривание крахмала. Это может быть полезно для диабетиков, поскольку, замедляя переваривания крахмала, можно избежать резкого повышения уровня сахара в крови, что обычно происходят после еды.
 
Было обнаружено, что те, кто ест много овсянки, менее склонны к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, болезней, которые в настоящее время широко распространены в во всем мире.
 
Химические элементы, содержащиеся в овсе также имеют противораковые свойства и смогут помочь в профилактике этого заболевания.
 
Овес являются хорошим источником многих питательных веществ, включая витамин Е, цинк, селен, медь, железо, марганец и магний, белок.
 
Поскольку овес является богатым источником питательных веществ, польза овсяной каши для детишек просто бесценна, ведь растущий организм нуждается в большом количестве витаминов, минералов и других микроэлементов. Сделайте свои завтраки вкусными и полезными, регулярно употребляя замечательный натуральный продукт – овсяную кашу с орехами и сухофруктами!


-Вы многое узнали а кашах, а сможете ли вы узнать крупы, из которых варят каши?

Вот перед вами набор разных круп. Как они называются? Слайд 10



Учитель:

А сейчас, ребята, я хочу всех пригласить на игру «Доскажи словечко»

1. Отгадай загадку нашу

Не испортишь маслом /кашу/


2. Любимая и желанная

Всем детям каша /манная/


3. Всем детям рост обеспечивает

Полезная каша /гречневая/


4. Не спеша пережевываем

Желтую кашу /пшенную/


5. За обе щеки уписываем

Белую кашу /рисовую/


6. Силу дает и вес

Богатырь /геркулес/


7. Я бегом бегу в столовую

Кашу я люблю /перловую/


8. Завтрак мы заканчиваем

Кашей вкусной /ячневой/


9. Ложки дружно облизали

И спасибо всем /сказали/





Учитель:

-А какие вы узнали пословицы и поговорки о каше? Слайд 11

Гречневая каша — мать наша, хлебец — кормилец.

Горе наше — гречневая каша: есть не хочется, да и покинуть жаль.

Мать наша — гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота.


Кашу маслом не испортишь.
Ешь кашу, да говори нашу.
Мал горшок, да кашу варит.
Хороша кашка, да мала чашка.
Заварил кашу — не жалей масла.


Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

Где каша, там и наши. Где щи да каша, там и место наше.

Густая каша семьи не разгонит. Без каши обед не в обед.

 



-Вы узнали, что каша упоминается в детских произведениях. Давайте вспомним, в каких? Слайд 12

ВЕСЕЛЫЕ КОНКУРСЫ.
«Накорми брата»

-Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.


Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!


Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята

Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!

Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки—
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ овсянки!

-А как называют человека, который готовит кашу? (кашевар) Слайд 13

Выступление кашевара.

Кашевар: Всем известно слово «кашевар». Но не все знают, что моя профессия самая древняя из поварских. Каша - это шедевр кулинарного искусства. В каше для меня нет секретов, сюрпризов. Я знаком со всеми неожиданностями, которые могут преподнести каши. Ведь зерно бывает разного качества - то зрелее, спелее, то зеленее, то суше, то с большим запасом белков, то крахмалистее, то слизистее - и это у одного и того же сорта крупы. Для хорошего кашевара всё это имеет значение, всё это он учитывает, приступая к варке.А в старину были еще рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая. Тогда так называли всякую полугустую-полужидкую еду. Варили каши из овощей. Недаром люди говорили: «Каша - мать наша». Слайд 14,15



Частушки о каше.



1.Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Гречке, манной, овсяной,
Рисовой и овощной.

2. Нам тихонько подпевает
Тот, кто каши обожает
Кто не любит, пусть сидит
Смотрит только и молчит

3. На уроке физкультуры
Боря осрамился
По бревну пройти не смог
На пол он свалился.

4. Почему он слаб так, хил?
В детстве кашу не любил.

5. Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу
Саша кушать не желает
Над тарелкой он рыдает.


6. Ну, зачем же так рыдать?
Должен, Саша, ты понять
В каше есть все витамины
Для того, чтоб сильным стать.


7. На Руси поесть любили
И особо каши чтили
Пшенные, овсяные
Гречневые, манные.


8.Жизнь у нас тяжёлая, 
Нам нужна столовая. 
Повара нужны и каша – 
Вот такая школа наша.


9.Предпочтенье отдаю 
Я молочной каше 
Чтобы с каждым новым днем 
Становиться краше.


-Какие выводы можно сделать?



Наши выводы:
1.Каша была и остаётся главной едой. Это здоровая и полезная пища, дающая человеческому организму много энергии и здоровья.

2. Слово «каша» очень старинное слово. Слово употребляется, как в прямом, так и в переносном значении. 
3. Слово «каша» встречается во многих пословицах и поговорках, что говорит о том, что каша являлась вторым главным блюдом после щей. «Щи, да каша – пища наша».

4. Фразеологизмы – мудрость народная. Фразеологические обороты украшают нашу речь, помогают увидеть жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

5. В названиях литературных произведений встречается слово каша. Во многих сказках главным угощение являлась – каша. На царских пирах подавали кашу, вместо десерта.

Учитель:

- Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Добавьте в ваши тарелки с кашей все, что делает кашу полезной и вкусной.


А сейчас споем песню«Ода каше»

1
Сколько каши можно съесть?
Интересно очень!
Лично я могу её
Кушать днём и ночью!

Припев:
Манную, овсяную,
 
Гречневую кашу
Я любую съесть готов -
 
И свою, и вашу!

2
На столе красиво всё - 
Вазочки, салфеточки. 
Но не в этом даже дело - 
Каша на тарелочке!

Припев.

3
Положу клубнику в кашу - 
Витамины это. 
Вырасту большой, как папа, 
Лучше папы нету!



Награждение (дети получают деревянные ложки)

-Ребята собрали очень много информации. Теперь мы ее оформим в стенгазету. А также планируем провести социологический опрос среди сверстников и взять интервью об отношении к каше у учителей.

-А сейчас просим гостей к нашему столу отведать кашу.



Список используемой литературы.
1. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М.: Школа- Пресс, 1994. – 320с.

2. В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 431с.

3.Балинская И.     Поваренок. Забавная кулинария: Книга для детей.. М, 1995.—с. 46-53.

4.Ковалев В,М, Могильный Н,П, Русская кухня: Традиции и обычаи.- М., 1990.-с. 106- 109.

5.Моя первая книга по кулинарии.—М. 1995.-с. 146-150.

6.М,М,Безруких, Т,А,Филиппова, А,Г, Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. «НЕСТЛЕ» «ОЛМА -  ПРЕСС»   М, 2006 с. 20-24. «Читаем, учимся, играем» № 7 ; 2005 г. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ