Классный час «День Наума Грамотника»

Классный час «День Наума Грамотника»

Тяжело в ученье – легко в бою.

Цели: способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор учащихся; развивать память, внимание, стремление узнавать новое.

Ход классного часа

Конкурс «Загадочный диктант»

Учитель называет загадку, игроки, молча, записывают отгадку. Составить из первых букв ответов фразу.

1.Закутан ребёнок в сто пелёнок (Капуста)

По горам, по долам

2.Ходят шуба да кафтан (Овца)

3.На пяти проводах

Отдыхает стая птах (Ноты)

4.Ох, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (Крапива)

5.Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт (Улитка)

6.Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд (Раки)

7.На сучках висят шары,

Посинели от жары (Сливы)

8.Ящик на коленях скачет –

То поёт, то громко плачет (Гармонь)

9.Зубов много, а ничего не ест (Расчёска)

10.Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи,

Что за месяц подскажи? (Август)

11.Рогатый, а не бодается (Месяц)

12.Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут (Облака)

13.Живёт в нём вся Вселенная,

А вещь обыкновенная (Телевизор)

14.Зимой и летом одним цветом (Ель)

15.Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (Ежиха)

16.Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

(Ответ: конкурс грамотеев)

14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный монетами. А вот как учили буквы раньше на Руси.

Аз, буки – бери указку в руки,

Аз, буки, верендеи – мухи в квас залетели.

Ер, еры – упал дедушка с горы.

Аз, буки – вот и все науки.

Вот так целый год учили крестьянские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги: буки, аз – ба. И лишь на третий год учёбы начинали читать. А вот как в старину учились запоминать цифры и считать.

Раз-два – голова.

Три-четыре – прицепили.

Пять-шесть – в ряд сесть.

Семь-восемь – сено косим.

Девять-десять – сено весить.

Старинные загадки

1.Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где он пройдёт,

Там след останется. (Карандаш)

2.Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)

3.Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

А как встанут вряд – сразу все заговорят. (Буквы)

4.Ни небо, ни земля, видением бела;

Трое по ней ходят, одного водят,

Два соглядают, один повелевает. (Бумага, пальцы, перо, глаза, ум)



Раньше, чтобы не забыть, что-то сделать, завязывали узелок на память.

Первый узелок гласит: «Вовремя ученья нельзя есть, а то заешь выученное».

Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь».

Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!

Конверты с заданиями по предметам

Природоведение: Лекарственные растения

1.И в лесу, и в квасу,

И в конфете, и в таблетке. (Мята)

2.Микробов он сбивает с ног,

Ну, а зовут его…(Чеснок)

3.Для лекарства – лекарю,

И для сдобы пекарю. (Горчица).

4.Горькая травка,

И животу поправка,

И сама душиста,

И метёт чисто. (Полынь).

5.«Кошачья травка» - больным приправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку. (Валерьянка)

6.Летом рад я свежей

Ягодке медвежьей:

А сушёная в запас

От простуды лечит нас. (Малина)

Математика: Хитрые задачки

1.В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну мышку схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр? (Ни одной.)

2.Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и , наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз)

3.Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)

4.Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)

5.Шли три поросёнка. Один – впереди двух, один – между двумя, один – позади двух. Как шли поросята? (Друг за другом)

6.По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9)

7.Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10)

8.Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12)

9.Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой – 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (Одинаковая)

10.В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)

11.Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом три сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не цветут).

Физкультура: Загадки о спорте

1.Зелёный луг, сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот бойко бегает народ,

На воротах этих рыбацкие сети. (Стадион)



2.Не кормит, не поит,

А здоровье дарит. (Спорт)

3.Город огромный, а в городе чудо:

Налили воду в огромное блюдо.

В каменном блюде с водою зелёной

Плавают люди зимою студёной. (Бассейн)

4.Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к».

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … (Хоккей)

5.Костыль кривой так и рвётся в бой. (Клюшка)

6.Скажи, какой железный мяч

Одной рукой толкнул силач? (Ядро)

7.Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

И мелькают огоньки.

Кто несёт меня? (Коньки)

8.На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

Труд

Не пчела, не шмель, а жужжит;

Неподвижно крыло, а летит. (Самолёт)

Сделать самолетик из бумаги.

Изобразительное искусство и музыка

Назвать фамилии художников, а затем композиторов:

В.Васнецов, П.Чайковский, С.Рахманинов, И.Билибин, И.Репин, М.Глинка, Л. Бетховен, В.Серов, М.Мусогорский.

Художники: В.Васнецов, И.Билибин, И.Репин, В.Серов.

Композиторы: П.Чайковский, С.Рахманинов, М.Глинка, Л.Бетховен, М.Мусогорский.

Шифровка

Ответив на вопросы «да» или «нет», выбери букву и составь высказывание, которое зашифровано.

Вопросы:

1.Окоп – это вырытая яма?

2.Компас-это прибор для измерения времени?

3.Гимнастёрка-это рубашка для занятий гимнастикой?

4.Танки могут плавать?

5.Безкозырка-это головной убор без козырька?

6.У звезды пять лучей?

7.Солдат служит 10 месяцев?

8.Боевые гранаты растут на дереве?

9.Два сапога - пара?

10.Танк меньше пушки?

11.Парашут сделан из бумаги?

12.Якорь – это лишний груз, который всегда выбрасывают?

13.Бинокль – это предмет, который помогает разглядеть врага?

14.Моряк – это то- же самое, что и матрос?

15.Лейтенант старше генерала по званию?

16. «Катюша» - это личный автомобиль девушки Кати?

17.Отделение – это 7 человек?

18.На погонах у моряков изображены самолёты?

19.Компас показывает направление?

20.Магазин – это место для патронов?

21.Кок – это повар на корабле?

22.В слове «казарма» три буквы «а»?

Ключ к шифровке

вопроса

Да

Нет

1

т

м

2

о

я

3

ш

ж

4

е

о

5

л

м

6

о

е

7

ф

в

8

ю

у

9

ч

ь

10

а

е

11

л

н

12

ъ

ь

13

е

ы

14

л

э

15

й

е

16

л

г

17

к

к

18

а

о

19

в

д

20

б

п

21

о

ш

22

ю

у



Ответ: Тяжело в ученье – легко в бою.

Подведение итогов

Награждение победителей



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ