Классный час для 3 класса на тему «Русские народные загадки»

Ямало-Ненецкий автономный округ Пуровский район

МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 1» п.Пурпе










Классный час для 3 класса на тему

«Русские народные загадки»















Сценарий классного часа для учащихся 6-7 классов

разработан учителем Андрющук Н.М.



Русские народные загадки.


Тематический классный час.



Цели:

1.Познакомить с историей возникновения и развития одного из жанров устной поэзии.

2.Способствовать духовному развитию учащихся.


Общеобразовательный аспект.

Продолжить формирование общеучебных и специальных умений и навыков:

-умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

-умение самостоятельно работать с литературой;

-умение выполнять задания аналитического характера;

-научить выполнять классификацию загадок по 4 типам.


Развивающий аспект.

-развитие памяти;

-развитие познавательного интереса;

-развитие кругозора.


Воспитательный аспект.

-формирование абстрактного мышления;

-формирование способностей к творческой художественно-эстетической деятельности.



Форма проведения

Беседа-диалог с элементами игры.



Предварительная подготовка

1.Класс условно делится на две группы и каждая группа готовит по 10 загадок для своих соперников.

2.Каждой группе необходимо сформулировать определение загадки.


Оборудование: плакаты с типами и примерами загадок.



Ход классного часа


1.Вступительное слово учителя.


Загадки – один из древнейших жанров устной поэзии. Невольно возникает вопрос: что такое загадка?

Каждая группа дает свое определение загадки.

Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Существует 4 типа загадок: загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы и загадки-задачи (знакомство с содержанием плакатов).

Задание для команд: угадай, к какому типу относятся следующие загадки.


1.Загадки-иносказания.

«Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана». (Здесь иносказательно представлена капуста.)


2.Загадки-описания.

«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит- не выбежит». ( В этой загадке нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке.)


3.Загадки-вопросы.

«Без чего человеку жить нельзя?»

(Такие загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек? И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка – «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, без еды и без воздуха не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.)


4.Загадки-задачи.

«Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»

(Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели.)



2.Конкурс загадок.


Каждая команда загадывает по одной загадке команде соперников. Отгадывающей команде необходимо не только дать правильный ответ, но и объяснить, к какому из четырех типов относится загадка.

(Для оценивания ответов можно пригласить учителей русского языка или старшеклассников).



3.Экскурс в историю возникновения загадок.


Мы выяснили с вами, ребята, что такое загадка, рассмотрели типы загадок. А как вы думаете, когда и почему появились загадки?

( Выступления детей с небольшими сообщениями).


1 ученик. Большинство ученых связывают возникновение загадок с довольно распространенным явлением в жизни древних – с тайной , иносказательной речью. Широкой была сфера употребления тайной речи. Она использовалась не только в военных, дипломатических делах, но и в повседневной хозяйственной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась многочисленными запретами производить какие-либо действия, произносить определенные слова и т.д. Например, у славян некогда существовал обычай, когда сноха (жена сына) должна была первое время хранить молчание; имя ее в доме также не должно было произносится. Это делалось для того, чтобы умершие предки, зная язык своего рода, не поняли бы, что в их род, в их семью, которым они покровительствовали, пришел чужой человек. Но разговоры между живыми должны были вестись, поэтому женщины, как и мужчины в военных делах, использовали тайную, иносказательную речь. Что, например, значила такая фраза : «Ерзунь-от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!»? Всего-навсего: «Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!»


2 ученик. О том, что могло случится с людьми, не понимавшими иносказательную речь, поведала древнерусская летопись «Повесть временных лет». Княгиня Ольга после гибели своего мужа Игоря в 945 г. В Древлянской земле решила отомстить древлянам. И направили древляне послов к Ольге, и приняла она их и спросила : «Говорите, зачем пришли сюда?» Ответили древляне : «Послала нас Деревская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Деревской земле. Пойди замуж за князя нашего за Мала». И сказала им Ольга: «Любезна мне речь ваша,- мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в нее, величаясь. Утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем ни на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье». Послы ушли, Ольга приказала выкопать на теремном дворе яму великую и глубокую и утром послала за древлянами. Послы, как она и хотела, пожелали, чтобы их понесли в ладье. И понесли их пришедшие за ними киевляне в ладье, в которой они сидели избоченившись и величаясь, и принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и бросили их вместе с ладьей в яму. И, приникнув к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела Ольга засыпать их живыми; и засыпали их.

Жестоко отомстила Ольга! А мы, читая об этом, невольно думаем: «Какие же глупцы древляне!» Но древляне не были глупцами, они были слишком доверчивы и воспринимали сказанное Ольгой прямо, она же говорила иносказательно, и этот иносказательный язык хорошо понимали киевляне. Ведь ладья, по древним славянским обычаям, использовалась в похоронном обряде.


Учитель. Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. Конечно же, они появились не раньше самого предмета, который зашифрован в загадке. А когда появилась изба, печь или колесо? Появившись, загадка несла в себе черты предмета загадывания до тех пор, пока он существовал. И потому большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадки о солнце, ветре, о дожде и т.п.

Каждая новая эпоха порождала и новые загадки. «Не человек, а разговаривает» (радио), «Бежит конь вороной, много тащит за собой» (паровоз).

Однако каждая эпоха не только рождала загадки, но и теряла их. Кто сейчас, например, сумеет разгадать такую загадку «Серое сукно тянется в окно»? А отгадка связана с так называемой курной избой, когда не было трубы у печи и дым выходил в специальное «волоковое» окно.

Исчезновение загадок и редкое появление новых породило мнение о том, что загадки уходят в прошлое. Но это не так. Ведь подавляющее большинство загадок, возникших в древние или недавние времена, современные и по форме и по содержанию, и по отгадкам. Солнце, вода, воздух, огонь, тучи, радуга, надо надеяться, будут существовать еще не одно тысячелетие, будут жить о них и загадки – или старинные, или современные.


4. Конкурс на лучшего знатока загадок.


- Чему на свете нет ни меры, ни цены? (огонь)

- Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится (воздух).

- Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет (свет).

- Мету, мету – не вымету, несу, несу - не вынесу, стемнеет – сама убежит(тень).

- Не живой, а на всех языках говорит (эхо).

- Хорошо видит, а слепой (неграмотный).

- Без голоса, без языка, а все расскажет (книга).

- По черной земле белый заяц пробежал(мел).

Кто автор этих загадок:

- Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

- Музыкант, певец, рассказчик, а всего труба да ящик.

- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко; а за что беднягу бьют? А за то, что он надут.?

(Автор этих загадок – С.Я.Маршак).



5. Подведение итогов классного часа и награждение активных участников.


6. Заключительное слово учителя.


С загадками мы начинаем знакомиться с раннего детства – в детском саду, в семье, мы встречаемся с загадками и в школьных учебниках по литературе, и на уроках математики.

Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но роль их остается весьма значительной.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ