Классный час для 3 класса «Тепло родного дома»

15


Каблак Ольга Валерьевна

учитель начальных классов I категории

МОУ «С(п)ОШ №5»

г. Рославль Смоленской области



Классный час для 3 класса «Тепло родного дома»

Цели: показать значение семьи, домашнего тепла; интегрировать знания детей

о себе и своей родословной;

развивать речь умение рассуждать;

воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях,

дорожить ими.


Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Звучит запись песни « Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.

  1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье.

- А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение? ( Это своя улица, свой город. Место, где человек родился и вырос. Это семья. В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.)

- Действительно, ребята, дом – это очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь.

  1. Работа по теме.

  1. Работа со стихотворением Золтана Зелка « Какой хороший вечер»

- Дом – это место, где мы родились. Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье. Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме,семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?

Читает ученик:

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился,

И музыки не слышно –

И это очень странно.

Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…

Раскрыть бы их пошире,

Глядеть бы удивленно,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира.

И я, уже уснувший,

У мамы на коленях.


- Почему так хорошо герою этого стихотворения? ( Вся семья дома. В доме тепло, уютно, спокойно.)

- Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе.


  1. Работа с пословицами.

- Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… представьте себе дом на селе начала 20 века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… в них говорится о семье. Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца…





    • В гостях хорошо … а дома лучше.

    • Не красна изба углами… а красна пирогами.

    • Дом вести… не бородой трясти.

    • Не нужен клад… когда в семье лад.

- А какие пословицы и поговорки о доме, семье, о маме вы еще знаете?


- В своем доме и стены помогают.

- Одна у человека мать, одна и Родина.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Нет лучше дружка, чем родная матушка.

- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

- Кто родителей почитает, вовек не пропадает.

  1. Анализ и разыгрывание ситуаций.

  1. Вы проснулись утром. Как вы приветствуете своих родных? Что они отвечают?

  2. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?

  3. Мама пришла вечером с работы. Она очень устала. Всю семью мама накормила вкусным ужином. Какие будут ваши действия?

  4. Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет? « Это к счастью, это к счастью!»

Все семейство скажет.

Ну а если бы, к несчастью,

Это сделал я ?!

« Ты разиня, ты растяпа,» -

Скажут про меня.

- Как поступите вы, если что-то разобьете?

- Что бы вы посоветовали родным мальчика в этой ситуации?


  1. Твоя родословная.

- Ребята, сегодня мы говорим о семье.

- А что такое родословная? ( Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.)

- Сегодня к занятию вы приготовили родословные своей семьи. У каждого из вас есть папа и мама, бабушки и дедушки, которые когда –то тоже были юными такими же как вы. И у ваших дедушек и бабушек были родители и были дедушки и бабушки. Через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки. Знаете ли вы их поименно? Храните ли их вещи: ордена, письма, дневники?

Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

Нам были память и любовь даны,

Чтобы сердцам ушедших поклониться,

И, может, будут не полны

Без этих строк истории страницы.


Жизнь человека- только миг

В безбрежном времени вселенной

И только в памяти живых

Она становится нетленной.



Всё это так . Да вот беда,

Что забываем иногда.

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.


Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений-

Уйдя из памяти живых.

Исчезнет много поколений.



Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.



И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.


Заслушивается 2-3 рассказа учащихся о своей родословной.






  1. Исполнение частушек.

- Ребята интересно рассказали о своих родственниках, а теперь они исполнят частушки о тех родных, которые живут с ними рядом.


Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы!

Наши папочки веселые

Могут петь, стихи читать,

Ну а если надо будет,

Могут « яблочко» сплясать.


Любит музыку мой папа,

От него не отстаю:

Он играет на гармони,

А я песенки пою.




Торты, бублики, ватрушки

Все мы любим от души.

Если любишь пироги,

Состряпать бабушку проси.


Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать.



Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.


  1. Обсуждение рассказа.

- К сожалению, далеко не все дети радуют своих родителей. Многие причиняют им одни только печали. Больно сжимается сердце, когда видишь детей, не почтительных к своим родителям.

- Как же нужно относиться к родителям?

Чувствуя и осознавая родительскую любовь, дети должны почтительно обходиться с ними, стараться, чтобы каждое слово и движение души были выражением любви к ним. Необходимо также слушаться своих родителей, помогать им во всем, в чем можете. Родители желают вам только добра и от вас ждут того же. Даже взыскания и наказания, допускаемые вашими родителями, и те происходят из желания вам всякого добра.; ими они стараются исправить ваши недостатки. А вот для ребенка самое трудное это послушание. Вы согласны со мной?

- Что же такое послушание?

Послушание – это одна из христианских добродетелей, это основание добрых дел. Если каждый станет делать только то, что ему нравиться, так и жизнь человеческая остановиться.

- Как вы считаете, почему дети должны слушаться своих родителей?

Приведу вам такой пример. Два человека отправились в путь: один знает дорогу, он уже ходил по ней, а другой не знает. Разумно ли ,чтобы незнающий повел знающего? Конечно нет. Так и дети должны следовать за своими родителями, должны слушаться их, так родители имеют жизненный опыт и могут научить своих детей многому.

Но почему же нам трудно слушаться? Что нам мешает? Мешает своеволие, упрямство, дух протеста. А это не ведет ни к чему хорошему, когда мы хотим все сделать непременно по – своему, возникают разные раздоры.

- Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание? ( Надо тренировать свою волю, сдерживать себя. Главное в послушании, чтобы оно стало добровольным и осознанным).

Счастлив тот человек, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание. Такому человеку приказывают, и он не противоречит; делают выговор , и он не гневается. Он готов на всякое полезное дело. Им не легко овладевает вспыльчивость.

- Сейчас, я хочу рассказать вам одну историю, которая называется « Белое платье». Слушая, подготовьте ответ на вопрос: « К чему привело непослушание девочки?»

Белое платье.

Было солнечное весеннее утро, да еще и праздничный день! Значит, мама, наверное, даст Лене надеть новое платье, кото­рое она для нее сшила.

Лене очень хотелось немного походить в новом наряде, но мама все не разрешала.

Лена от нетерпения даже раньше обычного встала, умылась, заправила постель и вышла на кухню, где мама готовила зав­трак. На столе стояла тарелка с нарезанными кусками пирога с яблоками, и распространялся приятный аромат чая.

Лена подошла к маме и прижалась к ней:

- Доброе утро, мамочка!

- Доброе утро, доченька, ты раньше всех встала сегодня. Помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол, у тебя это так кра­сиво получается.

Пока Лена расставляла посуду на столе, в кухню пришли отец и брат. Помолившись, позавтракали, и Лена стала помогать маме убирать посуду. Даже кухню подмела без напомина­ния матери, чтобы скорее управиться.

Наконец мама вытерла руки и повела Лену в комнату. Там она открыла шкаф и достала новое платье. Какое оно было кра­сивое! Белое-белое с тонкими кружевами вокруг воротника и на рукавах! У Лены от восхищения дух захватило. «Вот уж бу­дут смотреть на меня!» - подумала она, с трудом сдерживая восторг.

- Ну, давай наденем, - сказала мама, - а потом я при­чешу тебя.

Когда Лена, наконец, подошла к зеркалу и увидела себя в своем новом белоснежном платье и с большим бантом на голо­ве, она не поверила своим глазам: неужели это она?

На детском празднике Лена плохо слышала, о чем говори­ли. Она все одергивала свое платье, да оглядывалась, кто как одет и не смотрят ли на нее.

После того как праздник закончился, Лена вместе с подруж­ками договорилась пойти после обеда в лес за цветами. Когда девочки уже собрались разойтись по домам, к Лене подошла ее мама и сказала, чтобы они с братом дома пообедали без ро­дителей, потому что ее и отца пригласили в гости.

- Придешь домой, доченька, - сказала мама, - сразу свое
платье сними, а то еще запачкаешь, и надеть другое, голубень­кое. Побереги свое белое праздничное платье.

Но Лена почти не слышала слов матери. Ей не хотелось расставаться с платьем. «Как хорошо, что родителей не будет дома! - подумала она. - Мама и не узнает, если я в новом платье пойду в рощу. Пока она вернется домой, платье будет висеть в шкафу».

Прибежав домой, Лена предусмотрительно надела поверх нового платья передник, подогрела обед и, не дождавшись бра­та, наспех поела. Затем она сняла передник и вышла из дому. Девочка подождала у ворот, пока подошли ее подружки. Весе­лой гурьбой они отправились к роще, которая была на окраи­не села.

Лену немного смутило, что никто из девочек не обратил внимание на ее новый наряд. «Завидуют, наверное, - подума­ла она и, подпрыгивая и кружась, забежала вперед. -Пусть видят, какая я красивая!»

В роще было тихо и торжественно. Не шевелясь, тихо сто­яли березы в своих белых чулочках, только листья осины не­слышно трепетали. Девочки направились к ручью. Там, на лу­жайке, они всегда играли. Вдруг из-за кустов выбежала ватага мальчишек. От неожиданности девочки сначала остановились, aа потом с визгом разбежались. Началась веселая игра в дого­нялки.

Ох, и досталось же новому платью! Лена спотыкалась, па­дала, поднималась и бежала дальше, цепляясь за кусты. Иг­рая, она забыла о своем платье. Когда же после игры Лена, запыхавшись, остановилась и оглядела свое платье, ее охватил ужас. В двух местах висели клочья ткани. От белизны почти ничего не осталось. Платье было грязным спереди и сзади, кру­жева оборваны. Девочка подошла к ручью, чтобы вымыть ру­ки, и попыталась почистить платье. Но от этого грязные пят­на еще больше расплывались.

Наигравшись, ребята уселись на траву отдохнуть. Они рас­сказывали что-то веселое и смеялись. Лене было не до смеха. Что делать? Может быть, спрятать платье, чтобы мама его боль­ше никогда не увидела?! Но она все равно узнает. От нее ни­чего не скроешь.

Лена поднялась, незаметно отошла от ребят и побрела до­мой. Слезы катились по ее щекам. «Почему я не послушалась маму? Играла бы я сейчас с ребятами, и платье мое было бы новым, и маму не огорчила бы».

С тяжелым сердцем Лена открыла калитку и увидела на крыльце дома свою маму. Лена подбежала к ней, обхватила ее обеими руками и горько зарыдала:

- Прости, прости!

Мама дала ей выплакаться, а потом обняла ее и сказала:

- Успокойся, я тебя простила. Пойди, сними платье и умойся.


Е. Микула

Вопросы :

- К чему привело непослушание девочки?

- Раскаялась ли она в своем плохом поступке? Почему вы так считаете?

- Какие еще человеческие пороки осуждаются в этом рассказе?

- Какой нравственный вывод должен сделать каждый из вас?




  1. Сценка « Домашнее сочинение»

-… Мама, мамочка. Сколько тепла таит это слово! Мама – первый учитель и друг, она всегда поймет, утешит, поможет.

- Ребята, а всегда ли мы относимся к маме с должным уважением, теплом? Давайте посмотрим сценку и ответим на этот вопрос.

Витек склонился над столом

И сжал виски руками.

Он сочиненье пишет:

Как я помогаю маме.


То ручку погрызет Витек,

То засопит угрюмый.

Названье есть. А дальше что?

Попробуй – ка придумай!


Но тут из кухни мама вдруг

Негромко сына кличет:

- Витюнчик сбегай в магазин.

Нам соли бы и спичек…


- Идея! – Подскочил Витек.

А маме крикнул: - Что ты!

Ведь я над сочиненьем бьюсь!

Ещё полно работы!

Примолкла мама.

И сынок в тетради вывел фразу:

Для мамы что- нибудь купить

Всегда готов я сразу!


Вот приоткрыла мама дверь:

- Витюня! Ты мне нужен. Я в магазин.

Почисть пока

Картошечки на ужин.


- Ещё чего? – вскричал Витёк.

- Мне даже слушать тошно!

Тут сочинение, а ты

С какой- то там картошкой.


Исчезла мама,

А сынок в тетради подытожил:

- Я завтрак дома сам варю,

обед и ужин тоже…


- Пять с плюсом! – радуется он. –

Других не жду отметок!

А вы ребята, что ему

Поставите за это?



Ответы детей.

- Подумайте, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?

-Как вы должны вести себя дома?

- Как вы общаетесь с родителями? Как им помогаете?



  1. Строительство дома

- Помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.

- Давайте и мы построим дом. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? ( Доброта, понимание, уют, забота, уважение.)

Учитель размещает на доске « бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На крыше написано слово «тепло».






- Мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло.

Поделитесь своим теплом друг с другом.




  1. Работа с выставкой рисунков.

Своё тепло к родной семье вы передали и в своих рисунках.

-Как же сберечь тепло в родном доме, как сделать его по- настоящему теплым, уютным, привлекательным? Что от вас лично зависит, как сберечь тепло родного очага? ( Надо проявлять заботу о других, уважать старших, помогать по хозяйству, делать приятные сюрпризы.)


  1. Пожелания золотой рыбке.

- Представьте себе, что к вам приплыла наша старая знакомая, сказочная золотая рыбка. Попросите ее сделать что – нибудь доброе и приятное для своих папы, мамы, дедушки, бабушки, братьев и сестер.

Дети высказывают свои просьбы золотой рыбке.

- Ребята, я хочу отметить, что ваши сердца полны добра и великодушия по отношению к своим близким, своей семье.


  1. Исполнение песни « Родительский дом»

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.


Ребята исполняют первый куплет песни.


  1. Итог занятия.

- Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.






Источники информации:

  1. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып.4/ авт.-сост. Лободина Н.В. и др.- Волгоград:Учитель,2007 г.

  2. Ежемесячная газета «ПедСовет» №9/2004г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ