КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (3-4 классы) "Государственная символика России"
КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(3- 4 классы)
Государственная символика России
Аннотация:
Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач. Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к школе, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.
В ходе работы над этой проблемой в нашем классе создан уголок патриотического воспитания, где представлены Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, Президент России, а также герб столицы России и города Твери, Спировского района.
Цель: познакомить учащихся с главными символами (гимн, флаг, герб) и расширить представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
Задачи:
-воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
-усвоение нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности
-воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам.
Оборудование: карта России, изображение государственного герба, флага, запись гимна России, фото президента России,
Ход занятия:
1. Вводная беседа:
Учитель начинает занятие со слов великого русского поэта А.С.Пушкина:
« Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
-Как вы понимаете эти слова?
- Как называется страна, в которой мы живем?
-Давайте узнаем о происхождении названия «Русь»
( Учащийся выступает с сообщением: Одни ученые полагают, что оно является производным от названия реки Рось ( приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами. В.Даль в « Толковом словаре» писал, что « Русь- мир, белсвет…».)
- Русский поэт И.Никитин написал замечательные строчки о Руси:
Под большим шатром
Голубых небес-
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася !…
-Как называется наша страна сейчас?
2.Знакомство с флагом.
- В любом государстве есть свои государственные символы. Как вы считаете, зачем стране нужна символика?
-Из чего она состоит?
-Назовите символы нашей страны.
-Зачем нужен герб?
-Зачем нужен флаг?
-Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких местах?
(Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб- двуглавого орла. Герб можно найти на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях.)
- Назовите цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный)
-Какое значение имеет каждый цвет флага? (Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный — огонь и отвагу.)
-Во все времена цвету придавали особый смысл. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи — нарядные сарафаны и другую одежду. Эти цвета часто использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском селе под Санкт-Петербургом.
- Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Существует специальная наука, изучающая государственную символику — геральдика. В ней разработаны определенные условия создания символов.
- Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В России флаг утверждает Государственная дума и Президент.
– Где вы видели Государственный флаг в нашем поселке?
(Флаг развивается над Администрацией нашего поселка. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах.)
– А еще где можно увидеть Государственный флаг?
(Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.)
Практическая работа:
Предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная), Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зеленая, красная), Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя).
3. Знакомство с гербом
-Что изображено на гербе России?
-Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.
-Опишите, как выглядит Государственный Герб России.
-На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава, Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это — Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
– А почему орёл двуглавый, может, вы знаете?
-Действительно, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны. Вот такая версия.
- Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов - русских. украинцев и белорусов. Скипетр и держава в конях Орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь Орла, защищенная шитом с изображением Св. Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на «собирательницу и защитницу земель русских».
4.Знакомство с гимном.
Проблемная ситуация:
Однажды вечером Миша и Лена вместе с мамой играли в настольную игру «Лото». Папа в это время смотрел по телевизору программу новостей. На экране показали заседание Государственной думы. Выступал Президент Российской Федерации.
(Учитель обращает внимание детей на фотографию президента РФ).
И вдруг заиграла музыка, и все встали. Миша и Лена в один голос спросили у папы:
– А почему все встали?
– Потому что звучит гимн. – Ответил папа.
– А что такое гимн и почему его слушают стоя?
-Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства.- начал свой рассказ папа.
-У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. По звучащему гимну, можно определить из какого государства приехали гости. Вот такая история.
– Ребята. А вы хотите услышать гимн нашего государства?
Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.
Слушание гимна (запись).
-Гимн России был написан композитором А.В.Александровым и поэтом С.В.Михалковым.
Во время исполнения гимна все поворачивают голову в сторону Государственного флага.
(Показ иллюстрации, фотографий).
Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству. Гимн исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны' люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио.
Детям читается текст Государственного гимна Российской Федерации
-О чем поется в гимне? (о любви к Родине - России, о красоте ее природы, о гордости к ее истории, надежде на будущее.)
-К следующему занятию подберите пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.
Дети слушают гимн России, могут подпевать его слова, записанные на слайдах.
-Какие чувства у вас вызывают музыка и слова гимна?
5.Знакомство с Конституцией
-Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?
-Что такое Конституция?
-Законы — это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником пашей страны - красным днем календаря.
-Какие права и обязанности есть у граждан России?
(Право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав, у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном Законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.)
6. Итог
-Для чего нужны государственные символы?
-Назовите символы России?
- Подберите информацию к следующему занятию об истории российского флага, герба, гимна (по желанию на выбор)
Список литературы
1. В.Васькин. Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.
2. Е.К.Ривина. «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2003.
3. О.Н.Баранникова. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».
4. журнал « Начальная школа» №7 , 2001 год (с. 3-8.) Т.С.Голубева «Государственная символика России»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ