Классный час «Выбор профессии – это серьёзно»
Классный час «Выбор профессии – это серьёзно»
Калиниченко Н.Э. МБОУ лицей г. Лобня Московской области
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о выборе профессии.
Каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет, где будет работать. Пройдёт немного времени и вам предстоит занять рабочие места за компьютером, на строительной площадке, в суде или магазине.
Выбор профессии – это важный и ответственный шаг, к которому надо подойти очень серьёзно.
Что же означает сам термин профессия?
Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово “профессор”.
Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”.
По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.
Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины.
“Специальность” – обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство. Например, профессия – врач. Специальность – хирург. Узкая специализация – нейрохирург.
Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.
В документе “Единый тарифно-квалификационный справочник”, насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России. А спросом пользуется несколько сотен.
Накопленные у людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. Есть такое утверждение: “Все профессии нужны, все профессии важны”. Как выбрать именно ту, которая подойдёт вам?
Профессор МГУ Рыхлевская Елена Ивановна, занимающаяся вопросами профориентации, считает:
1.Профессия должна быть интересна.
2.Важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие данной профессии.
3.Твоя профессия должна совпадать с твоим характером.
Таким образом, формула выбора профессии складывается из трёх составляющих. Каких же?
(Выступление Бутырева Филиппа).
Интересна и привлекательна “ХОЧУ”
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.
Доступна и посильна “МОГУ”
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Имеется спрос на рынке труда “НАДО”
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.
Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные.
Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.
- Как вы думаете от чего это зависит? (От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека)
- Верно. Всё, что вы назвали относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.
Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.
(Выступление Фадеевой Татьяны).
- Давайте посмотрим на рисунки и догадаемся, какой тип темперамента у этих людей. (Работа по рисункам).
Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.
Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.
Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузов.
Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 года, созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.
Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Уже сам факт их существования на протяжении тысячелетий подтверждает их жизнеспособность и целесообразность.
Мы хотим дать рекомендации каждому представителю определённого типа темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента?
(Выступления ребят: Коршунова Влада, Куровой Виктории, Козловой Татьяны, Тагаевой Регины).
Рекомендации по выбору профессии с учетом темперамента.
Сангвиник.
Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства.
Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, медсестра общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и другие. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Организаторские способности.
Холерик.
Тип работы: подходит работа, требующая, большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. С холериками следует быть сдержанными, не допускать резкого тона, вместо замечаний, надо давать задания, которые позволяют исправить допущенную ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, но двух холериков объединять нельзя – они будут соперничать и конфликтовать.
Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и другие. Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.
Флегматик.
Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, не инициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. С подчиненными-флегматиками необходимо держать активный контакт, привлекать их к деятельности, заинтересовывать и поощрять их инициативу. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.
Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.
Меланхолик.
Тип работы: их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая, он может быстро уставать. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности.
Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.
Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы).
Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и др. Склонность к творчеству, практическому труду и наблюдательности.
А сейчас Антонова Аня расскажет о результатах тестирования типов темперамента в наших десятых классах.
Выступление Антоновой Анны.
Мы познакомились с советами по выбору профессии с учётом вашего темперамента. Существует ещё одна классификация профессий – по предмету труда. В зависимости от этого все профессии принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система».
Сейчас ребята дадут вам рекомендации по выбору профессии с учётом этих категорий.
(Выступления ребят: Антоновой Анны, Аргунова Андрея, Марданова Тимура, Гейдарли Гульнары, Зубачёвой Дарьи).
Тип профессий
Требования к профессии
Профессии
Человек-человек
Профессиям этого типа предъявляют требования к таким качествам как умение устанавливать, поддерживать деловые контакты, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
Врач, милиционер, соц.работник, продавец, менеджер, охранник, педагог, адвокат, психолог, страховой и коммерческий агент.
Человек-техника
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
Электрик, водитель, столяр, токарь, швея, автослесарь, инженер-технолог, инженер-конструктор.
Человек-знаковая система
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
Кассир, программист, экономист, налоговый инспектор, бухгалтер, аудитор, редактор, оператор ЭВМ, телефонист.
Человек- художественный образ
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
Хореограф, архитектор, кондитер, художник, артист, журналист, парикмахер-модельер, музыкальный руководитель.
Человек-природа
Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
Эколог, ветеринар, флорист, геолог, лаборант, фармацевт, астроном, биолог, садовод.
Наташа Курзенёва расскажет о результатах тестирования типов профессии по предмету труда в наших десятых классах.
Выступление Курзенёвой Натальи.
Выбирая профессию, мы руководствуемся такими факторами, как мнение родителей, знакомых, престижность профессии, информацией из различных источников. Не всегда мы можем объективно оценить ситуацию.
В этой связи можно сформулировать следующие распространённые ошибки в выборе профессии:
Первое заблуждение — выбравший престижную профессию иногда полагает, что хорошее отношение людей к данной работе автоматически будет перенесено и на него. Но общество оценивает профессию одними мерками – ее редкостью, экзотичностью, новизной, например, а конкретного представителя этой профессии – совсем другими. Встретить вас могут и по одежке: «Ах вы, физик?» Но потом обязательно поинтересуются, а какой вы физик.
Второе заблуждение — это когда человек считает, что престиж профессии вечен и неизменен. Но людские привязанности не всегда бывают постоянными. Если заглянуть в далекое и даже не очень далекое прошлое, можно легко убедиться в этом. Например, было время, когда актеров не пускали на порог приличного дома. И, наконец, пример совсем свежий: опросы общественного мнения, в основном в школах, показали, что за последние десять лет снизился престиж профессий летчика, физика, конструктора, а престиж товароведа, кулинара, официанта вырос.
Третье заблуждение — это расчет на широкую известность. Но прикиньте: в одной Москве тысячи актеров, а многих ли вы знаете в лицо или хотя бы по именам? Как и в любой другой работе, есть люди более талантливые и менее талантливые
Четвертое заблуждение — оценка престижной работы только с парадной стороны. Что делает журналист? Ездит в командировки, видит разные города, а может, и разные страны, пишет очерки, рассказывая о том, что видел, и получает массу благодарственных писем. Но за всем этим лежит огромный труд! И какой!
Пятое заблуждение — родители считают, что лучшим для ребёнка будет соблюдение семейной трудовой династии. Чаще всего родители – добрые советчики, думают они о вашем будущем деле вполне серьезно и желают вам счастья. Но и родители, как и все люди, тоже могут ошибаться. Их много, родительских ошибок, которые потом весьма неприятно сказываются на судьбе детей. Не будем говорить об очевидных, – например, неумеренной переоценке способностей своих сыновей и дочерей.
Шестое заблуждение – когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Так что одно дело – получать пятерки за основы, совсем другое – углубиться в науку или в профессию, связанную с ней.
А сейчас мы увидим и услышим наших выпускников лицея, кто сделал свой успешный профессиональный выбор. Это Смышляев Евгений Викторович, выпуск 2000 года и Ракова Любовь Олеговна, выпуск 2008 года.
Видеоролик.
Многие из вас, нынешних десятиклассников, уже определились с выбором профессии. Давайте услышим обоснование вашего выбора профессии.
Выступление Горностаевой, Бутырева, Власова, Бутузовой, Аргунова.
Сейчас вам предстоит выполнить такое задание: по опорным словам надо угадать профессию.
Угадывание профессий.
Проект, план, гармония, конструкции, здания, памятники (архитектор)
Новости, современность, люди, оперативность, факты (журналист)
Фондовая биржа, агент, валюта, купля-продажа ценных бумаг (дилер)
Ревизия бухгалтерских книг, документов и отчетности (аудитор)
Компьютер, приём посетителей, ведение делопроизводства (секретарь)
Локомотив, рельсы, светофор, пневматический кран, ответственность (работник железной дороги)
Клиенты, вклад, сберегательная книжка, аккредитивы, личный счет (работник банка)
Граница, нарушитель, товары, документы, контрабанда (работник таможни).
В следующем задании надо догадаться, о каких профессиях говорится в пословицах.
Угадывание профессий по пословицам.
О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?
Военнослужащий
Береги землю родную, как мать любимую.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Кузнец
Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
Куй железо, пока горячо.
Не огонь железо калит, а мех.
Повар
Что в котел положишь, то и вынешь.
Недосол на столе, пересол – на спине.
Не котел варит, а стряпуха.
Кашу маслом не испортишь.
Портной
Не игла шьет, а руки.
Как скроишь, так и тачать станешь.
Как шьется, так и носиться.
Где шьют, там и порют.
Шофер
Обратная дорога всегда короче.
Умный товарищ – половина дороги.
Хлебороб
Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
Зерно в косу – торопись жать полосу.
Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.
Жать – не дремать.
В наше время появляется много новых профессий. Давайте попробуем в них разобраться. Что вы знаете о следующих профессиях?
В мире новых профессий.
Тренд-вотчер – появление новых тенденций среди потребителей.
Спичрайтер – составление речей, докладов государственным деятелям.
Коллектор – специалист по возврату долгов.
Логистик – менеджер по таможне и транспорту.
Рейдер – специалист по захвату чужой собственности (недвижимости).
Коучер – консультант руководителя по созданию структуры персонала, проводит психологические тренинги.
Блогер – размещение скрытой рекламы в собственном блоге.
Шопер – консультант по стилю одежды.
Дополнительный материал.
Согласен ли ты со следующими утверждениями?
профессия выбирается раз и навсегда.
выбор профессии зависит от толщины кошелька.
нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
профессия предназначена человеку от рождения.
по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
профессию следует выбирать, уже став взрослым.
чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
психолог – не помощник в выборе профессии.
Анкета.
1). Назовите 5 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости.
2). Какую профессию хотите выбрать вы?
3). Какую профессию вам советуют выбрать родители?
4). В чем преимущества вашей будущей профессии?
5). Назовите "минусы" вашей будущей профессии.
6). Какие качества характера необходимы в данной профессии?
7). Назовите причины, которые могут помешать вам выбрать эту профессию.
8). Какую профессию вы точно не выберете?
В заключение нашего разговора мы хотим вам дать следующий СОВЕТ:
Окончательный выбор только за тобой, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу.
Главное – интерес;
Запомни: способности формируются в деятельности.
Привыкай работать, трудиться.
Чтоб воздухом мирным дышала земля,
Чтоб щедрыми были родные поля,
Чтоб счастье, как солнце сияло всегда,-
Да здравствует радость и доблесть труда!
Чтоб вольно паслись и плодились стада, -
ДА ЗДРАВСТВУЕТ РАДОСТЬ И ДОБЛЕСТЬ ТРУДА!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ