КЛАССНЫЙ ЧАС «Я вырос здесь и край мне этот дорог…» 2 Класс
«Я вырос здесь и край мне этот дорог…»
КЛАССНЫЙ ЧАС
Во 2 «А» КЛАССЕ
Учитель Васильченко Е.И..
2014г.
«Я вырос здесь и край мне этот дорог…»
Цель: Познакомить учащихся с достопримечательностями города, с историей, предприятиями, различными организациями и учреждениями.
Показать значение Родины в жизни каждого человека.
Содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос, гордость за достижения своих земляков.
Ход классного часа
Учитель: Ребята, сегодня мы проведем необычный урок, но очень важный для каждого из нас.
Послушайте строки из известной песни и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.
Ученик 1: С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Ученик 2: С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
Ученик 3: С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
Учитель: Так о чем мы сегодня будем говорить?
Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»?
Ученик: С моим домом и двором.
Ученик: У меня Родина ассоциируется с моими родителями и близкими.
Ученица: Когда я слышу Родина, то представляю русские березки, колодцы и деревеньки.
(Звучит музыка)
Учитель: Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мама, которая дала жизнь. Без этого человеку просто невозможно жить.
Так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовешь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовешь, а каждый тебе что-то подскажет, так как каждый понимает
по- своему.
Учитель: Послушаем стихотворение «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом
И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб
По которой мы идем. За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.
Учитель: Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?
Верно, наша Родина – это Россия, страна , в которой мы родились, живем, учимся
Давайте перечитаем еще раз, что написал о Родине великий писатель и педагог К. Д. Ушинский.
(Слайд )
Работа с эпиграфом.
(Слайд )
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?
- Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит. Где жили наши деды и прадеды)
- Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)
- Почему Россия – Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)
- Любовь человека к Родине русский народ выразил в пословицах и поговорках.
- Прочитайте и скажите, как вы их понимаете?
(Слайд )
- А какие пословицы о Родине знаете вы?
Учитель: У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где впервые узнал вкус хлеба и запах цветов и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.
Наша малая Родина – это город Алексеевка.
Ученик: Вдоль речки Тихая Сосна, среди белоснежных меловых холмов стоит город Алексеевка. Здесь я родился, сделал первые шаги, пошёл в первый класс. Это - моя малая родина. Расту я, вместе со мной растёт и крепнет мой город. Прежняя слобода теперь застроена многоэтажными домами, тротуары выложены красивой плиткой, зелёные скверы полыхают цветами. (Слайд)
Город милый, птичий гомон слышен,
Будто здесь лежит лесная глушь.
Город милый – сад цветущих вишен,
Чудо – яблонь и цветущих груш,
Здесь под солнцем зреют абрикосы
Нет таких, наверное, нигде.
Нежно ивы, опуская косы,
Что –то шепчут голубой воде.
Город милый, щедрый словно осень.
Мир знакомых улиц и дорог.
Город милый мной любимый очень
И родной на свете уголок!
Учитель: Алексеевка – один из самых старинных населенных пунктов Белгородской области. Первое упоминание о ней относится к 1691 году. Первые поселенцы расположились по обеим берегам реки Тихая сосна. В основном это был рукодельный и смышленый люд.
(Слайд )
В 1861 году газета «Епархиальные ведомости» так писала о нашем городе:
(Слайд )
Учитель: А кто знает, почему наш город носит такое название?
Ученик: Один боярин по фамилии Фаддеев продал князю Алексею Михайловичу Черкасскому свое поселение, называемое Фаддеевкой. Новый владелиц слободы построил небольшую церковь во имя всея Руси чудотворца митрополита Алексия – как должно предполагать во имя своего ангела, отчего селившиеся здесь люди называются алексеевцами, так объясняется название Алексеевки в архивной рукописи.
Учитель: Но разве Алексеевка была бы такой прекрасной, если бы не её жители. Люди – вот главное богатство и гордость Алексеевки. Умные, сильные, смелые – это их подвигами, трудом, умом и талантом прославляется наша Алексеевка.
- Кого из наших знаменитых земляков вы знаете, кто прославил Алексеевку?
- Именно в Алексеевке в 1829 году крепостной крестьянин Даниил Бокарев открыл способ получения масла из семян подсолнечника. Имя первооткрывателя Даниила Бокарева знает любой житель города, а простой цветок подсолнуха с тех пор красуется на гербе Алексеевки.
-В 2009 году исполнилось 180 лет со дня открытия подсолнечного масла в России.
-В Алексеевке помнят о первом маслобойщике России. Имя Д.С.Бокарева носит Алексеевский маслозавод, названа в его честь улица.
В Алексеевке установлено две мемориальные доски с текстом «В 1829 году крепостной слободы Алексеевка Д.С.Бокарев открыл способ производства подсолнечного масла», и Вторая доска «Здесь находится усадьба первооткрывателя производства подсолнечного масла Д.С.Бокарева»
-Алексеевцы давно мечтали увековечить память своего великого земляка. И вот в сквере на берегу Тихой Сосны в 2007 году открылся памятник человеку, прославившему Алексеевку на весь мир.
(Слайд )
Сегодня дело Бокарева достойно продолжается в Алексеевке. В городе действует несколько заводов по переработке подсолнечника, а на самом современном уровне поставлено производство масла в АО «Эфко».
(Слайд )
А сейчас мы совершим путешествие по улицам нашего города. В нашем городе много улиц и переулков.
Каждая из них имеет свою историю. Мы провели исследовательскую и поисковую работу и узнали историю названия некоторых улиц нашего города.
Ученик 1: Одна из улиц нашего города носит имя Тихона Яковлевича Ткачева. Известный специалист в области социальной гигиены, доктор медицинских наук. Организатор медицинской службы в Алексеевском уезде. В 1918 году уездный комиссар здравоохранения.
Ученик 2: А есть улицы, которые названы в честь героев ВОВ.
Улица Головачева. Александр Алексеевич Головачев дважды Герой Советского Союза, командир механизированной бригады, первым ворвался в Алексеевку, освобождая ее, а до войны жил и работал в нашем городе.
Ученик 3: Улица Собина. Василий Васильевич Собина наш земляк, летчик, за героический подвиг в бою был удостоен звания Героя Советского Союза. Имя этого героя носит не только улица, но и школа, у здания которой установлен бюст герою.
Ученик 4: Улица Скоробогатько. Эта девушка родилась и выросла в Алексеевке. Комсомолка, с первых дней войны ушла на фронт. Во время Острогожско-Россошанской операции она погибла, прикрыв собой командира.
Ученик 5: Улица Ющенко. Это юноща, солдат, наш земляк, выполняя интернациональный долг в Афганистане, погиб.
Учитель: В нашем городе есть улицы, которые носят фамилии известных русских писателей и поэтов. Я предлагаю такое задание. Я зачитываю отрывок из произведений известных русских писателей и поэтов, а вы должны узнать, кому принадлежат эти строки и назвать улицу нашего города.
(ул. Маяковского, ул. Лермонтова, ул. Л. Толстого, ул. Некрасова, ул. Пушкина, ул. Крылова)
В нашем городе есть краеведческий музей. 18 мая 1995 года в отреставрированном двухэтажном доме, открыт районный краеведческий музей. Он разместился в старинном здании в бывшем купеческом особняке, построенном братьями Любивыми. Этот особняк имеет свою историю Послушаем.
Ученик: Особняк принадлежал позолотчикам икон и подрядчикам строительных работ братьям Любимовым. Они были лучшими мастерами при оформлении иконостасов в церквях. Мастеров приглашали в Киев для отделки алтарей в церквях и Киево-Печерской лавре. Григорий Трифонович, владелец этого дома, был очень добрый, веселый, всегда помогал своему брату да и всем, кто его просил. Он был мастером на все руки. У него был родной брат, который считался как бы его подмастерьем. Григорий Трифонович объединил вокруг себя таких же талантливых людей, с которыми часто ездил, украшая храмы. И настолько у них все хорошо получалось, что без работы они не оставались.
И видимо в одной из свободных минуток он задумал проект дома, сделал чертежи и осуществил его постройку. В 1910 году дом был готов. Это сооружение не только снаружи, кстати, оно было украшено куполами, которые при переделке были вывезены из слободы, но и внутри поражало искусностью и богатством убранства.
(Слайд )
Храмы божьи, храмы божьи
Сколько храмов на Руси!
Церковь св. Троицы – самое старое каменное здание Алексеевки, построена в 1808 году и перестроено в 1848 году.
Церковь св. Дмитрия Чудотворца Ростовского построена в 1813 году. Не перестраивалась.
Церковь св. Александра Невского в 1888 году. С тех пор действует постоянно, не перестраивалась.
Учитель: А сейчас «Алексеевские сувениры». Они находятся в «черном ящике». Бывая в разных городах, на море каждый человек хочет взять с собой на память сувенир, что же можно увезти из Алексеевки. Об этом мы узнаем раскрыв «тайны черного ящика».
Итак, первый сувенир:
Он твердый, хрупкий, белого цвета, его используют в строительстве, это полезное ископаемое, которое знает и пользуется им каждый школьник. (мел)
Он белый, хрупкий, растворяется в воде, без него нельзя обойтись на кухне когда готовится лакомство, без него не получатся ваши любимые блюда, сладкие на вкус. (сахар)
Этот «сувенир» изготавливают из молока с добавлением сахара. Его не прочь отведать каждый сладкоежка.
А этот «сувенир» используют для приготовления овощных салатов. Он прозрачный, с с разными оттенками от светло-желтого до желто-коричневого цвета, такой «сувенир» можно найти в каждом доме на кухне. (масло подсолнечное)
А этот «сувенир» появился в нашем городе позже других. Для его изготовления используют разные компоненты: растительное масло, яйца, горчица, уксус, соль….Но и его используют для приготовления многих блюд. (майонез)
Учитель: А сейчас проведем игру «Я – помощник поэта»
Четыре красивых четверостишия Виталия Канунника я разрезала по строчкам. Ваша задача по смыслу и по рифме сложить их снова в стихотворение.
Учитель: Начинаем нашу викторину: (Слайд)
В какой области находиться наш город: Воронежской, Белгородской, Волгоградской?
Алексеевка родина молока, подсолнечного масла, майонезе?
Подсолнечное масло получил: Д.С. Токарев, Бокарев, Бочкарев?
Завод ЭФКО выпускает: пряники, сахар, муку, майонез?
На гербе города Алексеевка изображен: орех, ромашка, подсолнух?
В городе нет: телефона, зоопарка, магазинов?
Сказочный динозавр находится в парке, в школе, в музее?
Учитель: А сейчас я предлагаю заполнить незаконченные предложения в анкете.
Анкета
Моя Родина – это…
Я знаю, что моя Родина много…
Самыми трудными событиями моей Родины были…
Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
Когда я вырасту, я хочу…
Я не хочу, чтобы моя Родина…
Я благодарен(а) своей Родине за то, что…
Учитель: Есть на свете государства большие и совсем крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще более богатой и прекрасной. И хотя вы еще учащиеся школы, но уже являетесь гражданами. Как вы думаете, что уже сейчас, будучи детьми, вы можете сделать для нашей страны, чем можете ее порадовать, а возможно даже и прославить?
Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашего района, страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы. Но самая главная наша с вами задача – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется – наша малая родина.
Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных национальностей, помогая в беде и делясь радостями.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ