Конспект учебного занятия Тема: «Как зарождалась жизнь на планете Земля»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 389
«Центр экологического образования»
Конспект учебного занятия
Тема: «Как зарождалась жизнь на планете Земля»
Возраст учащихся 8 лет Год обучения первый
Образовательная программа «Невидимые нити мира вокруг нас»
Педагог: Аркадьева В.В
Санкт-Петербург
2013
Содержание
План конспект
Ход проведения занятия (описание)
План - конспект
Тема: «Как зарождалась жизнь на планете Земля»
Дата: 15.11.2013
Место занятия в образовательной программе – текущее.
Цель: Обсудить различные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Задачи занятия:
Образовательные: сформировать понятие жизнь и свойств живого организма; сформировать представления о происхождении жизни на Земле; о возникновении живого из неживого естественным путем в процессе длительного исторического развития;
Развивающие: способствовать усвоению сущности современных взглядов на происхождение Земли и появлении жизни на ней;
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков, формирование материалистического мировоззрения на проблему возникновения жизни на Земле.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ожидаемый результат: В конце занятия учащиеся должны назвать гипотезу которая им больше всего понравилась.
План - конспект
№
Этап занятия
Хронометраж времени
Содержание занятия
(деятельность педагога)
Содержание занятия
(деятельность учащихся)
I
Организационный момент.
5 минут
Приветствие учащихся. Знакомство с гостями.
Формулировка цели и задач.
Делятся на 3 команды.
Смотрят слайды, слушают учителя, нацеливаются на восприятие материала.
Определяют цель занятия.
II.
Основной
25 минут
.Внимательно слушают, открывают свои тетрадочки и записывают тему занятия.
Записывают определение в тетради.
Выполнение цели занятия (рефлексия).
Формулируют общие выводы:
Существует несколько гипотез возникновения жизни на Земле. Все гипотезы делятся на 2 группы: биогенеза и абиогенеза.
Нельзя получить однозначный ответ на вопрос о том, как возникла жизнь на Земле.
Большинство ученых являются сторонниками теории биохимической эволюции (Опарина-Холдейна), согласно которой жизнь возникла на Земле абиогенным путем.
В настоящее время живое происходит только от живого (биогенное происхождение). Возможность повторного возникновения жизни на Земле исключена.
Выполняют разноуровневую контрольную работу.
Комментирование домашнего задания.
Учитель задает дифференцированное домашнее задание (демонстрация слайда №16– Приложение №1), комментируя его:
1. Изучите §§53-54 учебника и записи в тетради, устно ответьте на вопросы в конце параграфов
2. Подумайте: Будет ли жизнь на Земле существовать вечно?
3. По желанию: Напишите мини-сочинение «Что я думаю о возникновении жизни на Земле?».
Записывают в дневник.
Подведение итогов.
Предлагает учащимся вопросы для рефлексивного анализа своей деятельности на уроке и продуктивности работы групп.
Учащиеся оценивают работу групп и каждого ученика, приходя к адекватной оценке, выставляют отметку в оценочный лист.
Ход проведения занятия
Организационный момент
- Здравствуйте ребята!
- Сегодня к нам на занятие пришли гости поздоровайтесь с ними.
Встали и молча поздоровались кивком.
Демонстрация слайда №1 Что изображено на экране? (Планета Земля)
Демонстрация слайда №2 Как Вы думаете что сегодня мы будем с Вами изучать?
Внимательно слушают, открывают свои тетрадочки и записывают тему занятия.
Основная часть. Практическая деятельность.
Демонстрация слайда №3
- Цель занятия: обсудить различные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Что такое гипотеза?
(Осознают недостаточность знаний для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.)
ГИПОТЕЗА (от греч. основание, предположение) — вероятный ответ на проблемный вопрос, предварительный вывод, нуждающийся в последующем доказательстве и подтверждении.
Записывают определение в тетради.
Сейчас мы посмотрим мультфильм (Уолта Диснея «Фантазия»)про одну из гипотез о происхождении жизни на Земле. Убедительная просьба смотреть внимательно, после просмотра я Вас попрошу ответить на следующие вопросы (фрагмент 5 минут):
Где появились первые живые организмы? (В воде)
Какие они были? Большие или маленькие?(маленькие)
Как называлось первое живое существо вышедшее на Землю из воды? (Кистепёрые рыбы)
Физкультминутка:
Море волнуется
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево - вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево - вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)
Каждый человек хоть раз задавался вопросом о происхождении жизни на нашей планете. Вопрос чрезвычайно интересный и загадочный, существует множество гипотез, каждая из которых имеет своих приверженцев и противников.
3.Гипотеза происхождения жизни на Земле – самозарождения жизни
Самозарождения жизни - химической эволюции - занимает центральное место в современной научной философии. Согласно этой теории жизнь зарождается самопроизвольно из неживой материи. Одним из главных ее пропагандистов стал биохимик Александр Опарин (1894-1980
2.Гипотеза происхождение жизни на Земле – Божественная
Согласно данной теории считается, что все живое на Земле создано Богом, небесным творцом.
3.Гипотеза происхождение жизни на Земле – Космическая
В момент зарождения мира, примерно 5 млрд. лет назад, в космосе существовало два типа материи: вещество и антивещество, которые по своей природе являются совершенно не совместимыми и при взаимодействии начинают бурно друг с другом реагировать.А энергии, выделившейся в результате реакции хватило на зарождение химических
веществ, а из них космической пыли, а из неё в последствие галактик, планетарных систем, планет и звезд.
Обсуждение с ребятами гипотез, какая им больше всего понравилась.
Так как мы с Вами уже разобрались, что первые живые существа появились в воде, то предлагаю отгадать кроссворд на морскую тему.
А теперь давайте разукрасим живых существ которые первые вышли на сушу из воды «Кистипёрые рыбы» они живут и в наши дни на мелководьях.
Заключение
Возникновение жизни на Земле носит закономерный характер. Ее появление связано с длительным процессом химической эволюции,происходившей на нашей планете.
Методическое и техническое оснащение занятия
Компьютеры, диски с проектами и презентация, авторская мультимедийная презентация и разработка дидактического материала.
Литература
Общая биология: Учеб. для 10-11кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса/ Под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой.-М.: Вентана-Графф,2008.
Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса/ Под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой.-М.: Вентана-Графф,2006.
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл./ Под ред. Ю.И. Полянского.-22-е изд.-М.: Просвещение, 1998.
Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. -Изд. 2-е, испр. и доп.-СПб.: Паритет, 2006.
История Земли и жизни на ней: Учебное пособие для старших классов. -М.: МИРОС-МАЙК «Наука/Интерпериодика», 2000.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ