Конспект урока для 4 класса по теме: "Борис Сергуненков. Конь Мотылек"
Аттестуемый педагог Попова Марина Викторовна
Предмет литературное чтение
Класс 4а
Тема урока Борис Сергуненков. Конь Мотылек.
Цели урока:
– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
– продолжить формирование умения анализировать произведения;
-выявлять позицию автора
-продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека
-продолжить работу по формированию выборочного и выразительного чтения
Планируемый результаты
Предметные:
- развитие устной речи;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Личностные:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Оборудование: презентация, учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение», хрестоматия по литературному чтению О. В. Малаховской, лучики для солнышка, Толковый словарь, рисунки детей.
№ п/п
Этапы работы
Содержание этапа(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент.
Цели:
подготовить к работе на уроке; организация класса,
создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Задачи
создание положительных эмоций на работу;
формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.
Метод обучения:
словесный (беседа)
1. Организационная часть
Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте что-нибудь приятное.
Я вам тоже желаю хорошего настроения и активности на уроке.
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу,
Цели :
актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала
Задача:
побудить обучающихся к активности на уроке.
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:
словесный (беседа, дискуссия. вопросы педагога и ответы детей)
наглядный (работа с картиной В. Ватенина «Голуби в небе», презентация,)
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия:
одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)
Обучающиеся должны увидеть в произведении В. Драгунского «Красный шарик в синем небе» красоту природы и красоту человека. Школьники должны прийти к выводу, что у художника В. Ватенина сами дома и небо сияют яркими красками, наполнены жизнью и создают ощущение праздника.
На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, как называется раздел, в котором мы читаем произведения? ( Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека).
Какое произведение вы прочитали дома в хрестоматии? ( Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»)
Откройте хрестоматию и зачитайте ту часть, где говорится о том, как Алёнка захотела воздушный шарик. (дети читают, а другие дети оценивают).
Какое чувство охватило Дениску, когда он наблюдал за улетающим шариком? (чувство красоты, в синее небо улетает красный шарик)
Объясните, почему у людей возникло ощущение радости и праздника? (на дворе весна, все нарядные и весёлые, милиционер в белых перчатках)
О чём Денис думает по пути домой? (о том, что Алёнке жалко своего шарика)
Умеет ли Алёнка чувствовать красоту? (да)
Вы понимаете, почему Денис Дружит с Алёнкой, ведь она младше него?
Ребята, подведём итог по домашнему заданию. Можно ли назвать Дениску и Алёнку красивыми? (дети высказываются)
Поднимите руки, кто запускал в небо воздушные шарики? Расскажите о ваших впечатлениях. (дети рассказывают)
Ребята, художники разных народов тоже любовались природой. Давайте посмотрим на их работы, где изображены воздушные шары в небе (слайды 1 – 4)
А теперь рассмотрите в «Музейном доме» картину Валерия Ватенина «Голуби в небе»
Создаётся ли на картине ощущение праздника? (да)
С помощью чего художник это передал? (дома и небо сияют яркими красками)
Вам понравилась картина? Что именно? (дети рассказывают свои впечатления)
Молодцы! На этой картине мы ещё увидели красоту природы.
3.
Изучение нового учебного материала.
Цели:
совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
продолжить формирование умения анализировать произведения;
выявлять позицию автора
продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека
продолжить работу по формированию выборочного и выразительного чтения
Задачи:
активизировать познавательную деятельность школьников;
создать условия для развития каждого ученика
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:
словесный (монолог учителя, беседа)
наглядный (презентация, выставка книг Б. Сергуненкова)
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия:
одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)
Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:
доступность учебного материала;
эмоциональный настрой обучающихся.
1. Постановка темы и цели урока
Ребята, откройте учебник на странице 134. Прочитайте тему урока (Борис Сергуненков «Конь мотылёк»).
Какие цели мы поставим и постараемся их выполнить (познакомиться с писателем, продолжать учиться у писателей видеть красоту природы и красоту человека, развивать речь, внимание, анализировать текст, искать в произведении нужные отрывки и т. д.)
2.Рассказ учителя о писателе. Слайд 6.
Борис Николаевич Сергуненков детский писатель. Родился в Хабаровске 8 февраля 1931г. С 15 лет начал писать стихи. После окончания школы поступил в Университет на факультет журналистики. За свою жизнь кем он только не работал. Был и матросом, и рабочим, и лесником, но всегда оставался писателем. Борис Николаевич любит детей и природу. Герои книг Сергуненкова мечтают о радости и счастье для всех.
3. Выставка книг Б. Сергуненкова. Слайды 7 – 15
4. Выставка книг Б. Сергуненкова из школьной библиотеки.
5 Первичное восприятие. Чтение учителя.
Ребята, вы помните фотографию Нарвских ворот из «Музейного дома?»
А где находятся Нарвские ворота? (в Санкт – Петербурге) Слайды16-17
Одному из коней, украшающих эти ворота, посвящена сказка Бориса Сергуненкова «Конь Мотылёк». Это сказка – рассказ. Я прочитаю её, а вы внимательно слушайте и следите.
6.Проверка первичного восприятия.
Что вам понравилось в этом произведении? (дети высказываются)
7. Вторичное восприятие.
А сейчас прочитайте цепочкой, познакомимся с текстом (дети читают цепочкой)
8. Физминутка.
Ребята, давайте отдохнём. Вместе с животными потанцуем на природе.
9.Словарная работа
Ребята, что значит реставрировать? ( ремонтировать)
Откройте Толковый словарь и прочитайте, что значит ходить в ночное (дети зачитывают). Слайд 18
А кто такой коростель? Слайд 19
4.
Закрепление учебного материала,
Цель для учителя:
выявить уровень усвоения учебного материала;
научить применять полученные знания самостоятельно на практике.
Воспитывающий аспект связан с формированием: уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения,
Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.
Метод работы: практический, проблемный, словесный.
Методы оценивания:
похвала, одобрение,
Закрепление учебного материала,
1..Анализ текста.
Зачитайте, как ведёт себя медный конь, вырвавшись за город? (Первым делом, конечно, конь Мотылёк прискакал на большой луг и т. д..)
То есть, не смотря на то, что Мотылёк медная статуя, чувствует он себя обыкновенным конем.
Поражены ли остальные, увидев живого медного коня? (нет)
Как работал Мотылёк с дядей Васей? (Мотылёк весь день работал в охотку, а вечером, наработавшись, был отпущен на волю).
Чем занимался Мотылёк с деревенскими ребятами? (Деревенские ребятишки вместе с другими конями погнали его в ночное).
Где же нашёл Мотылька художник – реставратор? ( у речки)
Почему день , проведённый за городом, Мотылёк считает счастливым? Разве ему плохо в городе? (Настоявшись наверху Нарвских ворот и надышавшись в городе запахами бензина, он с радостью бросился нюхать цветы и травы и даже есть их).
Мотылёк счастлив, потому что он на свободе может побегать, погулять на природе.
А теперь поговорим, почему это сказка – рассказ.
Какие черты сказки можно обнаружить в этом произведении? (Медный конь оживает и убегает за город, а оживить его можно, если пощекотать ему брюхо)
Почему же тогда «Конь Мотылёк» - рассказ? (Медный конь ведёт себя , как обыкновенный конь: ест травку, катается по земле, купается в ручье, идёт в ночное, принят в табун, его можно приманить с помощью горбушки хлеба и т. д.)
2.Итог урока.
Ребята, давайте подведём итог и поразмышляем, хотел ли Борис Сергуненков открыть нам тайны волшебного мира или писатель хотел показать, как хорошо и привольно за городом, как весело «счастьем простым дорожить».(Мотылёк более счастлив на природе, красота природы нравится всем, Мотылёк любит свободу и т.д.)
Ребята, поднимите руки, кто любит природу. Молодцы. Я тоже люблю природу. Больше всего мне нравится, когда зимой падают большие хлопья снега. А, что нравится вам? (дети рассказывают свои впечатления)
5.
Задание на дом,
Цели:
повторить и систематизировать полученные знания;
развивать умение работать самостоятельно, творчески;
воспитывать нравственные качества и любовь к природе.
Домашнее задание: (по выбору)
Прочитать сказку – рассказ Б. Сергуненкова, пересказать или подготовить вопросы
. Такая форма работы используется с целью закрепления ЗУНов, полученных на уроке; способствует развитию навыков устной монологической речи учащихся. Дать возможность оценить работу родителям.
Задание на дом
Ребята, откройте дневники. Какое задание вы хотели бы выполнить дома? (прочитать, пересказать, задать вопросы и т. д.) Запишите У. 1, стр. 134 – 136 Слайд 20.
Рефлексия
Ребята, если вам было интересно на уроке. прикрепите жёлтый лучик нашему солнышку, а если нет – синий. Слайд 21. Спасибо за урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ