Конспект урока для 4 класса по теме: "Борис Сергуненков. Конь Мотылек"

Схема конспекта урока


Аттестуемый педагог Попова Марина Викторовна

Предмет литературное чтение

Класс 4а

Тема урока Борис Сергуненков. Конь Мотылек.

Цели урока:

совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
– продолжить формирование умения анализировать произведения;

-выявлять позицию автора

-продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

-продолжить работу по формированию выборочного и выразительного чтения

Планируемый результаты

Предметные:

- развитие устной речи;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Личностные:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Оборудование: презентация, учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение», хрестоматия по литературному чтению О. В. Малаховской, лучики для солнышка, Толковый словарь, рисунки детей.





п/п

Этапы работы

Содержание этапа(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент.

Цели:

подготовить к работе на уроке; организация класса,

создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

создание положительных эмоций на работу;

формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Метод обучения:

словесный (беседа)

1. Организационная часть

Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте что-нибудь приятное.

Я вам тоже желаю хорошего настроения и активности на уроке.




2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу,

  Цели :

актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала

Задача:

побудить обучающихся к активности на уроке.

Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:

словесный (беседа, дискуссия. вопросы педагога и ответы детей)

наглядный (работа с картиной В. Ватенина «Голуби в небе», презентация,)

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: 

одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)

Обучающиеся должны увидеть в произведении В. Драгунского «Красный шарик в синем небе» красоту природы и красоту человека. Школьники должны прийти к выводу, что у художника В. Ватенина сами дома и небо сияют яркими красками, наполнены жизнью и создают ощущение праздника.

На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, как называется раздел, в котором мы читаем произведения? ( Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека).

Какое произведение вы прочитали дома в хрестоматии? ( Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»)

Откройте хрестоматию и зачитайте ту часть, где говорится о том, как Алёнка захотела воздушный шарик. (дети читают, а другие дети оценивают).

Какое чувство охватило Дениску, когда он наблюдал за улетающим шариком? (чувство красоты, в синее небо улетает красный шарик)

Объясните, почему у людей возникло ощущение радости и праздника? (на дворе весна, все нарядные и весёлые, милиционер в белых перчатках)

О чём Денис думает по пути домой? (о том, что Алёнке жалко своего шарика)

Умеет ли Алёнка чувствовать красоту? (да)

Вы понимаете, почему Денис Дружит с Алёнкой, ведь она младше него?

Ребята, подведём итог по домашнему заданию. Можно ли назвать Дениску и Алёнку красивыми? (дети высказываются)

Поднимите руки, кто запускал в небо воздушные шарики? Расскажите о ваших впечатлениях. (дети рассказывают)

Ребята, художники разных народов тоже любовались природой. Давайте посмотрим на их работы, где изображены воздушные шары в небе (слайды 1 – 4)

А теперь рассмотрите в «Музейном доме» картину Валерия Ватенина «Голуби в небе»

Создаётся ли на картине ощущение праздника? (да)

С помощью чего художник это передал? (дома и небо сияют яркими красками)

Вам понравилась картина? Что именно? (дети рассказывают свои впечатления)

Молодцы! На этой картине мы ещё увидели красоту природы.

3.

Изучение нового учебного материала.

Цели:

совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
продолжить формирование умения анализировать произведения;

выявлять позицию автора

продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

продолжить работу по формированию выборочного и выразительного чтения

Задачи:

активизировать познавательную деятельность школьников;

создать условия для развития каждого ученика

Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:

словесный (монолог учителя, беседа)

наглядный (презентация, выставка книг Б. Сергуненкова)

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: 

одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

доступность учебного материала;

эмоциональный настрой обучающихся.


1. Постановка темы и цели урока

Ребята, откройте учебник на странице 134. Прочитайте тему урока (Борис Сергуненков «Конь мотылёк»).

Какие цели мы поставим и постараемся их выполнить (познакомиться с писателем, продолжать учиться у писателей видеть красоту природы и красоту человека, развивать речь, внимание, анализировать текст, искать в произведении нужные отрывки и т. д.)

2.Рассказ учителя о писателе. Слайд 6.

Борис Николаевич Сергуненков детский писатель. Родился в Хабаровске 8 февраля 1931г. С 15 лет начал писать стихи. После окончания школы поступил в Университет на факультет журналистики. За свою жизнь кем он только не работал. Был и матросом, и рабочим, и лесником, но всегда оставался писателем. Борис Николаевич любит детей и природу. Герои книг Сергуненкова мечтают о радости и счастье для всех.

3. Выставка книг Б. Сергуненкова. Слайды 7 – 15

4. Выставка книг Б. Сергуненкова из школьной библиотеки.

5 Первичное восприятие. Чтение учителя.

Ребята, вы помните фотографию Нарвских ворот из «Музейного дома?»

А где находятся Нарвские ворота? (в Санкт – Петербурге) Слайды16-17

Одному из коней, украшающих эти ворота, посвящена сказка Бориса Сергуненкова «Конь Мотылёк». Это сказка – рассказ. Я прочитаю её, а вы внимательно слушайте и следите.

6.Проверка первичного восприятия.

Что вам понравилось в этом произведении? (дети высказываются)

7. Вторичное восприятие.

А сейчас прочитайте цепочкой, познакомимся с текстом (дети читают цепочкой)

8. Физминутка.

Ребята, давайте отдохнём. Вместе с животными потанцуем на природе.

9.Словарная работа

Ребята, что значит реставрировать? ( ремонтировать)

Откройте Толковый словарь и прочитайте, что значит ходить в ночное (дети зачитывают). Слайд 18

А кто такой коростель? Слайд 19



4.

Закрепление учебного материала,

Цель для учителя:

выявить уровень усвоения учебного материала;

научить применять полученные знания самостоятельно на практике.

Воспитывающий аспект связан с формированием: уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения,

Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.

Метод работы: практический, проблемный, словесный.

Методы оценивания:

похвала, одобрение,

Закрепление учебного материала,

1..Анализ текста.

Зачитайте, как ведёт себя медный конь, вырвавшись за город? (Первым делом, конечно, конь Мотылёк прискакал на большой луг и т. д..)

То есть, не смотря на то, что Мотылёк медная статуя, чувствует он себя обыкновенным конем.

Поражены ли остальные, увидев живого медного коня? (нет)

Как работал Мотылёк с дядей Васей? (Мотылёк весь день работал в охотку, а вечером, наработавшись, был отпущен на волю).

Чем занимался Мотылёк с деревенскими ребятами? (Деревенские ребятишки вместе с другими конями погнали его в ночное).

Где же нашёл Мотылька художник – реставратор? ( у речки)

Почему день , проведённый за городом, Мотылёк считает счастливым? Разве ему плохо в городе? (Настоявшись наверху Нарвских ворот и надышавшись в городе запахами бензина, он с радостью бросился нюхать цветы и травы и даже есть их).

Мотылёк счастлив, потому что он на свободе может побегать, погулять на природе.

А теперь поговорим, почему это сказка – рассказ.

Какие черты сказки можно обнаружить в этом произведении? (Медный конь оживает и убегает за город, а оживить его можно, если пощекотать ему брюхо)

Почему же тогда «Конь Мотылёк» - рассказ? (Медный конь ведёт себя , как обыкновенный конь: ест травку, катается по земле, купается в ручье, идёт в ночное, принят в табун, его можно приманить с помощью горбушки хлеба и т. д.)

2.Итог урока.

Ребята, давайте подведём итог и поразмышляем, хотел ли Борис Сергуненков открыть нам тайны волшебного мира или писатель хотел показать, как хорошо и привольно за городом, как весело «счастьем простым дорожить».(Мотылёк более счастлив на природе, красота природы нравится всем, Мотылёк любит свободу и т.д.)

Ребята, поднимите руки, кто любит природу. Молодцы. Я тоже люблю природу. Больше всего мне нравится, когда зимой падают большие хлопья снега. А, что нравится вам? (дети рассказывают свои впечатления)




5.

Задание на дом,

Цели:

повторить и систематизировать полученные знания;

развивать умение работать самостоятельно, творчески;

воспитывать нравственные качества и любовь к природе.

Домашнее задание: (по выбору)

Прочитать сказку – рассказ Б. Сергуненкова, пересказать или подготовить вопросы

. Такая форма работы используется с целью закрепления ЗУНов, полученных на уроке; способствует развитию навыков устной монологической речи учащихся. Дать возможность оценить работу родителям.


Задание на дом

Ребята, откройте дневники. Какое задание вы хотели бы выполнить дома? (прочитать, пересказать, задать вопросы и т. д.) Запишите У. 1, стр. 134 – 136 Слайд 20.

Рефлексия

Ребята, если вам было интересно на уроке. прикрепите жёлтый лучик нашему солнышку, а если нет – синий. Слайд 21. Спасибо за урок.










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ