Конспект урока для 2 класса "Понятие о словах, обозначающих действия предметов"
Тема урока: Понятие о словах, обозначающих действия предметов (о глаголах)
Шакирова Анна Евгеньевна
Урок во 2а классе
Тип: урок открытия новых знаний. Вид: практическое занятие. Технологии: личностно-ориентированного образования, коллективного сотрудничества
Цель: формировать умение распознавать глаголы.
Задачи: 1. Образовательная: дать учащимся конкретные представления о глаголе, подчеркнуть роль глаголов в нашей речи, обеспечить первичное осмысление и закрепление знаний. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы дома. 2. Развивающая: активизировать познавательную деятельность. Развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность и орфографическую зоркость. 3. Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку, аккуратность, доброжелательность.
Оборудование: 1. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 кл. М.: Дрофа, 2008 год 2. Компьютер 3. Мультимедийный проектор 4. презентация к уроку 5. Карточка с опорными словами для постановки цели.
ХОД УРОКА
Проверка готовности к уроку. Слайд 1
I. Психологический настрой
II. Актуализация опорных знаний.. Слайд 2
Учитель: - Я приглашаю вас отправиться в путешествие, но сначала познакомимся….
Отправляемся в огромную страну –РЕЧЬ.
- Кто жители этой страны?
- миллионы слов, которые не могли найти себе места.
Грамматическая сказка- Слайд 3
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, все плохо получается. «Без командира нам не обойтись, – решили слова. – Позовём-ка мы на помощь королеву Морфологию!»
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от значения, объединились в свои группы.
- Какие признаки у имён существительных?
Предмет
Кто?Что?
Одушевлённые и неодушевлённые
Нарицательные и собственные
III. Обобщение пройденного и постановка цели урока.
1. Словарная работа – Слайд - 4
м..шина п..тух за..ц уч..ник б..рёза
-Что общего у этих слов? (предметы,существительные, неправ.безуд.гл.)
- на какие две группы можно разделить эти слова? (одуш/неодуш)
Выполняют самостоятельно,записывая в столбики-самопроверка
Проверка на Слайде -4
2. Нарицательные и собственные существительные
( учитель диктует слова встали-собст;сели- нарицательное)
Крокодил, пальма, Африка, жираф, баобаб, Азия, слон, орхидея, Австралия, прыгать.
IV. Изучение нового материала
1. ? Прыгать? Это слово не подходит к признакам существительных. Возникает проблема – Слайд-5
2. Разгадывание кроссворда - в парах
-Что изображено –предметы, что называли – действия,
Какие вопросы задавали- что делает?...
Назовите, кто что делает.
Сравните слова, которые вы записали.
Чем похожи эти слова?
На какие вопросы отвечают слова?
Как называют эти слова?
Сделайте вывод
Вывод: ГЛАГОЛ
Слайд – 6 Читаем правило.
2.Цель: Учиться отличать глаголы от других слов Слайд -7
3.Закончи предложения
- Глагол обозначает ……
-Глагол отвечает на вопросы….
Слайд -8 (морфология)
Глаголы, одна из важнейших частей речи в р/яз. Глагол делает нашу речь точной, понятной. В предложении глагол является главным членом предложения. Эта часть речи очень не любит ленивых, а сам трудится целый день. Такой уж у меня характер деятельный – я всё время что-нибудь делаю.
Цель:Учить находить глаголы среди других частей речи
4.Учимся классифицировать слова и точно подбирать глаголы к предметам- Слайд -9 – «по цепочке»
(рыба- кто?-называет предмет – сущ. и т.д.
рыба,скачет,плывёт,птица,лоша.ь,
л.тит, л.гушка, п.лзёт, зм.я, прыгает
-Распределите слова на два столбика.
Сущ. гл.
рыба скачет
птица плывёт
лошадь летит
лягушка ползёт
змея прыгает
Соотнесите предмет с глаголом. Самостоятельная работа. (Один ученик около доски.)
5. Самостоятельная работа на карточках по вариантам. Соедини предмет с действием – взаимопроверка
заяц
снежок
еж
деревья
мороз
спят
прыгает
трещит
сверкает
уснул
снегирь
птицы
снег
сугробы
волк
улетели
намело
скрипел
рыщет
клюет
V. Первичное закрепление
– Так ли важны глаголы в нашей речи? Убедимся на примере текста
1.Работа с текстом. Слайд - 10
Учитель читает текст без глаголов. Понравился? Нет. Почему?
2.Работа в группах. – Исправить текст
( проверка : каждая группа читает по одному предложению)
3.Игра «Угадай-ка». Слайд 11,12,13
Учитель.- Я задумала предмет,подобрала к нему возможные действия
Собачка – лает,сторожит,бегает,прыгает,играет
Роза – цветёт,пахнет,вянет, колется
Водящий выходит из класса, а дети задумывают предмет и подбирают к нему возможные действия. Водящий приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман. Он должен спросить: «А что он делает?» Ученики по очереди называют действия.
-Возможные варианты: дерево – стоит, растет, гнется, шумит, зеленеет
-Летает, порхает, кружится бабочка.
. -Шипит, ползает, извивается змея.
-Растёт, цветёт, пахнет цветок.
– Глаголы действительно помогают точно описывать действия, но для этого нужно верно подбирать глаголы.
4.Вот это задание будет домашней работой. Творческая работа.
5 .Задание творческого характера
Слайд – 14
Находим пары сущ + гл.Какой пейзаж бы получися? ЗИМА
Составить 2-3 предложения со словами о зиме.
VII. ИТОГ.
СЛ № 15 Настало время поиграть в игру «Четвёртое лишнее». В каждой группе слов найдите лишнее слово.
Поёт, дремлет, ветер, играет.
Шишка, долбит, плавает, поёт.
Убирает, одевает, пишет, зарядка.
XII. Рефлексия.
- Что сегодня на уроке русского языка вам понравилось? - Какое настроение у вас после урока?
У вас лежат карточки, солнышко и тучка. Определитесь и поставьте свою оценку соей работы : если всё устроило на уроке – солнышко , а если нет – тучка. /
Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились
Дополнительные задания
Подберите к данным словам однокоренные глаголы. Рисунок (рисовать) Жёлтый (желтеть) Весёлый (веселиться) Подарок (подарить) Рассказ (рассказывать) Мороз (морозить)
Работая по теме «Имя существительное», вы учились подбирать слова. Противоположные по значению (день – ночь, радость – горе…). Подберите к данным словам глаголы, противоположные по смыслу. Молчать – говорить Вспоминать – забывать Начинать – заканчивать Встречать – провожать Поднимать – опускать Белеть - чернеть
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ